Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения
статья

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - одна из категорий детей с ОВЗ, которым особенно трудно адаптироваться в образовательной среде.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598) определены особые образовательные потребности детей с РАС.

Наиболее значимыми являются:

• индивидуализированная подготовка к обучению;

• индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей;

• специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;

• создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудностей;

• дозированная подача новой информации с учетом темпа восприятия и работоспособности ребенка;

• четкое соблюдение режима дня, представленного ребенку в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченная предметно-пространственная образовательная среда;

• специальная отработка форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия со взрослым;

• обучение по адаптированной образовательной программе;

• постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

• организация занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке  навыков коммуникации и социально-бытовых навыков;

• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;

• психологическое сопровождение, помогающее наладить взаимодействие семьи  с образовательной организацией и с родителями других детей;

• индивидуальное дозирование и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

Очевидно, что организация школьного обучения детей с РАС требует определенного сочетания форм специального образования и форм интеграции обучающихся с РАС в общеобразовательную среду регулярного класса, соответствующего их особым образовательным потребностям.

Одним из вариантов ОРГАНИЗАЦИИ обучения детей с РАС в образовательном пространстве является создание ресурсного класса.

Ресурсный класс в Образовательном учреждении создан с целью обеспечения обучающимся с РАС реализации права на получение образования в условиях специального образования в среде сверстников.

Прежде всего, ресурсный класс -  это пространство в школе, в котором происходит подготовка детей с РАС к обучению в регулярных классах ОУ.

Выделяем основные задачи ресурсного класса: 

  • создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся на основе адаптированных образовательных программ (далее – АОП, СИПР) и индивидуальных учебных планов (далее - ИУП), в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП);
  • подготовка обучающихся с РАС к включению в классы и обучению совместно со сверстниками в условиях специального образования.

«Ресурсный класс» позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого обучающегося, в наименее ограничивающей среде. При этом обучающийся официально зачислен в регулярный общеобразовательный класс, а ресурсный класс - это место, где ему оказывается поддержка специалистов.

Обучающиеся «ресурсного класса» обучаются по адаптированным образовательным программам, разработанными в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПРА ребенка -инвалида, с последовательным включением в учебную деятельность регулярных классов.  

Всего в Образовательном учреждении 17 обучающихся с расстройством аутистического спектра. Они зачислены и обучаются в 15-ти общеобразовательных регулярных классах. Всего в учреждении 7 параллелей, в которых обучаются дети с аутизмом.

        

Нормативно-правовое обеспечение функционирования ресурсного класса:

  1. Учреждением были разработаны и утверждены следующие локальные акты:
  • Приказ об открытии Ресурсного класса;
  • Положение о Ресурсном классе;
  • Должностные обязанности тьютора;
  • Должностная инструкция специалиста по прикладному анализу поведения

  1. Внесены изменения в следующие локальные нормативно-правовые акты:
  •  Устав Образовательного учреждения;
  •  штатное расписание;

  1. Разработаны документы, регламентирующие образовательный процесс обучающихся с РАС:

  • АООП обучающихся с РАС (варианты 8.3; 8.4);
  • Учебные планы;
  • Индивидуальные Адаптированные образовательные программы (АОП), специальные индивидуальные программы развития (СИПР), индивидуальные учебные планы;
  • Рабочие программы по предметам.

В Образовательном учреждении для обучающихся с РАС оборудованы два отдельных кабинета, которые разделены на зоны, а также две сенсорные комнаты – по одной на каждой площадке ОУ.

Ресурсный класс делится на несколько функциональных зон:

- зона индивидуальных занятий, в которой ребенок осваивает с тьютором индивидуальную адаптированную образовательную программу;

- зона групповых занятий;

- спортивная зона и зона отдыха;

- рабочее место учителя.

- сенсорные зоны (светлая и темная сенсорные комнаты) оснащены визуальными, аудиальными и тактильными стимуляторами, необходимыми для релаксации детей в случае сенсорной перегрузки: зеркальный шар, светильник «Пламя», фонтан настольный водный, музыкальный центр с комплектом дисков для релаксации, пуфы-кресла, световой проектор «Жар птица», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, панно «Бесконечность», подвесной потолок «Звездное небо, Сатурн», световой стол.

