модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа (4 класс) на тему

 Основные задачи программы:

     

·        развитие понимания речи;

·        формирование интереса к общению;

·        формирование умения использовать доступные детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью средства общения;

·        формирования умения сообщать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных и невербальных средств: предметов, жестов, картинок, символов;

·        развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения;

·        развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

·        обучение восприятию лица и тела человека;

·        обучение приемам ориентировки «на себе», «от себя» в микропространстве и макропространстве;

·        формирование приемам воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

·        формирование потребности в сопереживании;

формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kommunikatsii.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                             Город Краснодар

   Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное   учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида    Краснодарского края

     

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

Коммуникация,

правила социального поведения

(для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра)

      При создании программы использован положительный опыт и материал   по коррекционной педагогике:  «Методика формирования навыков общения у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»: учеб. – метод. пособие для педагогов центров коррекц.- развивающего обучения и реабилитации /Ю.Н.Кислякова [ и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн. – Образование и воспитание, 2010.;  Шипицина  Л.И. - Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие.  – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.

Класс – VI – V специальные классы  для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

Учитель – Кулиничева Ольга Ивановна

г. Краснодар

2014

                                     Коммуникация

                                           

 для обучающихся со сложным дефектом, расстройством  аутистического спектра

                                  

                                             Общение возможно только тогда, когда ребенок

                                             сможет почувствовать по отношению к себе чут-

                                             кость, участливость, отзывчивость, заботу, уют,

                                             когда он сможет ощутить радость жизни, осознать

                                             реальность этой возможности.

                                             Именно с общения начинается любое воспитание.

                                                                                                               Отто Шпек

         Детский аутизм  - особое нарушение психического развития. Наиболее яркими его проявлениями являются: нарушение речевого развития, развития социального взаимодействия и коммуникации с другими людьми.

     При общем типе нарушения развития аутизм принимает очень разные формы, включая глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития.

    При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Поскольку, аутичным детям, в принципе, доступно понимание речи, так же как и произнесение слов и фраз, работа по развитию и совершенствованию речи ведется в нескольких направления:

- работа по растормаживанию речи;

- работа по закреплению появившихся речевых форм;

- развитие навыков восприятия речи;

- формирование навыка понимать обращенную речь;

- обучение выполнению инструкций;

- развитие навыка подражания действиям;

- формирование умения обращаться с просьбой, задавать вопросы;

- введение системы альтернативной коммуникации.

        Основная цель предмета «Коммуникация» состоит в том, чтобы при любой форме аутизма попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.

         Введение системы альтернативной коммуникации (жестовый язык, пиктограммы, символы) является дополнительным стимулом для развития вокальной речи у аутичных  детей и детей с расстройствами развития. Выбор подходящей системы коммуникации существенно облегчает жизнь ребенка, оказывает положительное влияние на поведение, т.к. помогает ребенку получить желаемое, не прибегая к проблематичному поведению.  

        Спецификой коррекционной работы с учащимися по программе предмета «Коммуникация» являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура урока (акцентированное обозначение начала и окончания урока, смена видов деятельности и каждого задания в процессе изучения тем), продуманная организация пространства. Инструкции педагога должны отличаться лаконичностью и четкостью. С аутичными детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые производятся.

        Предмет «Коммуникация» - это практический курс обучения аутичных детей и детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью навыкам общения. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у учащихся необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.

        Обучение строится на создании игровой ситуации, приближенной к реальной, стимулирующей развитие личности, поведения, активность аутичных детей и их межличностное общение друг с другом и окружающими взрослыми людьми. Материал занятий построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях в зависимости от их психофизических возможностей детей.

 Основные задачи программы:

     

  • развитие понимания речи;
  • формирование интереса к общению;
  • формирование умения использовать доступные детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью средства общения;
  • формирования умения сообщать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных и невербальных средств: предметов, жестов, картинок, символов;
  • развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения;
  • развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
  • обучение восприятию лица и тела человека;
  • обучение приемам ориентировки «на себе», «от себя» в микропространстве и макропространстве;
  • формирование приемам воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
  • формирование потребности в сопереживании;
  • формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации.

