Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.
статья

Углова Ирина Александровна

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, какие источники информации можно принять за основу? Об этом кратко в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация обучения и воспитания детей

с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

В последнее время вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) приобрели особую актуальность. Статистика неумолима – количество таких детей неуклонно растет, и возникает закономерный вопрос – как проникнуть в их «заколдованный мир», как их обучать и воспитывать, как адаптировать к повседневной жизни в обществе. Существует целый спектр аутистических расстройств, каждый такой ребенок неповторим и уникален, и каждому из них важно обеспечить необходимую помощь и наилучшее качество жизни.

Аутизм – это серьезное нарушение обычного развития ребенка, возникающее в раннем детском возрасте (до трех лет) и приводящее к дефектам речи, игры, ухудшению когнитивных и социальных функций, навыков самостоятельной жизни[2]. И, как у каждого нарушения, здесь тоже есть свои специфические признаки:

  1. Выраженный недостаток эмоционального контакта с людьми. Ребенок не оживляется при виде родного человека, не откликается на свое имя, в более старшем возрасте не сопереживает близким и может не заметить их отсутствия; отсутствует глазной контакт;
  2. Навязчивое стремление к постоянству: ребенок может употреблять одни и те же продукты, требовать одну и ту же одежду, играть одной и той же игрушкой; предметы в комнате не должны перемещаться;
  3. Странные с точки зрения обычных людей движения: потряхивания рук, щелканье пальцами, хождение на цыпочках, вращение вокруг своей оси, катание по полу, «обтирание» телом стен;
  4. Мутизм или речь, не предназначенная для общения: слова и фразы (могут быть из мультфильмов или рекламы), не связанные с ситуацией;
  5. Признаки сенсорной перегрузки (неприятие яркого света, громких звуков, прикосновений,  поверхностей, запахов, цветов, вкусов)
  6. Признаки сенсорного голодания (поиск способов сильной стимуляции органов чувств, тела)[4].

Все вышеперечисленное может варьироваться во множестве сочетаний, некоторые признаки могут быть выраженными, какие-то отсутствовать вообще или добавляться новые. «Если вы встретили одного человека с аутизмом, то вы встретили только одного человека с аутизмом». Эта распространенная фраза как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность каждого находящегося в подобном состоянии человека.

Как человек учится? Разные психологические школы отвечают на этот вопрос по-разному, исходя из теоретических предпосылок, на которых они основываются. Одно из направлений психологии, в рамках которого создана теория научения, называется бихевиоризм.

Учеными-бихевиористами были сформулированы основные принципы, которые описывают функциональную связь между поведением и другими факторами. Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название Applied Behavoir Analysis (ABA) или прикладной анализ поведения, - научно обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение[7].

Под поведением в данном случае понимается любое взаимодействие с окружающей средой. Говорение, слушание, понимание и выполнение инструкций – все это примеры поведения, к каждому из которых можно применять техники АВА. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время широко применяется за рубежом при работе с нетипично развивающимися детьми и успешно доказал свою эффективность при обучении самым разнообразным жизненно необходимым навыкам. В нашей стране этот подход до недавнего времени не использовался вообще, и только в последние несколько лет он начал заявлять о себе вместе с увеличением количества детей с РАС.

Принято считать, что многие специалисты и родители имеют предубеждения относительно АВА, и связано это с тем, что «процесс обучения уподобляется дрессуре», но личный опыт взаимодействия с детьми с РАС и их родителями, а также педагогами, также столкнувшимися с подобной ситуацией, говорят об обратном. Часто слышу: «Сделайте что угодно, лишь бы ребенок перестал кричать, наносить вред себе и вещам, без конца двигаться, отказываться от еды, игнорировать просьбы, подвергать себя опасности, смотреть один и тот же рекламный ролик, скидывать одежду» - список можно продолжать долго. Родители и педагоги не против АВА. Но весьма ограниченное количество в России сертифицированных поведенческих аналитиков и терапистов и высокая стоимость их услуг создают определенные трудности  в обучении и воспитании детей с РАС.

