Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра
статья

Наталья Вячеславовна Новикова

Материал предназначен для специалистов , работающих с детьми с РАС. Включает в себя подробное описание метода обучения детей с РАС с доказанной эффективностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод обучения с помощью дискретных проб детей с расстройством аутистического спектра

Актуальность темы

     С каждым новым учебным годом все больше детей с РАС приходят в школы.  В связи с этим возрос поток и объем информации по проблеме аутизма и его коррекции. Многие дети с РАС попадают в массовые образовательные учреждения и в связи с этим становятся актуальными вопросы воспитания и обучения детей  с расстройством аутистического спектра, разрабатываются новые подходы к коррекционной работе, выдвигаются и обсуждаются новые гипотезы о природе и причинах возникновения такого нарушения в развитии детей.

    Дети с РАС думают образами и картинками, а не словами и суждениями. И это не зависит от того, высок или низок их интеллектуальный уровень.  Одним из главных нарушений, препятствующих успешному обучению при  аутизме, является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Поэтому отмечаются огромные трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков.

  Дискретные пробы

     Обучение методом дискретных проб это одна из техник обучения, построенных на принципах  поведенческого анализа. Это метод, наиболее часто используемый для обучения детей с нарушением аутистического спектра с доказанной эффективностью. Данный подход предполагает, что ребенку предоставляется множество возможностей (проб, попыток) отрабатывать конкретный навык и получать обратную связь от того, кто его обучает.  Эффективность метода дискретных проб была многократно доказана результатами работы зарубежных специалистов, а так же, в частности, опираясь на результаты  нашей работы. Важнейшую роль при проведении процедуры дискретных проб играет выбор поощрения, т.е. выбор того стимула, за обладание которым ребенок будет работать. Поощрение – это нечто желанное, что ученик получает за хорошую работу после того, как она сделана. Это позволяет ученику (очень часто бессознательно) установить ассоциацию между определенным поведением и поощрением, которое он получил сразу после него. Постоянная практика позволяет ученику закрепить эту ассоциацию, после чего поощрение уменьшается или заменяется на социальную похвалу и в дальнейшем формируется желание учиться. В качестве поощрения может быть любой предмет, игрушка, еда, все, что значимо для ребенка в конкретный период времени.  Если ребенку, для демонстрации специфического навыка необходима  дополнительная поддержка, то инструктор дает подсказки и направляет ребенка, чтобы тот дал правильный ответ. Все правильные ответы поощряются, а возможность дать неправильный ответ сокращается.  Теперь давайте подробнее рассмотрим метод определения поощрений.

 Выбор поощрений

     Перед  тем как начать процедуру обучения с помощью дискретных проб, необходимо определиться с предпочтениями ребенка, то есть выбрать поощрение, за которое он будет работать. Это может быть  еда, игрушки, предметы, которые доставляют ребенку удовольствие. Эту информацию на первом этапе вы можете получить от родителей, впоследствии, в процессе наблюдения за ребенком. После сбора данных необходимо провести оценку предпочтений, чтобы выявить наиболее сильное подкрепление. Для этого вам понадобятся небольшие кусочки пищевых подкреплений и предпочитаемые игрушки и предметы. Смешивать пищевые и предметные поощрения при проведении оценки не нужно.  Для тех, кто только знакомиться с методом дискретных проб и оценкой предпочтений, опишу процесс проведение оценки на примере пищевых подкреплений: необходимо выложить перед ребенком пять небольших кусочков предпочитаемых продуктов (скитлс, печенье, шоколад и т.д) и предложить выбрать «выбери», дать время ребенку съесть выбранный объект, а оставшиеся объекты поменять местами. Затем повторить инструкцию, предложив выбрать из оставшихся и т.д. Все данные заносятся в таблицу(см.приложение 1) : напротив каждого продукта вы ставите баллы от 1 до 5 ( 1- выбрал первым, 2- выбрал вторым и т.д). Данную процедуру проводите три раза, подсчитываете баллы и получаете информацию о наиболее предпочитаемых  поощрениях. Такую же процедуру проводите с непищевыми подкреплениями.