Основные формы обучения:

  • развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.)
  • знакомство с предметами, игрушками и действиями с ними;
  • рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними;
  • анализ и умение чтения рисунков, символов, пиктограмм;
  • рисование, лепка;
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • этюды;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • беседы;
  • моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).

    Практический курс «Коммуникация» для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра представлен 6 разделами.

Раздел 1. Общение с внешним миром.

Раздел 2. Мои чувства и желания.

Раздел 3. Образ жизни.

Раздел 4. Общение с друзьями.

Раздел 5. Общение со взрослыми.

Раздел 6. Культура общения (этикет).

Структура урока:

Каждый этап урока предполагает реализацию определенных задач и использование специально подобранных средств.

1.Этап приветствия (продолжительность - 3 мин.)

На этапе приветствия реализуются следующие задачи:

- формирование умения приветствовать, здороваться с учителем, любым взрослым и сверстником, используя жесты приветствия либо слова;

- формирование умения знакомится, используя указательный жест, направленный на себя;

- формирование умения реагировать, откликаться на свое имя, используя указательный жест, направленный на себя;

- организация положительного взаимодействия.

Этот этап, несмотря на малую продолжительность по времени, является очень важным в структуре урока.

Сам процесс приветствия может быть представлен в различных вариантах: приветствие жестом, приветствие постоянной песенкой, словом; приветствие - ритуал.

2. Имитационный этап (продолжительность – 5 мин.)

На имитационном этапе реализуется задача формирования у ребенка выполнять действия по подражанию действиям взрослого.

На этом этапе могут использоваться следующие упражнения:

- подражать звукам и шумам, которые вызываются простыми движениями;

- касаться собственных частей тела, хлопать в ладоши;

- подражать простым движениям рук без поддержки (зеркальное отражение);

- имитировать два-три движения по уходу за собой (мыть руки, чистить зубы, расчесываться, чистить щеткой одежду);

- подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек;

- подражать движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия (нанизывание колец пирамидки, построение башни из кубиков и т.д.)

- имитировать различные действия с предметами домашнего обихода (мешать ложкой в стакане, брать в руки тарелку, переносить поднос, вытирать стол и т.д.);

- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

- подражать способу передвижения животных;

- последовательно подражать двум простым действиям.

- пальцевые игры.

Имитационные упражнения подбираются в зависимости от тех действий, которые необходимы при выполнении того или иного жеста.

3. Следующий этап урока – артикуляционно-двигательная минутка (продолжительность – 5 мин.).

На этом этапе реализуется задача стимулирование движений органов речи с помощью артикуляционной гимнастики.

- различные логопедические комплексы упражнений.

Имитационный этап и артикуляционно-двигательная минутка являются базовыми для формирующего этапа.

4. Формирующий этап  - жесты и слова (продолжительность – 10 мин.)

Формирующий этап реализует решение основных педагогических задач по теме занятия и направлен на  активизацию вербального и невербального общения.

 - ознакомление с новым предметом, предметной картинкой, словом,  обозначающим этот предмет;

- внеречевыми средствами общения – жестом,  символом, пиктограммой и др.;

- умение отвечать на вопросы.

        На практике конкретные способы и педагогические задачи  меняются в зависимости от принадлежности ребенка к одной из четырех групп.

Для неговорящих детей используется различные средства и методы невербального общения, позволяющие удовлетворить потребность в общении.

       При работе с символами придерживаются определенной последовательности. Первоначально ребенок устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Например: учитель демонстрирует учащемуся символ (мяч), ребенок опознает его и соотносит с реальным предметом. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребенок освоил предыдущий материал. На уроке ребенок знакомится не более чем с одним новым символом

        Если ребенок не способен проявить самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем–либо. Этот навык очень важен для общения, он позволяет ребенку выражать принятие или неприятие той или иной ситуации, не прибегая к таким видам поведения как крик или агрессия.

5. Этап – «Мы общаемся» - на вербальной и невербальной основе (продолжительность – 15 мин.)

На этом этапе реализуется задача формирования умения выражать свои желания с помощью слов, фраз, предметов, предметных картинок, жестов, символов и др. 

