Главные вкладки

    Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

           Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан  на 68 часов,  2 часа в неделю.

           Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

            Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

           На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_-_s_zhivoy_mir.docx44.19 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                           Город Краснодар

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное      

      учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями    

         здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида    Краснодарского края

                                                                                            Утверждена

                                                                                            решением педсовета

                                                                                            протокол № 1 от 29.08.2014 г.

                                                                                            председатель педсовета

                                                                                           ______________ Т.В.Лесовая

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ   ПРОГРАММА

    по предмету   ЖИВОЙ МИР

    Класс  4 – специальный для обучающихся со сложным дефектом,  расстройством аутистического спектра

    Количество часов 68 часов в год, 2 часа в неделю

    Учитель  Кулиничева Ольга Ивановна

    Программа разработана на основе

    программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.

             

    Пояснительная записка

            Модифицированная программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011»; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2007.

           Программа ориентирована на учебник «Живой мир» для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, А.М. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2013г.

           Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан  на 68 часов,  2 часа в неделю.

           Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

            Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

           На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

                    Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:

    1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения

    2.Ознакомление с природой.

    Темы подчинены принципу сезонности.

             Предмет «Живой мир» решает следующие коррекционно – образовательные  и воспитательные задачи:

    • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
    • расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
    • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять описания;
    • формирует знания учащихся о природе своего края;
    • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

     

           Программа построена по концентрическому принципу с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения в начальной школе. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

            Ведущими методами обучения являются: беседа, рассказ, систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать / уметь:

    - называть (показывать) самостоятельно или с помощью учителя изученные объекты и явления;

    - различать 3 - 4  вида комнатных растений, называть  части растений;

    - ухаживать с помощью учителя за комнатными растениями;

    - различать (показывать) наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

    - различать самостоятельно или с помощью учителя диких и домашних животных, рыб;

    - называть самостоятельно или с помощью учителя место, где живет зверь (дома – в лесу), подбирать пиктограмму «дом» - «лес» к картинке с животным;

    - различать признаки времен года, выбирать соответствующую пиктограмму;

    - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

    Содержание программы

     

    Раздел 1.  Сезонные изменения в природе – 20 часов.

    Сезонные изменения в неживой природе 12ч

    Повторение изученного материала 3 класса. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.  Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки,  вьюга, метель, оттепель, ледоход, жаркие  дни, радуга, холодный – теплый ветер.

    Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

    Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

    Растения и животные в разное время года – 12 часов.

         Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа,      

         акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав: медуница, ландыш.

         Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.

         Насекомые в осенний период.

         Домашние животные в разное время года.

         Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

    Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года – 4 ч

    Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении заморозков.

    Раздел 2. Живая природа – 34 часа.

    Растения – 14 часов.

    Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,

    травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

    Растения сада. Фруктовые деревья (2 – 3 названия); ягодные кустарники (2 – 3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды.  Ягоды.

    Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Плоды и семена. Орехи. Лесные ягоды.  Ягоды съедобные и несъедобные.

    Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

    Животные – 12 часов.

    Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

    Домашние животные: корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

    Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд, галка, дятел.  Хищные птицы: ястреб, коршун, сова.  Певчие птицы: соловей, жаворонок.

    Раздел 3. Неживая природа  – 6 часов.

    Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер.

    Человек – 8 часов.

    Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

     Температура тела человека.  Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.

    Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

    Окружающая среда и здоровье человека.

    Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

                Учащиеся должны усвоить следующие представления:

    - о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

    - о значении воды, тепла, света в жизни растений, животных, человека;

    - о простейших свойствах воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть;

    - о разнообразии животного мира, образе жизни диких и домашних животных;

    - о растениях сада и огорода, их отличии;

    - о роли питания в жизни человека;

    - о гигиенических правилах.

    Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    Раздел, темы

    Кол-во часов

    Дата

    Раздел 1.  Сезонные изменения в природе.

    28 ч

    по

    плану

    по

    факту

    Сезонные изменения в неживой природе. Осень – 3 ч

    1.

