Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
методическая разработка (4 класс)

Маркова Вера Васильевна

В рамках  областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной отсталостью»

 

Цель моей работы:  коррекция недостатков интеллектуального и эмоционального развития ребенка с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные формы работы в ИЗО деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_seminar_2021.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках  областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной отсталостью»

Выступление: Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с Расстройством АС в изобразительной деятельности».

  В настоящее время особую актуальность приобретает проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки раз. Проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания многих наук.

Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. Дети с аутизмом испытывают разнообразные трудности. Одной из них является обучение.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. 

Актуальность выбранной темы  заключается  в необходимости   проведения своевременной   и адекватной   коррекционной работы,   имеющей ведущее  значение  для  дальнейшего  развития ребенка. 

В 4 классе обучается 10 чел.

Из них одна обучающаяся с диагнозом РДА. Проступила во 2 классе.

У девочки искаженное развитие эмоционально – аффективной сферы. Специфическое нарушение познавательной деятельности.

Она обучается по индивидуальной программе. На уроках не слушает и редко отвечает на поставленные вопросы. В тетрадях письменные задания выполняет с трудом. В общем моторном облике - нарушения координации движений, возбудимость, стереотипии. Испытывает трудности при усвоении всех разделов программного материала.

В процессе обучения было замечено, что девочке  очень нравится рисовать, лепить, клеить.

Поэтому  я решила уделять особое внимание этому виду деятельности  с целью  коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития. В обучающем процессе  стала использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, связанные с изобразительной деятельностью. Это для неё - не только труд, но  и большая радость, а так же образное познание окружающей действительности. Формы работы на уроке – индивидуальная и совместная с учителем.

          Цель моей работы:  коррекция недостатков интеллектуального и эмоционального развития ребенка с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные формы работы в ИЗО деятельности

Нетрадиционные техники  – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов. Они дают возможность нестандартно мыслить и  создают на уроке условия, в которых ребенок начинает самостоятельно выражать свои чувства, переживания, эмоции, настроения.

В связи с этим, подробнее остановлюсь на нетрадиционных техниках работы с данной обучающейся в изобразительной деятельности, которые вызывают у нее особый интерес и усидчивость. 

  Доступность использования нетрадиционных техник определяется индивидуальными особенностями обучающейся.  

Учитывая это особенности

В рисовании  используем следующие  нетрадиционные техники работы:

  «Пальчиковые рисунки» разнообразной тематики

 «Рисование ладонью»   -  помогает развивать зрительно-двигательную координацию.

Техника рисования «Монотипия»     

 Помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета.

 «Рисование на песке». Отличная терапия для ребенка – аутиста.

 «Оттиск ватными палочками» или «Тычкование»

Аппликация

В процессе аппликации ребенок усваивает целый ряд графических и живописных умений и навыков, учится анализировать предметы и явления окружающего мира. Она очень важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.  

В аппликации используем следующие нетрадиц. техники: 

- Клеим готовые наклейки с различными изображениями, развивая точность движений.

- Использование мятой бумаги (придаёт изображению объем).

Способ «Обрывная аппликация» хорош для передачи фактуры образа.

 -Аппликация из поролона также придаёт фигурам объем.

- Используя «Квилинг», или технику бумагоскручивания получаем объемные композиции из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. 

 - И Аппликация с природными материалами так же всегда увлекательна, интересна и полезна.

Лепка

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

- использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

- интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

- создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  

В процессе лепки –  одновременно  происходит сенсорное развитие  и развитие мелкой моторики.

Обучающейся очень нравится использовать:

Технику пластилинографии это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются полуобъемные.

- Приемом  «вдавливание»  укрепляется мелкая моторика. 

(этим приемом можно украсить поделку крупами, зернами и семенами растений).

 -Прием  Рисование  “ пластилиновыми жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Этот прием синхронизируют работу обеих рук.

- Прием «Тестопластика» – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна.

 -  «Пластилиновая мозаика» или рисование шариками – придает объем изображению. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

В технике «Рисование пластилином с объемным эффектом» формируется правильное восприятие формы, величины, цвета

     Работа с разнообразными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка: развивает чувство цвета, гармонии, пространства, воображения, образное мышление, тактильные ощущения, творческие способности.

              Каждая из этих техник – это как маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции.

Хочется отметить, что большое внимание и поддержку в обучении и развитии оказывает мама девочки, прислушиваясь к замечаниям и рекомендациям педагога. Такая совместная деятельность «ребенок–педагог-родитель» дает хорошие результаты.

Через использование  таких нетрадиционных техник   ребенок  обретает уверенность в себе, а их разнообразие способствует развитию познавательной деятельности.

Кроме того, ИЗО деятельность способствует динамики речевого развития ребенка, обогащению словарного запаса,  развитию лексико- грамматического строя речи,

навыков письма,  общения в совместной деятельности, наблюдательности, способности анализировать предметы, расширению представления о социуме.

В это учебном году обучающаяся принимала участие в творческих конкурсах и заняла призовые места.

 Для особого ребенка творить—это не обязательно создавать новое, это скорее—выражать себя. В ходе этого процесса обучающаяся лучше осознает себя, расширяет свой опыт, радуется общению с педагогом, начинает больше доверять себе и другим. 

Таким образом, изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта с ребенком с Расстройством АС, но и определённой коррекцией недостатков интеллектуального и эмоционального развития, что благоприятно сказывается на процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...