В зоне индивидуальных занятий размещены специальные двухместные парты для ребёнка и тьютора. Они оснащены перегородками и фланелеграфом, позволяющими сосредоточить внимание обучающегося только на своих заданиях, организовать визуальные подсказки. Рядом с партами установлены стеллажи для хранения персональных учебных материалов и «поощрений» обучающихся.

Зона для групповых занятий представляет собой модульные парты, сдвинутые в один большой обращённый к доске стол, за которым ребята учатся работать вместе.

В рабочей зоне учителя-дефектолога (куратора ресурсного класса) находятся стол, доска, компьютер, цветной принтер, ламинатор, резак для бумаги и прочая оргтехника для создания персональных учебных материалов. Здесь же хранится вся документация.

Функционирование Ресурсного класса осуществляется в постоянном режиме, который предусматривает:

  • не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимися с РАС адаптированной образовательной программы внутри пространства класса;
  • индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня;
  • участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем логопедом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
  • проведение специалистами Ресурсного класса консультаций для родителей  обучающихся.        

Обучающиеся «ресурсного класса» посещают уроки по школьным предметам, которые могут изучать вместе со своими сверстниками при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из обучающихся определяется индивидуально в соответствии с его интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием у него проблемного поведения.

При возникновении у обучающегося поведения, препятствующего образовательному процессу в классе, а также в случае, если обучающемуся требуется сенсорная разгрузка, он, в сопровождении тьютора, покидает регулярный класс во время урока и переходит в ресурсный, где заканчивает урок в индивидуальном режиме.

В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в регулярном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая свой регулярный класс по индивидуальному плану.

Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия проводит учитель-дефектолог (куратор).

В состав команды ресурсного класса входят учитель-дефектолог (куратор ресурсного класса), тьюторы, специалист по прикладному анализу поведения, учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители регулярных классов.

 Тьютор (назначается ребенку по рекомендации ТПМПК). Он обеспечивает реализацию индивидуального образовательного процесса обучающегося, помогает ребенку включиться в систему взаимоотношений в классе, в школе, помогает в освоении индивидуальной образовательной программы и формировании культурных и социально-бытовых навыков.  

В ходе учебного дня тьютор выполняет ряд особых мероприятий:

- ПРОВОДИТ индивидуальные занятия по формированию новых навыков в соответствии с индивидуальным планом, составленным куратором РК;

- ОБЕСПЕЧИВАЕТ выполнение поведенческой программы ребенка;

- СОПРОВОЖДАЕТ ребенка в учебных и режимных моментах школьной жизни;

- ОРГАНИЗУЕТ совместную деятельность ученика ресурсного класса с одноклассниками из регулярного класса (перемены, совместное проведение досуга);

- ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

- реализацию индивидуального образовательного процесса;

- учёт и запись результатов наблюдений за поведением обучающегося;

- сбор данных о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка;

- тестирование уровня развития навыков у ребенка под руководством учителя-дефектолога ресурсного класса.

Учитель-дефектолог (куратор класса) после проведения тестирования базовых умений и навыков совместно с тьютором составляет индивидуальную образовательную программу обучающегося. По каждому формируемому навыку учитель-дефектолог составляет учебный план-конспект, проводит групповые занятия. 

Специалист по прикладному анализу поведения наблюдает и анализирует поведение детей, составляет для куратора ресурсного класса план работы по коррекции  их поведения, дает рекомендации, как максимально избежать «нежелательного» поведения ребенка и научить его приемлемому альтернативному поведению, а также специалист проводит обучение по базовым навыкам поведенческого анализа и консультирует классных руководителей регулярных классов.