     От того насколько правильно выбрано поощрение, зависит  успешность ребенка и результат нашей работы.  Перед началом дискретных проб ребенку дается право выбора поощрения, за которое он будет работать, из нескольких представленных. Если ребенок соотносит реальные объекты с изображением, то мы предлагаем ему «доску выбора» ( на жесткую основу на липучки наклеены картинки с предпочитаемыми объектами), если не соотносит, то предлагаем реальный выбор. Поощрение, которое выбрал ребенок, должно быть доступно ему, только во время занятий, за выполненное задание и быть недосягаемым в любое другое время.  Позитивное подкрепление является более эффективным, если незамедлительно следует за поведением, которое мы хотим увеличить. Необходимо использовать наиболее сильное подкрепление за самое важное и сложное задание. Подкрепление будет эффективным, если оно меняется время от времени, т.к. одно и то же подкрепление со временем теряет свою привлекательность для ребенка. Поэтому процедуру определения подкрепления следует проводить один раз в два – три месяца, или по мере увеличения ошибок при проведении дискретных проб.                          

 Процедура проведения обучения

     Процедура проведения дискретных проб является  структурированной и требует четкого исполнения всех протоколов. Первое, что вы должны сделать, это организовать окружение: материалы и подкрепления должны быть готовы, потенциальные отвлечения убраны. Важно организовать рабочее место ребенка: ребенка лучше посадить за парту спиной к стене, чтобы у него было меньше возможностей покинуть рабочее место, если обучение проходит в общем классе, можно использовать ширму.  Перед тем как начать обучение необходимо использовать визуальное расписание «сначала-потом», например, сначала – заниматься, потом – перемена или другая любая активность, затем вы предлагаете ребенку выбрать за что он будет работать.  Во время проведения дискретных проб, необходимо привлечь внимание ребенка, до того как дать инструкцию. Лучший показатель того, что ребенок готов к работе, является то, что ребенок смотрит в глаза. Привлечь внимание ребенка можно несколькими способами, например: назвать по имени;  издать какой-нибудь  звук, который привлечет внимание;  поднести руку к голове ребенка, как бы блокируя отвлекающие зрительные стимулы, прикоснуться к ребенку;  ждать, что ребенок сам посмотрит на взрослого. Не стоит привлекать внимание насильно поворачивая голову или тело ребенка,  дать ребенку время для обработки информации (посчитать до 5), если ребенок не отвечает, то меняем стратегию привлечения внимания.

     После привлечения внимания, если ребенок смотрит в глаза или на рабочие материалы, необходимо дать инструкцию. Необходимо обратить внимание на то, как мы даем инструкцию. От этого зависит, будет она выполнена или нет. Инструкция должна быть краткой, четкой, и даваться один раз. Она должна быть произнесена четким тоном, без особых эмоций или интонирования. Инструкция должна произноситься всегда одинаково. Например: сядь, дай такой, дай круг,  сделай так, посмотри на меня и т.д.  Поместите материалы на равном расстоянии от ребенка и друг от друга. Дайте инструкцию. Если ребенок дает неправильный ответ, вы это никак не комментируете, убираете материалы со стола  и предъявляете их вновь с повтором инструкции и подсказкой. Подсказка должна быть дана очень быстро, чтобы у ребенка не было возможности ошибиться. Подсказки могут быть нескольких видов: вербальная (самим дать правильный ответ, чтоб ребенок мог повторить;  физическая (направить руку ребенка к соответствующему объекту);  жестовая (указать на правильный объект);  позиционирование (помещаем правильный ответ чуть ближе к ребенку).  Необходимо использовать правильные подсказки для программ , использовать подсказку необходимого уровня и убирать подсказку по мере необходимости.

