Главные вкладки

    Коррекция нарушений в сенсорной сфере у детей с расстройствами аутистического спектра.
    презентация к уроку на тему

    Презентация посвещена Сенсорной интеграции, методу корекции сенсорной сферы детей с РАС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon 175559_1.ppt1.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Коррекция нарушений в сенсорной сфере у детей с РАС Инклюзивный центр развития «Ступени» Дефектолог: Кузина Юлия Васильевна

    Слайд 2

    Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее будет работа сенсорной сферы, тем больше достаточной информации получит мозг и выдаст больше адекватных ответов.

    Слайд 3

    Процесс сенсорной интеграции Основные сенсорные системы Обонятельная Вкусовая Зрительная Тактильная Вестибулярная Проприоцептивная Слуховая

    Слайд 4

    Нарушение сенсорной интеграции - Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно, например, ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание. Задержка речевого развития – это тоже может быть проблемой сенсорной интеграции.

    Слайд 5

    Диагностика нарушений сенсорной интеграции Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов за проявлениями сенсорной интеграции.

    Слайд 6

    При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить: 1. Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются. 2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному. 3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции. 4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально. 5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

    Слайд 7

    Признаки нарушений в сенсорной сфере

    Слайд 8

    Тактильная система Пониженное восприятие ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех; плохо чувствует боль или температуру; практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки); прячется в узкие места, например: за диван; Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их Повышенное восприятие Не любит, когда его обнимают; Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются; Не дает причесать, помыть или постричь волосы; Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов; В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду

    Слайд 9

    Вестибулярная система Пониженное восприятие Находится в постоянном беге, кружении; Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест; Любит качаться на качелях; Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы; Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку) Повышенное восприятие Предпочитает спокойные игры; Двигается настороженно; Боится высоты, даже если это одна ступенька; Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли; Часто теряет равновесие; Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

    Слайд 10

    Проприоцептивная система Пониженное восприятие Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий; Проблемы с повторением увиденных движений; Топает ногами во время ходьбы; Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом Повышенное восприятие Часто нарочно падает на пол; Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;

    Слайд 11

    Слуховая система Пониженное восприятие Часто не отвечает на свое имя; Издает различные звуки в виде клацанья, свиста; Любит очень громкую музыку и ТВ; Не может определить источник звука; Разговаривает сам с собой; Любит шумные места Повышенное восприятие Закрывает уши руками; Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…); Боится громких и неожиданных звуков; Боится шума бытовой техники; Не может слушать и смотреть одновременно

    Слайд 12

    Вкусовая система Пониженное восприятие Может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…); Предпочитает пищу с интенсивным вкусом; Часто жует волосы, одежду или пальцы; Постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста Повышенное восприятие Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; Может есть только горячую или холодную пищу; Отказывается пробовать новые блюда

    Слайд 13

    Нюхательная система Пониженное восприятие Испытывает сложности в различении запахов; Затрудняется в различении неприятных запахов; Изучает предметы, нюхая их; Использует обнюхивание для общения с людьми Повышенное восприятие Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи; Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха; Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом

    Слайд 14

    Зрительная система Пониженное восприятие Затрудняется в различении похожих между собой предметов; Не видит целую картинку (разрезные картинки); Затрудняется контролировать глазами движение предмета; Любит яркий свет; Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…) Повышенное восприятие Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза; Любит темноту; Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ; Избегает контакта глаза в глаза; Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами

    Слайд 15

    Стимминг самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом. Стимминг обычно наблюдается у лиц, которые имеют аутизм и другие существенные отклонения в развитии. Стимминг у ребенка с аутизмом может мешать концентрации внимания, а, значит помешать обучению и быть социально неуместным. Однако остановит стимминг часто бывает трудно, потому что он ощущается ребенком как польза.

    Слайд 17

    Коррекционная работа Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции. Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.

    Слайд 19

    Методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционной коррекции: 1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью. 2.Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы. 3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи. 4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.

    Слайд 21

    5. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации. 6. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. 7.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты. 8.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка. 9.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка.

    Слайд 23

    10. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка. 11. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе. 12. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей. 13. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами. 14. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.

    Слайд 25

    Литература Ильва Эллнеби ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ / Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил. «Ребенок и сенсорная интеграция» Э. Джин Айрес. «Сенсорная интеграция в диалоге» , Улла Кислинг САЙТ http://www.childneurologyinfo.com/sensory.php

    Слайд 26

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

    Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

    Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

    Подготовка к школе неорганизованных детей с расстройствами аутистического спектра

    Организация учебного поведения – неотъемлемая часть коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей учителю-дефектологу не приходится работать ...

    Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

    в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

    Преодоление эмоциональных нарушений детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психокоррекционных занятий

    Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) – особый раздел  специальной психологии и специальной педагогики. Особенности дизонтогенеза при аутист...

    Развитие когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

    Презентация содержит практические материалы для развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание) у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...