Учитель регулярного класса:

  •  является членом команды специалистов ресурсного класса.;
  • работает в тесной взаимосвязи с тьюторами и педагогами ресурсного класса, сотрудничает со специалистом по прикладному анализу поведения;
  •  совместно с педагогом ресурсного класса и другими специалистами составляет адаптированную образовательную программу обучающегося и индивидуальный учебный план и реализует их на своих уроках;
  •  участвует в организации процесса обучения ребенка с РАС в условиях своего класса;
  •  консультирует педагога ресурсного класса по учебной программе регулярного общеобразовательного класса;
  •  помогает в адаптации учебных материалов;
  •  создает благоприятную среду для обучающихся с РАС, проводя воспитательную и просветительскую работу с обучающимися своего класса;

Руководство функционированием Ресурсного класса осуществляет заместитель директора по УВР, курирующий вопросы службы сопровождения, в соответствии с приказом по Образовательному учреждению.

Педагогический состав ресурсного класса имеет специальное                          (дефектологическое) образование.

Всего в учреждении 15 тьюторов.  

Из них высшее дефектологическое образование имеют 14 человек;

среднее специальное – 1 человек;

переподготовку прошли 2 человека;

Стаж педагогической работы членов педагогического коллектива «Ресурсного класса»:

до 5 лет – 7 человек,

от 5 до 10 лет – 5 человек,

от 10 до 20 лет – 3 человека.

Коллектив регулярно проходит курсы повышения квалификации:

  1. 11 сотрудников учреждения успешно прошли курсы повышения квалификации на кафедре специальной (коррекционной) педагогики АППО по программе «Тьюторское сопровождение инклюзивного образования». Коллектив учреждения благодарит Наталью Николаевну и сотрудников кафедры на информативный, четко продуманный и практико-ориентированный курс.
  2. Также на базе  консультационно-методического центра «Педагогики и психологии» в Москве прошли обучения 2 наших сотрудника по программе:
  1.  «Прикладной анализу поведения (АВА-терапия)» -  (специалист по прикладному анализу поведения прошла 5 уровней обучения по данной программе);
  2. 1 тьютор в учреждении имеет 4 уровеня программы по прикладному анализу поведения «(АВА-терапия)».
  1. Также сотрудники учреждения обучались в Санкт- Петербургском Институте раннего вмешательства по программе «Базовые принципы прикладного анализа поведения. Теория и практика».

Хочу отметить, что модель «Ресурсный класс» может быть организована как в учреждении, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу, так и в условиях инклюзивного образования.

Помимо модели «Ресурсный класс» в нашем Образовательном учреждении действует модель, при которой обучающиеся постоянно находятся в своем классе совместно с тьютором и не нуждаются в посещении ресурсной зоны.  Для реализации такой модели существуют критерии готовности обучающихся:

• ученик следует инструкциям взрослого (учителя, тьютора) в 80% случаев;

 • ученик не демонстрирует поведение, которое может помешать образовательному процессу, минимум 15 минут подряд;

 • ученик может адекватным способом привлечь к себе внимание педагога (выразить просьбу, попросить помощь, сообщить о своем желании устно или используя альтернативную систему коммуникации);

 • ученик умеет адекватно выражать согласие и отказ;

 • ученик не демонстрирует поведение, при котором он может причинить вред другим людям или самому себе.

Если все необходимые признаки присутствуют в самом начале обучения, то ученик может начать посещать свой класс на постоянной основе с первых дней учебного года.

Для таких обучающиеся предусмотрена регулярная поддержка в форме занятий со специалистами службы сопровождения по программам, направленным на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, групповых видов деятельности.

Как правило, для таких обучающихся не требуется активное участие поведенческого аналитика. Нежелательное поведение проявляется крайне редко.  Тьютор использует в работе поощрения, визуальное расписание и другие приемы при необходимости. Также серьезное внимание уделяется обратной связи с родителями, чтобы вне школы ребенок с РАС продолжал следовать поведенческой программе.  В листе обратной связи прописывается одинаковая реакция на нежелательное поведение в школе и дома, алгоритм обсуждения школьных ситуаций. Таким образом, школа и дом не обособлены друг от друга, а являются единым развивающим пространством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса

                    Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это об­ра­зо­ва­тель­ная программ...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обученияс расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение.Ра  ...