Основные направления помощи и организация коррекционно-развивающего пространства детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).
материал

Основные направления помощи и организация коррекционно-развивающего пространства детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_ras.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления помощи и организация коррекционно-развивающего пространства детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). 

В 2022-2023 учебном году в образовательное учреждение поступило специальное оборудование для обучающихся с РАС.

1. Набор для логопеда, дефектолога и детей с рас(1)

2. Развивающий мини-набор психолога(1)

3. Стол детский для детей с рас(4)

4. Наклонная доска для письма(4)

5. Сенсорная комната

6. Стол для рисования песком

7. Сенсорный гамак «Соволет»

8. Логопедическое обследование детей. Диагностика (методика В.М. Акименко)

9. Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго

10. Симметричный двойной лабиринт для подготовки к письму

11. Балансир прямоугольный деревянный

12. Дидактическая панель «Времена года –дерево»

13. Аккустическая тактильная панель

14. Комплект методических пособий по развитию речи

15. Утяжеленное одеяло

16. Массажный матрас

17. Шумопоглощающие наушники для детей с рас

18.  Набор утяжелителей для детей с РАС

Данное оборудование позволяет создавать специальные условия, необходимые для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников, организовать его жизнь в школе.

Специальное оборудование было установлено в ресурсном классе, дополнило  кабинеты логопеда, дефектолога, психолога, также была создана сенсорная комната.

Аутичный ребенок имеет значительные трудности произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность взаимодействия с детьми и взрослыми, часто невозможность ориентироваться в той или иной коммуникативной или учебной ситуации тому подобное. Все это делает необходимым специальную работу по помощи в организации его жизни в школе. Такая работа будет способствовать созданию определенного, поначалу достаточно жесткого стереотипа школьной жизни и собственного поведения.

 Можно выделить следующие направления коррекционно – развивающей работы:

1. Диагностика обучающегося

 2. Развитие взаимодействия с окружающим миром, активизация осмысленной психической деятельности ребенка и произвольно-регуляторных форм поведения.

3. Развитие у детей интереса к общению с детьми и педагогами, вовлечение их в игровую деятельность.

 4. Физическое развитие детей, двигательных навыков.

5. Развитие духовных и нравственных качеств воспитанников.

6. Развитие и коррекция пространственных представлений.

7. Коррекция отклонений в речевом развитии.

8. Развитие навыков коммуникации неговорящих детей.

9. Обучение детей техническим навыкам.

10. Гармонизация эмоциональной сферы детей.

Следует отметить, что образование детей с расстройствами аутистического спектра возможно только с учетом их особых образовательных потребностей. Особые образовательные потребности детей обуславливают необходимость создания специальных образовательных условий.

На основе существующего первоначального перечня особых образовательных потребностей, представленного в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, и с учетом современных научных данных об особенностях их развития выделен структурированный перечень 4-х групп особых образовательных потребностей.

Первая группа образовательных потребностей связана с особой организацией образовательного процесса, вторая группа — с адаптацией содержания образовательной программы, третья — с адаптацией способов подачи учебного материала, четвертая группа — с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.

Особые образовательные потребности детей с РАС 

Понимание этих особенностей развития детей с аутистическими расстройствами позволяет выделить их особые образовательные потребности (с учетом рекомендаций указанных в проекте специального федерального государственного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра):

К таким потребностям следует отнести:

• потребность в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

 • в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

• в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

• в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

 • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

• в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

• в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям;

• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социальнобытовых навыков;

• в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;

 • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников. Достичь наибольших результатов в работе с детьми с РАС может помочь использование специального оборудования.

  • Парты с перегородками;
  • Утяжелители;
  • Шумопоглащающие наушники;
  • Массажные мячики;
  • Методические пособия по развитию речи;
  •  Наклонные доски;
  • Таймеры;
  • Балансировочные подушки, мячи, мягкие пуфы, кресла;
  • Сенсорные игрушки;
  • Визуальное расписание.

Парты с перегородками 

Парты с перегородками: в классе могут одновременно проводиться несколько индивидуальных занятий с детьми по разным программам. Каждая парта предназначена для одного ученика и его тьютора (инструктора). Перегородки позволяют создать индивидуальную учебную зону для каждого ученика. Дети меньше отвлекаются друг на друга.

Утяжелители: утяжелѐнные шарфы, утяжелители на плечи, утяжелѐнное одеяло Утяжелители: многие дети с аутизмом имеют проблемы с проприоцепцией – восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычайно сильную потребность в глубоком давлении на кожу, и для этого могут пытаться обнимать других людей, залезать в тесные пространства, провоцировать взрослых, чтобы их схватили (например, убегать из класса или ронять вещи). Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные или наколенные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время уроков и других занятий может уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более усидчивым и более спокойным.

Шумопоглащающие наушники 

Шумопоглащающие наушники: многие дети с аутизмом сверх чувствительны к посторонним шумам. Это мешает им сосредоточится на учебе и не позволяет участвовать в совместной деятельности с другими детьми. Наушники заглушают резкие звуки и общий шум. При этом ребенок с надетые наушниками продолжает слышать обращенную к нему речь взрослых или сверстников.

Массажные мячики

Дети с аутизмом часто имеют искаженное сенсорное восприятие, это относится и к кожной чувствительности. В результате, дети могут негативно реагировать на тактильную стимуляцию — пытаться снять обувь и одежду вне дома, негативно реагировать на любые прикосновения. Другие дети так же нуждаются в подобной стимуляции, и это может приводить к нежелательному поведению (например, ребенок может кусать или щипать себя). Разработанные массажные мячи, а также другие приспособления, могут стать важной частью «сенсорной диеты» — запланированной сенсорной стимуляции для коррекции таких проблем. Правильно используя их можно уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым образом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.

Комплект методических пособий по развитию речи

Некоторые дети с аутизмом не пользуются устной речью. Поэтому для обучения, развития речи используются наборы карточек. Ребенок может отвечать на вопросы учителя, передавать информацию, изучать буквы, звуки, обучаться чтению, познавать окружающий мир, устанавливать взаимосвязи, обобщать, классифицировать.

Наклонные доски 

Детям с аутизмом наклонная доска для письма облегчает возможность просмотра уже написанного текста или имеющегося на листе задания, так как из-за особенностей развития им сложнее воспринимать любую визуальную информацию, когда она расположена горизонтально. Если лист для самостоятельного письма или с уже имеющимся текстом/рисунком расположен на наклонной плоскости, ребенку с РАС проще просматривать его целиком и одновременно контролировать движения пишущей руки. Особенно такая доска с наклоном будет полезна для обучения начальным навыкам письма.

Таймеры

Таймеры: аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы. Визуальные таймеры, позволяющие представить время наглядно, незаменимы при обучении детей с аутизмом. Ребенок может понять, сколько он будет заниматься, когда закончится перемена или приятное занятие, сколько времени до конца урока осталось. Это предотвращает протесты и другое проблемное поведение и позволяет ребенку вести себя спокойнее. Кроме того, тай- меры позволяют педагогам вести точные наблюдения за поведением (например, сколько времени ребенок не кричал) и поощрять его за хорошее поведение.

Балансировочные мячи, мягкие пуфы, кресла

  • Дети с аутизмом испытывают слишком большую перегрузку и стимуляцию в течение дня. В ресурсном классе обязательно должно быть место для отдыха, которое поможет предотвратить перегрузку. Балансировочные мячи, мягкие пуфы  в специально отведенном месте для отдыха помогут ребенку расслабиться. Возможность восстановить силы,  улучшит поведение и облегчит обучение ребенка, уменьшит его страдания от стресса. Кроме того, это тоже часть обучения— ребенок учится уходить в специально отведенное место или просит учителя отпустить его туда, когда испытывает перегрузку. Так он учится сам регулировать свои эмоции и состояние.

Визуальное расписание 

Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность

Сенсорные игрушки

 Сенсорные игрушки: большинство детей с РАС не играют в воображаемые игры, поэтому для них игра в первую очередь связана с сенсорными ощущениями. Многие дети с аутизмом ищут новые тактильные и зрительные ощущения, и поэтому они могут играть неуместными предметами – хватать учебные материалы, чужие вещи, отвлекаться во время занятий. Такие игрушки могут стать желанной наградой для многих детей, и они помогают повысить их мотивацию для занятий. Во время перемены они позволяют играть с детьми и развивать их игровые и социальные навыки. Наличие таких игрушек в доступе помогают детям не хватать посторонние вещи и вести себя социально приемлемым образом.

Сенсорная комната

Сенсорная комната – инструмент для сенсорного и познавательного развития детей, а также для нормализации состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

В  инклюзивном образовании является неотьемлемой частью при работе с детьми с овз.

Сенсорную комнату в своей работе используют логопеды,психо логи, коррекционные педагоги.

Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

1.создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению учебных занятий

2. стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение,осязание,слух)

3. снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия

4. активация различных функций ЦНС за счёт создания обогащенной мультисенсорной среды.

Методы работы:

1.цвето-,светотерапия

2.звуко-,музыкотерапия

3.сказкотерапия

4.игротерапия

5.кинезиологические упражнения

Кабинеты специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) дополнились специальным оборудованием для диагностики, коррекционной работы.

Диагностические комплекты психолога  и логопеда направлены на успешную и своевременную  диагностику специфических психологических состояний детей с РАС.

Приобретены диагностический чемодан Семаго и программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» Акименко.

Для проведения коррекционных занятий специалистов используются:

Набор для логопеда, дефектолога и детей с рас

Развивающий мини-набор психолога

 Стол для рисования песком

Симметричный двойной лабиринт для подготовки к письму

Стол для рисования песком

Световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга.

Межполушарные доски – это тренажер для развития межполушарного взаимодействия.
Тренажёр помогает ребенку развивать синхронную работу полушарий мозга.
Степень развития функциональных связей между полушариями очень важна. Ведь от этого зависят умственные и физические способности ребенка, здоровье и в целом нормальная работа всех психических процессов. Потому что при слабо сформированном межполушарном воздействии поступающая в мозг информация обрабатывается неправильно.

Набор для логопеда, дефектолога и детей с РАС

В набор логопеда и дефектолога РАС входят специализированные инструменты и приборы для занятий с детьми, помогающие в развитии и коррекции речи, постановке звуков. Помимо логопедических упражнений, занятия с набором позволяют расширить привычную методику занятий.

Набор состоит из 4-х тематических модулей, каждый из них является отдельным инструментарием для развития тех или иных навыков у детей.

Набор психолога предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Набор способствует развитию у детей следующих навыков:
- Освоение всех видов хватательных движений;
- Пространственная ориентация;
- Различение основных геометрические форм;
- Выявление признаков и классификация объектов;
- Формирование креативности
- Содружественное движение глаз и рук;
- Концентрация внимания;
- Отработка начальных математических навыков.

Таким образом,  создание специальных условий позволяет осуществлять помощь и организовывать коррекционно-развивающее пространство детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), необходимое для формирования навыков адекватного социального взаимодействия, коррекции эмоционально-волевой сферы, нормализации жизнедеятельности ребенка с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обу...

Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...

Программа коррекционно-развивающей деятельности для обучающих с расстройствами аутистического спектра

Настоящая программа разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Консультация для родителей по теме: Организация жизнедеятельности и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Консультация для родителей по теме: Организация жизнедеятельности и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)...