Этот этап можно использовать для закрепления материала формирующего этапа и повторения ранее пройденных (речевого материала, символов, жестов) по различным темам. Формой проведения может быть подвижная игра, сюжетная игра, стихи с движениями, инсценировки небольших сказок, песенок. Использование активных форм работы позволяет учащимся отдохнуть и восстановить силы, а также в наиболее оптимальной форме (игре) закрепить появившиеся речевые формы, конкретные символы и жесты.

6. Этап «Прощание» (продолжительность – 2 мин.)

На завершающем этапе урока реализуется задача – формирование умения прощаться. 

Здесь могут использоваться  традиционные слова и жесты прощания (махи рукой или пальцами),  песенка, постоянная мелодия или музыкальные инструменты.

    На каждом уроке по предмету «Коммуникация» закрепляются умения пользоваться формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, просить прощения, извиняться и т.п.) в разнообразных ситуациях, спрашивать и просить о чем-либо, эмоционально окрашивать свои действия, формировать отношение к поступкам, выбирать положительные нравственные модели поведения, быть вежливым.

         Основной акцент в работе по формированию коммуникативных навыков делается на усвоение ребенком средств общения (речевых и неречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности.

На всех уроках поддерживается и поощряется речевая активность учащихся. Осуществляется работа по обучению неговорящих детей использованию различных средств невербальной коммуникации (жестов, символов). Жест не исключает, а, наоборот, предполагает синхронное использование слов. Когда выполняется жест или поизносится слово, педагог следит за тем, чтобы ребенок смотрел на него. При обучении ребенка жесту ему оказывается помощь в виде совестных действий (педагог совместно с рукою ребенка выполняет движения). Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребенка. При общении с помощью жестов ребенка побуждают к вокализации, произношению звуков, слов. Членам семьи, значимым взрослым важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

        Педагогом и родителями создается речевая среда, способствующая побуждению у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего к сверстнику как объекту взаимодействия).

Содержание программы:

Раздел 1.  Общение с внешним миром. (19 ч)

      Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года, наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза и т.д.). Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки; труд в природе по сезонам.

       Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами, ягодами и грибами.

        Фрукты и овощи: название, внешний вид, назначение, цвет, форма, вкус, запах, особенности употребления в пищу (картошку варят и жарят, капусту едят в салате, кладут в щи и т.п.).

        Домашние животные: внешний вид, место обитания, питание, польза для человека; звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности животных.

Раздел 2. Мои чувства и желания. (16 ч)

        Названия частей тела и лица. Описание человека, частей его тела, роста, телосложения. Формирование у учащихся представления об особенностях своей  внешности, лица, роста, возраста.

       Одежда и обувь: назначение, уход, соотнесение обуви и одежды с погодой. Подбор одежды и обуви с учетом гармоничного сочетания цветов. Игра «Одень куклу».

       Представление о себе: знание своего имени, фамилии, ориентировка в схеме собственного тела, осознанное восприятие собственной внешности (рассматривание себя в зеркале, на фотографиях в разном возрасте).

        Дифференциация имени и фамилии, называние своего пола; узнавание голоса учителя, других детей, родителей (на аудиокассете, в словесных играх на развитие слухового восприятия и внимания).

        Имена и фамилии сверстников, имена и отчества учителей школы, директора, завуча, медсестры.

        Определение своего характера и характера друзей по цветовой гамме   рисунка, по поступкам. Игра «Расскажи все обо мне» (коллективная оценка достоинств и недостатков одноклассников).

        Настроение человека, его эмоциональное состояние (горе, радость, смех, плач, удивление, равнодушие, печаль). Понимание по выражению лица эмоционального состояния человека и соотнесение его с соответствующим символом или изображением человеческих эмоций (лиц). Знание правил ведения разговора, умение пользоваться ими в жизненных ситуациях.

Раздел 3. Образ жизни. (14 ч)

         Обучение детей понимать свое поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми. Формирование умения давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам. Составление по условно-графической схеме и по картинкам рассказа о себе и своих любимых занятиях.

        Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы. Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения в школе, их необходимость. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Умение употреблять различные формы словесной вежливости: «здравствуйте», «извините», «простите», «спасибо», «благодарю». Отработка умения  обращаться  с просьбой: «пожалуйста», «будьте добры», «помогите». Подбор  пиктограмм с условными обозначениями чувств.

