ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. Отсутствие образовательных условий для детей с РАС, которые подходили бы им наилучшим образом, учитывали их особенности и позволили бы подготовить их к включению в общеобразовательную среду – основная проблема.
Родители детей с РАС вынуждены выбирать между надомной формой обучения и специальными коррекционными учреждениями. Образовательные маршруты для этой категории детей существенно ограничены, и, как правило, не соответствуют их потребностям. Отсутствуют специализированные программы для обучения и инклюзии, педагогические подходы для других особенностей развития не отвечают потребностям детей с РАС, отсутствуют специалисты, владеющие в полной мере теми методами, которые доказали свою эффективность в обучении детей с РАС.
При правильно организованной модели обучения и при использовании методов и приемов прикладного анализа поведения дети с РАС могут успешно обучаться в общеобразовательных школах. Организация структурированной среды и учет сенсорных трудностей при обучении позволит существенно уменьшить тревожность детей с РАС, минимизировать стресс, значительно повысить продуктивность в освоении школьной программы.
Установлено, что 80% детей с РАС являются обучаемыми по общеобразовательным и коррекционным программам.
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.
Для преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, социальной адаптации и социализацииобучающихся с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ras.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Васильева Розалия Семеновна, Егорова Анна Ивановна,
педагоги-психологи МБОУ «Центр психолого-медико-
социального сопровождения» ГО «город Якутск»
Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. Отсутствие образовательных условий для детей с РАС, которые подходили бы им наилучшим образом, учитывали их особенности и позволили бы подготовить их к включению в общеобразовательную среду – основная проблема.
Родители детей с РАС вынуждены выбирать между надомной формой обучения и специальными коррекционными учреждениями. Образовательные маршруты для этой категории детей существенно ограничены, и, как правило, не соответствуют их потребностям. Отсутствуют специализированные программы для обучения и инклюзии, педагогические подходы для других особенностей развития не отвечают потребностям детей с РАС, отсутствуют специалисты, владеющие в полной мере теми методами, которые доказали свою эффективность в обучении детей с РАС.
При правильно организованной модели обучения и при использовании методов и приемов прикладного анализа поведения дети с РАС могут успешно обучаться в общеобразовательных школах. Организация структурированной среды и учет сенсорных трудностей при обучении позволит существенно уменьшить тревожность детей с РАС, минимизировать стресс, значительно повысить продуктивность в освоении школьной программы.
Установлено, что 80% детей с РАС являются обучаемыми по общеобразовательным и коррекционным программам.
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.
Для преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, социальной адаптации и социализацииобучающихся с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.
2. Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе.
3. Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС.
4. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.
5. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.
6. Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС, корректировка коррекционных мероприятий.
Специалистами выделены следующие этапы психолого-педагогического сопровождения:
№ | Направление работы | Мероприятия и содержание деятельности |
1 | Организационно-адаптационный этап | |
1.1 | Создание условий для организации работы с детьми с РАС | Подготовка класса, сенсорной зоны Материально-техническое обеспечение класса |
1.2 | Повышение психологической компетентности специалистов | Изучение теоретического материала по работе с детьми с РАС Прохождение курсов повышения квалификации по теме |
1.3 | Установление первичного контакта с детьми и их родителями | Знакомство ребенка со специалистами и учителем, пространством Центра, класса. Сбор первичной информации о ребенке. Соблюдение режима занятий, школьной формы. |
1.4 | Адаптация к условиям занятий | Изучение окружающего пространства психологического кабинета, предметов, наполняющих пространство. Игры с предметами и игрушками. Занятие в сенсорном кабинете. |
1.5 | Установление эмоционального контакта с детьми. Развитие мотивационной направленности на участие в занятиях | Включенное/не включенное наблюдение за поведением детей (индивидуальное / групповое). Сопровождение во время динамичной паузы. Проведение игр с использованием вербального и телесного контакта. |
1.6 | Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям | Проведение индивидуальных бесед, игр с ребенком и родителями |
2 | Диагностическийэтап | |
2.1 | Проведение психодиагностической работы | Проведение анкетирования для родителей |
Проведение психологической, социальной диагностики детей | ||
Выявление индивидуальных особенностей и уровня их развития | ||
3 | Коррекционно-развивающий этап | |
3.1 | Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся | Реализация комплексной программы по адаптации детей с РАС к школе «Семицветик» |
3.2 | Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | Консультирование семей, воспитывающих ребенка с РАС, по вопросам оказания помощи, организации их сопровождения и обучения. Обучение родителей эффективным методам и приемам работы с ребенком |
4 | Этап инклюзии | |
4.1 | Методическая поддержка школьной службы сопровождения | Методическое консультирование педагогов и специалистов МОБУ СОШ №35 по вопросам сопровождения детей с РАС |
4.2 | Работа по подготовке всех участников образовательного процесса к инклюзии | Проведение занятий для обучающихся, родителей, педагогов |
5 | Аналитический этап | |
5.1 | Определение эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС | Анализ проведенной работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС. Составление планов сопровождения детей с РАС на будущий учебный год. Разработка интегрированной модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС |
В начале коррекционно-развивающего этапа сопровождения выявлены следующие промежуточные результаты психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на базе МБОУ ЦПМСС:
1)100% адаптация детей к внешним условиям обучения;
2)установлен устойчивый контакт детей с психологами;
3)изучены индивидуальные особенности каждого ребенка;
4)внесены изменения в индивидуальные программы сопровождения в соответствии с особенностями детей;
5)переход от индивидуальной формы сопровождения к групповым формам работы;
6)введены новые формы методической работы (консилиумы с педагогами, тьюторами, разработка раздаточных материалов, просветительский семинар для педагогов и т.п.).
Список литературы
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. М: Синтез, 2011.
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие под редакцией М.С.Староверовой. М.: Владос. 2011.
3. ЛевченкоИ.Ю., ДубровинаТ.И. Развитие памяти у детей с ОНР. М.: Национальный книжный центр, 2015.
4. РотарьН.В., КарцеваТ.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Волглград.:Учитель, 2014.
5. СтребелеваЕ.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.М.: Владос,2013.
6. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...
Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения
Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...