    Время года: осень. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в осеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

    1 ч

    03.09

    2.

    Осенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

    1 ч

    05.09

    3.

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман,  дождь, заморозки,

    1 ч

    10.09

    Растения и животные в осеннее время года – 4 ч

    4.

    Растения сада и леса в осеннее  время года. Увядание трав.

    1 ч

    12.09

    5.

    Животные осенью. Насекомые в осенний период.

    1 ч

    17.09

    6.

    Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

    1 ч

    19.09

    7.

    Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.

    1 ч

    24.09

    Сезонные работы в саду, огороде, труд людей осенью – 1 ч

    8.

    Занятия людей осенью. Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека при наступлении заморозков.

    1 ч

    26.09

    Раздел 2.  Живая природа

    Растения – 14 часов.

    34 ч

    9.

    Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

    1 ч

    01.10

    10.

    Экскурсия. Деревья  в  школьном  саду. Узнавание. Названия.

    1 ч

    03.10

    11.

    Части растений: корни.

    1 ч

    08.10

    12.

    Части растений: стебли (ствол).

    1 ч

    10.10

    13.

    Части растений: листья, ветки, почки.

    1 ч

    15.10

    14.

    Части растений: цветы.

    1 ч

    17.10

    15.

    Растения сада. Фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).

    1 ч

    22.10

    16.

    Ягодные кустарники (красная и черная смородина, крыжовник). Внешний вид, распознавание. Плоды.  Ягоды.

    1 ч

    24.10

    17.

    Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные.

    1 ч

    29.10

    18.

    Плоды и семена. Лесной орех.

    1 ч

    31.10

    19.

    Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные

    1 ч

    12.11

    20.

    Грибы.  Грибы съедобные и несъедобные грибы.

    1 ч

    14.11

    21-22.

    Травы полезные и травы опасные.

    2 ч

    19.11-21.11

    Сезонные изменения в неживой природе. Зима – 3 ч.

    23.

    Времена года: зима. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в зимнее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

    1 ч

    26.11

    24

    Зимние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

    1 ч

    28.11

    25.

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: вьюга, метель, снегопад, холодный ветер.

    1 ч

    03.12

    Растения и животные в зимнее время года – 3 ч

    26.

    Растения зимой. Хвойные растения.

    1 ч

    05.12

    27.

    Животные зимой. Приспособление диких животных к природным условиям.

    1 ч

    10.12

    28.

    Зимующие птицы. Забота людей о птицах зимой.

    1 ч

    12.12

    Сезонные работы, труд людей зимой  – 1 ч

    29.

    Занятия людей зимой. Забота людей о домашних животных.

    1 ч

    17.12

    Раздел 3. Неживая природа  – 6 часов.

    30.

    Солнце в разные  времена  года.

    1 ч

    19.12

    31.

    Восход и  заход солнца.

    1 ч

    24.12

    32.

    Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

    1 ч

    26.12

    33.

    Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

    1 ч

    14.01

    34.

    Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

    1 ч

    16.01

    35.

    Ветер. Направление ветра.

    1 ч

    21.01

    Раздел 2.  Животные – 12 часов.

    36.

    Домашние и дикие животные. Различение.  Среда обитания.

    1 ч

    23.01

    37.

    Обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши.

    1 ч

    28.01

    38.

    Приспособление диких животных к природным условиям.

    1 ч

    30.01

    39.

    Домашние животные: корова, свинья,  кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

    1 ч

    04.02

    40.

    Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья.

    1 ч

    06.02

    41.

    Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: заяц – кролик.

    1 ч

    11.02

    42.

    Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

    1 ч

    13.02

    43.

    Строение гнезд, забота о потомстве.

    1 ч

    18.02

    44.

    Перелетные птицы: соловей, дрозд.

    1 ч

    20.02

    45.

    Зимующие птицы: дятел, галки.

    1 ч

    25.02

    46.

    Хищные птицы: ястреб, коршун, сова.

    1 ч

    27.02

    47.

    Певчие птицы: соловей, жаворонок.

    1  ч

    04.03

    Сезонные изменения в неживой природе. Весна – 3 ч

    3 ч

    48.