      Представление о добре и зле. Изображение с помощью красок как выглядит добро и зло. Воспитание потребности проявлять доброту.

Раздел 4. Общение с друзьями. (8 ч)

      Развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования, проявления заботы и внимания  друг к другу.

      Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных играх и жизненных ситуациях. Навыки использования основных форм вербального и невербального общения.

      Представление о дружбе между мальчиками и девочками. Внешние и поведенческие различия между мальчиками и девочками. Навык общения мальчиков и девочек.

Воспитание у мальчиков желания защищать девочек, помогать им.

    Знание основных признаков эмоционального состояния человека, различия понятий «улыбка» и «смех». Работа с пиктограммами, обозначающими чувства.

    Обучение детей правильным формам общения друг с другом, умению дарить подарки, хорошим манерам. Сюжетно-ролевая игра «День рождения».

   

Раздел 5. Общение со взрослыми. (6 ч)

     Общение со взрослыми. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем. Мимика, жест, поза, голос в общении.

     Развитие представлений о семье, её членах и основных обязанностях каждого. Развитие способности сообщать о себе, своих родных, о своем доме.

Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых.

      Развитие социальных навыков в различных ситуациях со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила поведения в  ситуации, если ребенок потерялся: на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.

   

Раздел 6. Культура общения (этикет). (5 ч)

     Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах.

      Формы приветствия и прощания (со взрослыми, друзьями). Формы выражения извинения, благодарности.

     Правила этикета в процессе разговора по телефону.

     Культура поведения за столом, в магазине, на улице и в других жизненных ситуациях.

                      Материально-техническое обеспечение:

1. CD -  проигрыватель;

2. Музыкальные инструменты (бубны, маракасы, дудки);

3. Предметные картинки;

4. Разрезные картинки;

5. Фотоматериалы из семейных альбомов;

6. Сюжетные картинки «Действия детей»;

7.Отдельные символы предметов («мыло», «дверь», «стакан» и др.);

8. Наборное полотно;

9.Разрезная азбука по количеству детей;

10. «Чудесный мешочек»;

11. Зеркала для каждого ребенка;

12. Игра «Лото»;

13. Календарь природы;

14. Муляжи фруктов, овощей;

15. Кукольная посуда;

16.Кукольная мебель;

17.Игрушки: куклы по количеству детей;

18.Набор символов;

19. Индивидуальные рабочие папки или планшеты, на которые прикрепляются необходимые символы.

           

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

 Темы уроков

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Общение с внешним миром.

11ч

1.

Что нас окружает.  Экскурсия по школьному двору. Любование небосводом, осенним пейзажем. Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников.

1 ч

2.

Времена года «Здравствуй, осень».

1 ч

3.

Изменения в природе осенью. Приметы золотой осени.

1 ч

4.

Мои зеленые друзья: овощи.

1 ч

5.

Мои зеленые друзья: фрукты.

1 ч

6.

Труд людей осенью.

1 ч

7.

Путешествие в лес. Правила поведения в лесу.

1 ч

8.

Растения леса: деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы.

1 ч

9.

Животные леса.

1 ч

 10.

Домашние животные и их детеныши.

    1 ч

11.

Игра-драматизация «На бабушкином дворе».

1 ч

Раздел 2. Мои чувства и желания.

16 ч

12.

Я – сам. Мои части тела, мой рост, телосложение.

1 ч

13.

Мой портрет. Особенности внешности, лица.

1 ч

14.

Что есть у других. Сравнение себя с игрушкой, животными, друг с другом.

1 ч

15.

Мой внешний вид.  

1 ч

16.

Одежда для дома и для школы.

1 ч

17.

Повседневная и праздничная одежда.

1 ч

18.

Соотнесение одежды и обуви с погодой.

1 ч

19.

Практическое занятие. Подбор одежды и обуви с учетом гармоничного сочетания цветов.

1 ч

20.

Представляю себя: знание своего имени, фамилии, называние своего пола.

1 ч

21.

Представляю себя: осознанное восприятие своей внешности (в зеркале, на фотографиях в разном возрасте).