АВА – это наука со своими принципами, понятиями, подходами, программами и системой мониторинга, и, как любая наука, требует терпения, внимания и определенной самоотдачи. Но для желающих понять, как работают принципы АВА, научить своего ребенка или воспитанника с РАС, уже существует немалое количество литературы, курсов, семинаров, вебинаров и форумов. Главное, о чем нужно помнить педагогу, начиная долгую и кропотливую работу по формированию навыков:

  1. Необходимо оценить уровень психического развития ребенка и возможностей эмоционального контакта с ним путем наблюдений, бесед с родителями. Результаты их,  как и всех последующих занятий, нужно подробно записывать и регулярно просматривать, анализировать;
  2. Постараться организовать общение так, чтобы оно было комфортным для ребенка, подкреплялось приятными впечатлениями и не требовало недоступных для него форм взаимодействия.
  3. Формы взаимодействия с ребенком должны быть разнообразными, но на освоение новых навыков ему требуется больше времени и сил, поэтому форсировать учебно-воспитательный процесс нежелательно, а вот пространственно-временная организация среды  частично уменьшит полевое поведение ребенка и избавит взрослых от излишнего на него давления[3];
  4. Работа в команде. Родители не должны оставаться наедине с проблемой, ребенок с аутизмом отнимает много эмоциональной энергии, поэтому помощь педагогов приходится как нельзя кстати. Вырабатываемые навыки закрепляются всеми, кто занимается с ребенком. Обязательно взаимодействие взрослых – обсуждение стратегий поведения, возникающих трудностей, совместный поиск решения проблем[2];
  5. Необходимо быть внимательным и терпеливым. Если навык усвоен в одних условиях (например, ребенок научился мыть руки дома), в других условиях (в гостях, школе, саду) его также нужно формировать и закреплять.

         Когда я столкнулась с необходимостью обучать девочку с РАС и умственной отсталостью, увидев ее впервые (она сидела на полу в своей комнате и поддувала пушинки), подумала: «Боже мой! Что я могу тут сделать?!» Поскольку эта девочка обычно выпроваживала всех, кто приходил в дом, а мне обязательно нужно было остаться, я просто села с ней рядом на пол и стала делать то же, что и она. Прошло минут двадцать. Обеспокоенная тишиной мама заглянула в комнату, и похоже, была немного шокирована увиденным. Но это совместное занятие положило начало нашему взаимодействию. Первые полгода я, кажется, ходила заниматься сама с собой: играла, пела, лепила, клеила и рисовала. Попутно потихоньку изучала девочку. Сначала занятие длилось 10 минут, затем начинался крик. Если моей воспитаннице удавалось быть спокойной более 10 минут, она получала поощрение (игру в планшете или мультфильм). Регулярность моих приходов и осторожные попытки втянуть ее в игру (с помощью мамы) понемногу стали давать результаты: девочка начала понимать и выполнять короткие инструкции, подавать игрушки, детали паззлов, строить из кубиков, кидать мяч, крутить скакалку. Все более заинтересованно смотрела на мои действия, а я поощряла любую попытку помочь. Начал устанавливаться короткий глазной контакт. Расширился активный словарный запас, и слова стали чаще использоваться в соответствии с ситуацией. Идет третий год обучения, занятие длится не менее 40 минут, мы рассматриваем картинки, слушаем небольшие сказки, занимаемся их театрализацией на доступном уровне, появился интерес к обведению по контуру, мозаике, нанизыванию бус. Лепим, рисуем и клеим вместе. По-прежнему боремся с нежелательным поведением, но ситуация уже не кажется совсем безнадежной. Девочка настолько доверяет мне, что мама спокойно может оставить ее со мной на сорок минут, чтобы сходить в магазин, немного отвлечься.

Все это я делала интуитивно. Скорость, с которой мы продвигались, не устраивала меня. Поэтому, как и многие педагоги и родители, столкнувшиеся с проблемой РАС, я начала искать информацию, прошла профессиональную переподготовку и запаслась полезной литературой, которая знакомит с анализом вербального поведения [7], новой концепцией DIR [6], авторской методикой развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с РАС [5], холдинг-терапией [4], особенностями коррекционной работы с детьми с осложненными формами аутизма [3], обучением отдельными блоками [2], методами визуальной поддержки [1]. Понимаю, что путь еще очень долог. Но теперь с уверенностью могу сказать – каждому из нас под силу понять особенности  и помочь человеку с РАС жить в нашем сложном мире.

  1. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом/Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. Ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  2. Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме./Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.
  3. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога/С.С. Морозова. – М. Гуманитар. .изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.12-е. – М.: Теревинф, 2018
  5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Электронный ресурс] : методич. разраб. [Электронный ресурс]/Л.Г. Нуриева. – 8 изд. – М.: Теревинф, 2015.
  6. Стенли Гринспен, Серена Уидер. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: Теревинф, 2012
  7. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 6-е изд. /Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.В св...

«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра

Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью....

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...

Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы.Вышеизложенное актуализирует проблему специально организованн...