Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 классе Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Богатство человеческой души.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна

Технология критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ

 урока литературного чтения

учителя начальных классов Ковалевой Натальи Юрьевны

МБОУ «СОШ № 4 г. Льгова»

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Богатство человеческой души.

Цель: создать условия для формирования читательской грамотности и для раскрытия смысла художественного произведения ,характеристики героев через аналитическую работу.

Задачи:

Образовательные: формировать представление .

 создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: развитие умения анализировать художественное произведение,  способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, отзывчивости, сострадания, заботливого отношения к братьям нашим меньшим, воспитывать любовь к  чтению.

Формирование УУД :

  1. Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, осознание нравственно-эстетической проблематике литературного произведения.
  2. Регуляторные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в свою деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
  3. Познавательные: с учителем и сверстниками; выражать свои мысли в устной и обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале; осуществлять поиск необходимой информации; соотносить учебную информацию с собственным опытом.
  4. Коммуникативные: сотрудничать письменной речи, участвовать в диалоге.
  5. Предметные: осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения

Форма урока: урок критического мышления

Приемы критического мышления:  кластер, прогнозирование, моделирование, ассоциация, инсценирование, творческая игра.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «Природа и мы» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому. С него начинается новый раздел. 3. Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Урок построен в технологии критического мышления и состоит из 3 стадий: стадии вызова, основной стадии- осмысления и рефлексии. На стадии вызова ребятам предлагалось подумать над проблемной ситуацией и  ответить на вопрос:

-Почему лебедь бежит к человеку?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы птица доверилась человеку? Каким должен быть человек? Ребятам необходимо было объяснить с каким словом ассоциируется слово «доброта»,продолжить :кто такой добрый человек?

На стадия осмысления ребята прослушали эпизоды из биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка,сделав вывод,что это был человек, который не мыслил жизнь без любви к природе, родине, отношении к природе и животным. Затем ребята определили главную мысль произведения и сформулировали тему урока. Опираясь на слова из текста дети работали над  характеристикой Тараса ,составили «Кластер».

Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, класс разделился на три группы: «Тарас», «Соболько» , «Приёмыш». Каждой группе были предложены задания, в процессе самостоятельной исследовательской работы (выборочное чтение) нужно было проследить по тексту отношение героя к окружающим, ответив на вопросы:

1 группа: Тарас  Как Тарас относится к своим питомцам?

2 группа: Соболько. Как относится Соболько к Тарасу и Приемышу?

Как относился Приемыш к Тарасу и Соболько?

Прием прогнозирования ,где дети рассуждали о том,вернется ли «Приемыш» к своему спасителю Тарасу был успешно преподнесен через игру «У нас случилось невероятное событие!»

 В заключении урока ребята рассуждали над над проблемной ситуацией в жизни,осуществляли выбор  ,как  поступить ,проявив эмпатию,толерантность к природе,нашим братьям меньшим :

- поступить с лебедем так, как это сделал Тарас;

- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;

- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей. Ребята нарисовали лебедей ,вырезалииз бумаги и «подпустили «в озеро к «Приемышу»,который «приобрел семью»

  На стадии рефлексии ребята  сравнивали себя с Тарасом,ответив на вопрос:  Я-какой,рассуждая ,какими похожими качествами они обладают .

(Я-отзывчивый,я -добрый , я-добрый,я-милосердный)

Были достигнуты следующие планируемые результаты:

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый Тарасом ,который обладал богатой человеческой душой.

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, уметь вести самостоятельный поиск информации быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения. 

Метапредметные:

-Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; выполнять учебное задание в соответствии с целью;соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности; рефлексировать по поводу своих успехов и неудач.

-Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

-Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Для каждого вида работы время было распределено корректно. Этапы урока были выстроены четко ,последовательно и логично.

Отношения между учителем и классом были доверительными. Учитель продолжал мысль ученика, а ученик – мысль учителя. На уроке царила атмосфера сотрудничества, наблюдалось эффективное взаимодействие учителя и класса, и ученических групп.

Урок соответствовал заявленной теме, построен методически верно. Все этапы взаимосвязаны между собой . Урок поставленных задач достиг. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Литературное чтение 3 классТема  «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Данный урок второй в теме.Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс . Тема: Л.Н. Толстой "Акула"

На данном уроке  учащиеся закрепляют умения составлять план рассказа, характеризовать героев рассказа. урок проводится с применением презентации. Способствует формированию читательской компетенци...

Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Данная  разработка  поможет  коллегам  в  подготовке  и  проведении урока  литературного  чтения  в  4  классе  по  УМК  &quo...