ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Васильева Розалия Семеновна

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. Отсутствие образовательных условий для детей с РАС, которые подходили бы им наилучшим образом, учитывали их особенности и позволили бы подготовить их к включению в общеобразовательную среду – основная проблема.

Родители детей с РАС вынуждены выбирать между надомной формой обучения и специальными коррекционными учреждениями. Образовательные маршруты для этой категории детей существенно ограничены, и, как правило, не соответствуют их потребностям. Отсутствуют специализированные программы для обучения и инклюзии, педагогические подходы для других особенностей развития не отвечают потребностям детей с РАС, отсутствуют специалисты, владеющие в полной мере теми методами, которые доказали свою эффективность в обучении детей с РАС.

При правильно организованной модели обучения и при использовании методов и приемов прикладного анализа поведения дети с РАС могут успешно обучаться в общеобразовательных школах. Организация структурированной среды и учет сенсорных трудностей при обучении позволит существенно уменьшить тревожность детей с РАС, минимизировать стресс, значительно повысить продуктивность в освоении школьной программы.

Установлено, что 80% детей с РАС являются обучаемыми по общеобразовательным и коррекционным программам.

Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.

Для преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, социальной адаптации и социализацииобучающихся с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ras.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Васильева Розалия Семеновна, Егорова Анна Ивановна,

педагоги-психологи МБОУ «Центр психолого-медико-

социального сопровождения» ГО «город Якутск»

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. Отсутствие образовательных условий для детей с РАС, которые подходили бы им наилучшим образом, учитывали их особенности и позволили бы подготовить их к включению в общеобразовательную среду – основная проблема.

Родители детей с РАС вынуждены выбирать между надомной формой обучения и специальными коррекционными учреждениями. Образовательные маршруты для этой категории детей существенно ограничены, и, как правило, не соответствуют их потребностям. Отсутствуют специализированные программы для обучения и инклюзии, педагогические подходы для других особенностей развития не отвечают потребностям детей с РАС, отсутствуют специалисты, владеющие в полной мере теми методами, которые доказали свою эффективность в обучении детей с РАС.

При правильно организованной модели обучения и при использовании методов и приемов прикладного анализа поведения дети с РАС могут успешно обучаться в общеобразовательных школах. Организация структурированной среды и учет сенсорных трудностей при обучении позволит существенно уменьшить тревожность детей с РАС, минимизировать стресс, значительно повысить продуктивность в освоении школьной программы.

Установлено, что 80% детей с РАС являются обучаемыми по общеобразовательным и коррекционным программам.

Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС.

Для преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, социальной адаптации и социализацииобучающихся с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

2. Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе.

3. Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС.

4. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.

5. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.

6. Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС, корректировка коррекционных мероприятий.

Специалистами выделены следующие этапы психолого-педагогического сопровождения:

Направление работы

Мероприятия и содержание деятельности

1

Организационно-адаптационный этап

1.1

Создание условий для организации работы с детьми с РАС

Подготовка класса, сенсорной зоны

Материально-техническое обеспечение класса

1.2

Повышение психологической компетентности специалистов

Изучение теоретического материала по работе с детьми с РАС

Прохождение курсов повышения квалификации по теме

1.3

Установление первичного контакта с детьми и их родителями

Знакомство ребенка со специалистами и учителем, пространством Центра, класса.

Сбор первичной информации о ребенке.

Соблюдение режима занятий, школьной формы.

1.4

Адаптация к условиям занятий

Изучение окружающего пространства психологического кабинета, предметов, наполняющих пространство.

Игры с предметами и игрушками.

Занятие в сенсорном кабинете.

1.5

Установление эмоционального контакта с детьми.

Развитие мотивационной направленности на участие в занятиях

Включенное/не включенное наблюдение за поведением детей (индивидуальное / групповое).

Сопровождение во время динамичной паузы.

Проведение игр с использованием вербального и телесного контакта.

1.6

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям

Проведение индивидуальных бесед, игр с ребенком и родителями

2

Диагностическийэтап

2.1

Проведение психодиагностической работы

Проведение анкетирования для родителей

Проведение психологической, социальной диагностики детей

Выявление индивидуальных особенностей и уровня их развития

3

Коррекционно-развивающий этап

3.1

Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся

Реализация комплексной программы по адаптации детей с РАС к школе «Семицветик»

3.2

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Консультирование семей, воспитывающих ребенка с РАС, по вопросам оказания помощи, организации их сопровождения и обучения. Обучение родителей эффективным методам и приемам работы с ребенком

4

Этап инклюзии

4.1

Методическая поддержка школьной службы сопровождения

Методическое консультирование педагогов и специалистов МОБУ СОШ №35 по вопросам сопровождения детей с РАС

4.2

Работа по подготовке всех участников образовательного процесса к инклюзии

Проведение занятий для обучающихся, родителей, педагогов

5

Аналитический этап

5.1

Определение эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС

Анализ проведенной работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС. Составление планов сопровождения детей с РАС на будущий учебный год. Разработка интегрированной модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС  

В начале коррекционно-развивающего этапа сопровождения выявлены следующие промежуточные результаты психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на базе МБОУ ЦПМСС:

1)100% адаптация детей к внешним условиям обучения;

2)установлен устойчивый контакт детей с психологами;

3)изучены индивидуальные особенности каждого ребенка;

4)внесены изменения в индивидуальные программы сопровождения в соответствии с особенностями детей;

5)переход от индивидуальной формы сопровождения к групповым формам работы;

6)введены новые формы методической работы (консилиумы с педагогами, тьюторами, разработка раздаточных материалов, просветительский семинар для педагогов и т.п.).

Список литературы

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. М: Синтез, 2011.

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие под редакцией М.С.Староверовой. М.: Владос. 2011.

3. ЛевченкоИ.Ю., ДубровинаТ.И. Развитие памяти у детей с ОНР. М.: Национальный книжный центр, 2015.

4. РотарьН.В., КарцеваТ.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Волглград.:Учитель, 2014.

5. СтребелеваЕ.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.М.: Владос,2013.

6. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...