Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
статья

Малетина Ольга Федоровна

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий), и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii_po_autizmu_mo_mart_2022.docx178.24 КБ

Предварительный просмотр:

      «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами          аутистического спектра в образовательной организации»  

       Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

     Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ) – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие препятствия в получении образования без создания специальных условий. Для устранения отклонений в развитии необходима система коррекции и воспитания.

К детям с ОВЗ относят и нозологическую группу, именуемую: дети с РАС (расстройством аутистического спектра).

В 2007 года Генеральная Ассамблея ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма и отмечается ежегодно 2 апреля Всемирный день распространения  информации о проблеме аутизма.

      Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий), и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей. 

      О детях с нарушениями аутистического спектра говорят: Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека». Настолько эти дети  разные.

     Однако выявлены параметры, которые позволяют объединить таких детей в группы по признакам.

       Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия  (стереотипии).

      Часто не появляются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте, нет согласованности с партнёром по общению.

      Нередко детей с РАС сопровождает умственная отсталость. Встречаются и высокофункциональные люди с данным расстройством.

Давно и успешно ведутся исследования данного феномена, разрабатываются программы диагностики и коррекции нарушений развития. Многие  отечественные и зарубежные учёные  разрабатывают пути подхода к исправлению недостатков искажённого развития с целью оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС.

В настоящее время в нашей стране для классификации аутизма используют методику О.С.Никольской,  которая даёт представление о формах проявления аутизма.

0013-013-Klassifikatsija-autizma

Исследования способствует выбрать нужные подходы для обучения детей с РАС, определения видов работы с ними. Основной целью работы  является формирование у обучающихся жизненных компетенций.

   Поступая в школу многие из учащихся  не могут себя правильно (по возрасту) обслужить, не видят причин соблюдать элементарные условия взаимодействия с о сверстниками и взрослыми, требуют заботы, постоянного контроля и оказания своевременной педагогической и психологической помощи.

    Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоциональной комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

     

      Существуют этапы включения ребенка с РАС в процесс обучения.

  • социальная интеграция (нахождение в классе, общешкольные мероприятия), параллельно должны проходить дополнительные индивидуальные  занятия с учителем и специалистами.
  • посещение отдельных уроков с детьми условной нормы или приближенных к ним (физкультура, музыка, изобразительное искусство).

Определяются требования к организации пространства для обучения детей с РАС.

  • наличие отдельной парты в классе;
  • наличие «места уединения»;
  • наличие  визуального расписания.

     

     В процессе работы используется система альтернативной коммуникации PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход.

КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА с АУТИЗМОМ ?

  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
  • избегать переутомления,
  • четко организовывать пространство,
  • использовать подписанные системы хранения,
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,
  • обращаться к ребенку по имени,
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением,   объятием, стимулом),
  • постоянно развивать крупную и  мелкую моторику.

В процессе обучения также используется прикладной анализ поведения (АВА – терапия).

      Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

     Одним их методов коррекции при аутизме являются занятия в сенсорной комнате.  После таких занятий дети с аутизмом чувствуют себя намного лучше, поскольку сенсорные стимуляторы, которые находятся в комнате,  воздействуют на обоняние, зрение, осязание, вестибулярный аппарат. На сегодняшний день многие специалисты в области аутизма рекомендуют детям  занятия в сенсорной комнате, поскольку они дают положительные результаты.