     Также важно обеспечить адекватные последствия после ответа ребенка.  Если ответ правильный, то мы даем немедленно похвалу вместе с выбранным ребенком подкреплением (конфета, чипсы, игрушка, щекотка и т.д.), эмоционально реагируем на правильный ответ. Важно использовать различную словесную похвалу ( «молодец», «ты супер», «отлично отвечаешь» и т.д.), варьировать тон голоса. Проба мгновенно останавливается, если ребенок начинает отвечать неправильно или вовлекается в нежелательное поведение. Если ребенок дал неправильный ответ, то мы даем обратную связь, которая показывает, что ответ неправильный ( игнорируем  неправильный ответ, делаем  паузу, сохраняем эмоциональную холодность, убираем стимульный материал, говорим «попробуй еще» и переходим к следующей попытке, дав подсказку). Стоит избегать слова «НЕТ», так как, у большинства детей оно вызывает негативные эмоции. Все результаты обучения немедленно фиксируются в бланках регистрации. Обучение проводят все специалисты, работающие с детьми: учитель, воспитатель, логопед, психолог. Все результаты заносятся в таблицу ( см. приложение 2), фиксируется реакция ребенка на инструкцию. Правильный ответ обозначается +; нет ответа -; ответ с помощью П. Когда ребенок дает правильный  ответ на первые 5 попыток,  в течении 5 проб, (как правило в течении 5 дней), навык усвоен. Повторная процедура проведения проб усвоения  данного навыка (контрольный срез), проводится через 2 – 3 недели, с целью проверки, насколько прочно усвоен данный навык.  

Общие процедуры проведения обучения

     Важно соблюдать общие процедуры проведения дискретных проб:

  1.  Даем 5 секунд для ответа.
  2.  Записываем данные после каждой пробы.
  3.  Соблюдаем правильный темп между попытками - 3 секунды.
  4.  Варьируем цели в программах (в одной сессии формируем несколько навыков).
  5.  Варьируем цели между программами.
  6.  Используем переходные пробы (когда ребенок отвечает правильно, мы переходим к другой цели и затем обратно к той же самой, чтобы убедиться может ли ребенок продемонстрировать правильный ответ.
  7.  Используем  дифференцированное подкрепление: количество подкрепления соответствует степени сложности задачи/ответу.
  8. Заканчиваем на правильном самостоятельном ответе ( или ответе с соответствующим уровнем подсказки).
  9.   Определяем адекватную продолжительность сессии, в течение которой ребенок может работать продуктивно, в дальнейшем время можно увеличивать.
  10.  Необходимо структурировать не только пространство, но и время, для этого используем таймер.

 Заключение

      Главной особенностью этого метода являются многократные повторения задач, проб, попыток.  Это дает ребенку многочисленные возможности для обучения. Использование поощрения формирует у ребенка мотивацию к обучению и снижает негативное поведение.  Структурированная процедура проведения дискретных проб позволяет педагогам четко соблюдать методику проведения и совершенствовать технику исполнения.  Диапазон навыков, которым можно обучить с помощью дискретных проб очень велик. Это и навыки готовности к обучению, и вербальные навыки, академические навыки, коммуникативные и навыки самообслуживания. Этот метод является особенно продуктивным в обучении детей  с РАС, у которых низкая мотивация, нарушения в коммуникации и в социальном взаимодействии. Данный метод  позволяет педагогам успешно формировать различные навыки не только у детей с РАС, но и у детей с другими особенностями развития.



Предварительный просмотр:

Бланк регистрации МОП (из пяти объектов)

Ученик ____________________________     Класс ____________

Педагог ____________________________    Дата _____________

Инструкция: «Выбери одно».

Объекты

Попытка

Общая сумма

Место

I

II

III

1

2

3

4

5

Бланк регистрации МОП (из пяти объектов)

Ученик ____________________________     Класс ____________

Педагог ____________________________    Дата _____________

Инструкция: «Выбери одно».

Объекты

Попытка

Общая сумма

Место

I

II

III

1

2

3

4

5

Бланк регистрации МОП (из пяти объектов)

Ученик ____________________________     Класс ____________

Педагог ____________________________    Дата _____________

Инструкция: «Выбери одно».

Объекты

Попытка

Общая сумма

Место

I

II

III

1

2

3

4

5

Бланк регистрации МОП (из пяти объектов)

Ученик ____________________________     Класс ____________

Педагог ____________________________    Дата _____________

Инструкция: «Выбери одно».

Объекты

Попытка

Общая сумма

Место

I

II

III

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Ученик:                                                                                            класс

Программа__     

                                   

Дата

Занятие №

Педагог

Задача (навык)

5

4

3

2

1

0

Дата

Занятие №

Педагог

Задача (навык)

5

4

3

2

1

0

         



Предварительный просмотр:

Бланк самооценки

дата: ___________ инструктор: ____________ ребенок: ____________ наблюдатель: _____________

Процедура: Во время проведения дискретных проб необходимо установить камеру и снимать процесс в течение 10 минут. После 10 минут вы будете смотреть запись и заполнять лист самооценки. Смотрите за тем, что вы делаете правильно и тем, что нуждается в улучшении.  Заполняйте колонку «демонстрированное поведение» ставя плюсы если такое поведение демонстрировалось и минусы если нет. Затем выберите 3 позиции, над которыми вы будете работать.

целевое поведение

демонстрируемое поведение

комментарии

материалы и подкрепления готовы

потенциальные отвлечения убраны

используются процедуры выбора для оценки потенциальных подкреплений  

привлекаете внимание ребенка перед тем как дать инструкцию

используем правильный тон голоса для инструкций для всех задач

используем правильные инструкции для всех программ

даем подсказки до начала ответа ребенка. даем подсказки одновременно (или максимально близко к) инструкции

используем правильные подсказки для программ и необходимого уровня

убираем подсказки по мере необходимости

варьируем цели в программах

варьируем цели между программами

даем 5 секунд для ответа

записываем данные после каждой пробы

правильный темп – между попытками около 3 секунд

дифференцированное подкрепление : количество подкрепления соответствует степени сложности задачи/ответу.

используются переходные пробы (когда ребенок отвечает неправильно, вы переходите к другой цели и затем обратно к той же самой цели, чтобы посмотреть может ли ребенок продемонстрировать правильный ответ)

окончание – на правильном, самостоятельном ответе (или ответе с соответствующим уровнем подсказки)

Варьируются типы подкрепления (например, похвала, социальные игры, съедобное, материальное, активности и т.д.)

Варьируется тон голоса и фразы похвалы

Съедобные подкрепления даются параллельно с похвалой.

используется адекватное расписание выдачи подкреплений

если подкрепления не эффективные, их заменят (например, не мотивирующие ребенка …).

последствия даются немедленно после ответа.

за ответ дается адекватные последствия

–        подкрепление за правильный ответ

–        дается короткая обратная связь «попробуй еще» или убирается внимание (отворачиваются от ребенка) за неправильный ответ или отсутствие ответа

проба мгновенно останавливается, если ребенок начинает отвечать неправильно или вовлекается в нежелательное поведение

между пробами материалы убираются и даются по новому.

адекватно блокируются проявления стереотипий

неподобающее поведение игнорируется или перенаправляется

Навыки, которые нужно поддерживать:

Навыки, над которыми нужно работать:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...

Мульттерапия – метод способствующий социализации детей с расстройствами аутистического спектра

Многим известно, что показателем Расстройства аутистического спектра (РАС)   является  присутствие у ребенка триады нарушений: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодейств...

Мульттерапия – метод способствующий социализации детей с расстройствами аутистического спектра

Мульттерапия – это инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми позволяет нам раскрыть творческий потенциал  и совершенствовать познавательные способности ребен...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...