Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.
статья

Углова Ирина Александровна

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, какие источники информации можно принять за основу? Об этом кратко в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация обучения и воспитания детей

с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

В последнее время вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) приобрели особую актуальность. Статистика неумолима – количество таких детей неуклонно растет, и возникает закономерный вопрос – как проникнуть в их «заколдованный мир», как их обучать и воспитывать, как адаптировать к повседневной жизни в обществе. Существует целый спектр аутистических расстройств, каждый такой ребенок неповторим и уникален, и каждому из них важно обеспечить необходимую помощь и наилучшее качество жизни.

Аутизм – это серьезное нарушение обычного развития ребенка, возникающее в раннем детском возрасте (до трех лет) и приводящее к дефектам речи, игры, ухудшению когнитивных и социальных функций, навыков самостоятельной жизни[2]. И, как у каждого нарушения, здесь тоже есть свои специфические признаки:

  1. Выраженный недостаток эмоционального контакта с людьми. Ребенок не оживляется при виде родного человека, не откликается на свое имя, в более старшем возрасте не сопереживает близким и может не заметить их отсутствия; отсутствует глазной контакт;
  2. Навязчивое стремление к постоянству: ребенок может употреблять одни и те же продукты, требовать одну и ту же одежду, играть одной и той же игрушкой; предметы в комнате не должны перемещаться;
  3. Странные с точки зрения обычных людей движения: потряхивания рук, щелканье пальцами, хождение на цыпочках, вращение вокруг своей оси, катание по полу, «обтирание» телом стен;
  4. Мутизм или речь, не предназначенная для общения: слова и фразы (могут быть из мультфильмов или рекламы), не связанные с ситуацией;
  5. Признаки сенсорной перегрузки (неприятие яркого света, громких звуков, прикосновений,  поверхностей, запахов, цветов, вкусов)
  6. Признаки сенсорного голодания (поиск способов сильной стимуляции органов чувств, тела)[4].

Все вышеперечисленное может варьироваться во множестве сочетаний, некоторые признаки могут быть выраженными, какие-то отсутствовать вообще или добавляться новые. «Если вы встретили одного человека с аутизмом, то вы встретили только одного человека с аутизмом». Эта распространенная фраза как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность каждого находящегося в подобном состоянии человека.

Как человек учится? Разные психологические школы отвечают на этот вопрос по-разному, исходя из теоретических предпосылок, на которых они основываются. Одно из направлений психологии, в рамках которого создана теория научения, называется бихевиоризм.

Учеными-бихевиористами были сформулированы основные принципы, которые описывают функциональную связь между поведением и другими факторами. Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название Applied Behavoir Analysis (ABA) или прикладной анализ поведения, - научно обоснованный подход к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение[7].

Под поведением в данном случае понимается любое взаимодействие с окружающей средой. Говорение, слушание, понимание и выполнение инструкций – все это примеры поведения, к каждому из которых можно применять техники АВА. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время широко применяется за рубежом при работе с нетипично развивающимися детьми и успешно доказал свою эффективность при обучении самым разнообразным жизненно необходимым навыкам. В нашей стране этот подход до недавнего времени не использовался вообще, и только в последние несколько лет он начал заявлять о себе вместе с увеличением количества детей с РАС.

Принято считать, что многие специалисты и родители имеют предубеждения относительно АВА, и связано это с тем, что «процесс обучения уподобляется дрессуре», но личный опыт взаимодействия с детьми с РАС и их родителями, а также педагогами, также столкнувшимися с подобной ситуацией, говорят об обратном. Часто слышу: «Сделайте что угодно, лишь бы ребенок перестал кричать, наносить вред себе и вещам, без конца двигаться, отказываться от еды, игнорировать просьбы, подвергать себя опасности, смотреть один и тот же рекламный ролик, скидывать одежду» - список можно продолжать долго. Родители и педагоги не против АВА. Но весьма ограниченное количество в России сертифицированных поведенческих аналитиков и терапистов и высокая стоимость их услуг создают определенные трудности  в обучении и воспитании детей с РАС.

АВА – это наука со своими принципами, понятиями, подходами, программами и системой мониторинга, и, как любая наука, требует терпения, внимания и определенной самоотдачи. Но для желающих понять, как работают принципы АВА, научить своего ребенка или воспитанника с РАС, уже существует немалое количество литературы, курсов, семинаров, вебинаров и форумов. Главное, о чем нужно помнить педагогу, начиная долгую и кропотливую работу по формированию навыков:

  1. Необходимо оценить уровень психического развития ребенка и возможностей эмоционального контакта с ним путем наблюдений, бесед с родителями. Результаты их,  как и всех последующих занятий, нужно подробно записывать и регулярно просматривать, анализировать;
  2. Постараться организовать общение так, чтобы оно было комфортным для ребенка, подкреплялось приятными впечатлениями и не требовало недоступных для него форм взаимодействия.
  3. Формы взаимодействия с ребенком должны быть разнообразными, но на освоение новых навыков ему требуется больше времени и сил, поэтому форсировать учебно-воспитательный процесс нежелательно, а вот пространственно-временная организация среды  частично уменьшит полевое поведение ребенка и избавит взрослых от излишнего на него давления[3];
  4. Работа в команде. Родители не должны оставаться наедине с проблемой, ребенок с аутизмом отнимает много эмоциональной энергии, поэтому помощь педагогов приходится как нельзя кстати. Вырабатываемые навыки закрепляются всеми, кто занимается с ребенком. Обязательно взаимодействие взрослых – обсуждение стратегий поведения, возникающих трудностей, совместный поиск решения проблем[2];
  5. Необходимо быть внимательным и терпеливым. Если навык усвоен в одних условиях (например, ребенок научился мыть руки дома), в других условиях (в гостях, школе, саду) его также нужно формировать и закреплять.

         Когда я столкнулась с необходимостью обучать девочку с РАС и умственной отсталостью, увидев ее впервые (она сидела на полу в своей комнате и поддувала пушинки), подумала: «Боже мой! Что я могу тут сделать?!» Поскольку эта девочка обычно выпроваживала всех, кто приходил в дом, а мне обязательно нужно было остаться, я просто села с ней рядом на пол и стала делать то же, что и она. Прошло минут двадцать. Обеспокоенная тишиной мама заглянула в комнату, и похоже, была немного шокирована увиденным. Но это совместное занятие положило начало нашему взаимодействию. Первые полгода я, кажется, ходила заниматься сама с собой: играла, пела, лепила, клеила и рисовала. Попутно потихоньку изучала девочку. Сначала занятие длилось 10 минут, затем начинался крик. Если моей воспитаннице удавалось быть спокойной более 10 минут, она получала поощрение (игру в планшете или мультфильм). Регулярность моих приходов и осторожные попытки втянуть ее в игру (с помощью мамы) понемногу стали давать результаты: девочка начала понимать и выполнять короткие инструкции, подавать игрушки, детали паззлов, строить из кубиков, кидать мяч, крутить скакалку. Все более заинтересованно смотрела на мои действия, а я поощряла любую попытку помочь. Начал устанавливаться короткий глазной контакт. Расширился активный словарный запас, и слова стали чаще использоваться в соответствии с ситуацией. Идет третий год обучения, занятие длится не менее 40 минут, мы рассматриваем картинки, слушаем небольшие сказки, занимаемся их театрализацией на доступном уровне, появился интерес к обведению по контуру, мозаике, нанизыванию бус. Лепим, рисуем и клеим вместе. По-прежнему боремся с нежелательным поведением, но ситуация уже не кажется совсем безнадежной. Девочка настолько доверяет мне, что мама спокойно может оставить ее со мной на сорок минут, чтобы сходить в магазин, немного отвлечься.

Все это я делала интуитивно. Скорость, с которой мы продвигались, не устраивала меня. Поэтому, как и многие педагоги и родители, столкнувшиеся с проблемой РАС, я начала искать информацию, прошла профессиональную переподготовку и запаслась полезной литературой, которая знакомит с анализом вербального поведения [7], новой концепцией DIR [6], авторской методикой развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с РАС [5], холдинг-терапией [4], особенностями коррекционной работы с детьми с осложненными формами аутизма [3], обучением отдельными блоками [2], методами визуальной поддержки [1]. Понимаю, что путь еще очень долог. Но теперь с уверенностью могу сказать – каждому из нас под силу понять особенности  и помочь человеку с РАС жить в нашем сложном мире.

  1. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом/Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. Ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  2. Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме./Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.
  3. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога/С.С. Морозова. – М. Гуманитар. .изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.12-е. – М.: Теревинф, 2018
  5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Электронный ресурс] : методич. разраб. [Электронный ресурс]/Л.Г. Нуриева. – 8 изд. – М.: Теревинф, 2015.
  6. Стенли Гринспен, Серена Уидер. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: Теревинф, 2012
  7. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 6-е изд. /Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.В св...

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра

Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью....

Организация работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях Образовательного учреждения

Особенности процесса обучения детей с расстройством аутистического спектра в Образовательном учреждении...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы.Вышеизложенное актуализирует проблему специально организованн...

Консультация для родителей по теме: Организация жизнедеятельности и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Консультация для родителей по теме: Организация жизнедеятельности и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)...

Формы и методы обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Формы и методы обучения детей с расстройствами аутистического спектра...