1 ч

22.

Будем дружить. Имена и фамилии сверстников.

1 ч

23.

Имена и отчества учителей школы директора, завуча медсестры.

1 ч

24.

Мой характер. Игра «Расскажи все обо мне».

1 ч

25.

Мое настроение. Настроение человека.

1 ч

26.

Изображение своего настроения.

27.

Правила ведения разговора.

1 ч

Раздел 1. Общение с внешним миром.

5 ч

28.

Времена года: зима. Погода зимой.

1 ч

29.

Погода зимой.

1 ч

30.

Зимние забавы.

1 ч

31.

Урок-путешествие «Город новогодний».

1 ч

32.

Труд человека зимой.

1 ч

Раздел 3. Образ жизни.

14 ч

33.

Что я умею. Составление рассказа о себе и своих любимых занятиях.

1 ч

34.

Мои добрые дела и поступки.

1 ч

35.

Хорошие и дурные привычки.

1 ч

36.

Дидактическая игра «Я думаю, что смогу…».

1 ч

37.

Я и школа. Название, номер, адрес школы.

1 ч

38.

Профессии работников школы.

1 ч

39.

Школьные помещения и их назначение.

1 ч

40.

Манера поведения. Навыки правильного поведения учащихся в школе.

1 ч

41.

Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.

1 ч

42.

Я вежлив и внимателен. Анализ жизненных ситуаций общения, предложенных учителем.

1 ч

43.

Формы выражения благодарности: «спасибо», «благодарю».

1 ч

44.

Формы выражения извинения: «извините», «простите».

1 ч

45.

Формы обращения с просьбой: «пожалуйста», «будьте добры», «помогите».

1 ч

46

Урок – путешествие по стране добра и зла.

1 ч

Раздел 1. Общение с внешним миром.

3 ч

47.

Времена года. Весна пришла.

1 ч

48.

Изменение в природе весной.

1 ч

49.

Труд людей весной.

1 ч

Раздел 4. Общение с друзьями.

8 ч

50.

Что такое дружба. Формирование понятий «друг, «дружба»

1 ч

51.

Мой лучший друг. Оценка чувств и поступков в совместных играх и жизненных ситуациях.

1 ч

52.

Урок – рисование «Создание портретов».

1 ч

53.

Дружба мальчиков и девочек.

1 ч

54.

Дидактическая игра «Мальчик или девочка?»

1 ч

55.

Дидактическая игра «Защитники девочек».

1 ч

56.

Урок улыбки. Различение  понятий «улыбка» и «смех».

1 ч

57.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения».

1 ч

Раздел 5. Общение со взрослыми.

6 ч

58.

Общение со взрослыми. Правила ведения беседы.

1 ч

59.

Про меня и мою семью. Развитие способности сообщать о себе, своих родных, о своем доме.

1 ч

60.

Профессии взрослых.

1 ч

61.

Уважение к труду взрослых.

1 ч

62.

Не всем людям можно доверять.

1 ч

63.

Я заблудился.

1 ч

Раздел 6. Культура общения (этикет).

5 ч

64.

Поведение во время разговора.

1 ч

65.

Сюжетная игра «В магазине».

1 ч

66.

Сюжетно-ролевая игра «За столом».

1 ч

67.

Разговариваем по телефону.

1 ч

68.

На улице. Сюжетно-ролевая игра «путешествие по городу.

1 ч

Таблица тематического распределения часов

п/п

                                 Разделы, темы

Количество часов

1.

Раздел 1. Общение с внешним миром.

19 ч

2.

Раздел 2. Мои чувства и желания.

16 ч

3.

Раздел 3. Образ жизни.

14 ч

4.

Раздел 4. Общение с друзьями.

8 ч

5.

Раздел 5. Общение со взрослыми.

6 ч

6.

Раздел 6. Культура общения (этикет).

5 ч

Всего:

68ч

Список литературы:

1. «Методика формирования навыков общения у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»: учеб. – метод. пособие для педагогов центров коррекц.- развивающего обучения и реабилитации /Ю.Н.Кислякова [ и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн. – Образование и воспитание, 2010.;

2. Шипицина  Л.И. - Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие.  – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010,