    Времена года: весна. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

    1 ч

    06.03

    49.

    Весенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

    1 ч

    11.03

    50.

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: оттепель, ледоход.

    1 ч

    13.03

    Растения и животные в весеннее время года – 3 ч

    51.

    Растения весной. Цветение деревьев. Появление цветов и трав: подснежник, медуница, одуванчик.

    1 ч

    18.03

    52.

    Животные весной.  Появление насекомых.

    1 ч

    20.03

    53.

    Возвращение перелетных птиц

    1 ч

    01.04

    Сезонные работы в саду, в огороде.  Труд людей весной  – 1 ч

    54.

    Занятия людей весной. Работа человека в саду, в огороде.

    1 ч

    03.04

    Раздел 2.  Человек – 8 часов.

    55.

    Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

    1 ч

    08.04

    56.

    Температура тела человека.  Градусник и его назначение.

    1 ч

    10.04

    57.

    Профилактика простудных заболеваний.

    1 ч

    15.04

    58-59.

    Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

    2 ч

    17.04-22.04

    60.

    Окружающая среда и здоровье человека.

    1 ч

    24.04

    61

    Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

    1  ч

    29.04

    62.

    Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

    1 ч

    01.05

    Сезонные изменения в неживой природе. Лето – 3 ч

    63.

    Времена года: лето. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

    1 ч

    06.05

    64.

    Летние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

    1 ч

    08.05

    65.

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: жаркие  дни, грозовые дожди, радуга, теплый ветер.

    1 ч

    13.05

    Растения и животные в летнее время года – 2 ч

    66.

    Ра Растения летом. Цветы, ягоды.

    1 ч

    15.05

    67.

    Животные летом.

    1 ч

    20.05

    Сезонные работы в саду, в огороде.  Труд людей летом  – 1 ч

    68.

    Занятия людей летом.

    1 ч

    22.05

     

     

       

    Таблица тематического распределения количества часов

    п/п

    Разделы, темы

    Количество     часов

    Примерная

    программа

    Модифицированная

    программа

    1.

    Раздел I. Сезонные изменения в природе.

    28 ч

    2.

    Сезонные изменения в неживой природе.

    12 ч

    3.

    Растения и животные в разное время года.

    12 ч

    4.

    Труд человека в разное время года.

    4 ч

    5.

    Раздел II: Живая природа.

    34 ч

    6.

    Растения.

    14 ч

    7.

    Животные.

    12 ч

    8.

    Человек.

    8 ч

    9.

    Раздел III: Неживая природа.

    6 ч

    Всего:

            68 ч

    Материально-техническое обеспечение:

      1.Календарь природы.

      2.Предметные картинки.

      3.Сюжетные картинки (для составления предложений).

      4.Муляжи, мягкие игрушки.

      5.Раздаточный материал по темам: «деревья», «кустарники», «цветы», «грибы», «дикие – домашние»,  «птицы», «рыбы», «насекомые».

      6. Серия «Умные игры» - развивающая игра «Парные картинки».

      7. Плакаты «Части тела человека», «Органы чувств».

      8.СД - проигрыватель.

      9. СД «Звуки природы».

     10. Цветные карандаши.

     11. «Чудесный мешочек» для тактильно-сенсорного обследования предметов.

                                            Список литературы:

    1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011г.

    2.Программа «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    __________________________

    «___» __________ 20___  года

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

    образовательное учреждение для обучающихся,

    воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    общеобразовательная школа № 9 VIII  вида Краснодарского края

    г.Краснодар

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    по   предмету «Живой мир»

    Класс    4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

    Учитель Кулиничева Ольга Ивановна

    Количество часов: всего 68  часов; в неделю 2 часа.

    Планирование составлено на основе  модифицированной  программы

    учителем Кулиничевой О.И., утвержденной решением педсовета от 29.08.2014г., протокол  №1.

    Модифицированная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)_образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

    Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

    модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

         Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...

    рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа

    Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...

    Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

    Пояснительная записка          Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющ...

    Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

    Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра....