Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 классе Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Богатство человеческой души.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технология критического мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
урока литературного чтения
учителя начальных классов Ковалевой Натальи Юрьевны
МБОУ «СОШ № 4 г. Льгова»
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Богатство человеческой души.
Цель: создать условия для формирования читательской грамотности и для раскрытия смысла художественного произведения ,характеристики героев через аналитическую работу.
Задачи:
Образовательные: формировать представление .
создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: развитие умения анализировать художественное произведение, способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, отзывчивости, сострадания, заботливого отношения к братьям нашим меньшим, воспитывать любовь к чтению.
Формирование УУД :
- Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, осознание нравственно-эстетической проблематике литературного произведения.
- Регуляторные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в свою деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
- Познавательные: с учителем и сверстниками; выражать свои мысли в устной и обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале; осуществлять поиск необходимой информации; соотносить учебную информацию с собственным опытом.
- Коммуникативные: сотрудничать письменной речи, участвовать в диалоге.
- Предметные: осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения
Форма урока: урок критического мышления
Приемы критического мышления: кластер, прогнозирование, моделирование, ассоциация, инсценирование, творческая игра.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «Природа и мы» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому. С него начинается новый раздел. 3. Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Урок построен в технологии критического мышления и состоит из 3 стадий: стадии вызова, основной стадии- осмысления и рефлексии. На стадии вызова ребятам предлагалось подумать над проблемной ситуацией и ответить на вопрос:
-Почему лебедь бежит к человеку?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы птица доверилась человеку? Каким должен быть человек? Ребятам необходимо было объяснить с каким словом ассоциируется слово «доброта»,продолжить :кто такой добрый человек?
На стадия осмысления ребята прослушали эпизоды из биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка,сделав вывод,что это был человек, который не мыслил жизнь без любви к природе, родине, отношении к природе и животным. Затем ребята определили главную мысль произведения и сформулировали тему урока. Опираясь на слова из текста дети работали над характеристикой Тараса ,составили «Кластер».
Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, класс разделился на три группы: «Тарас», «Соболько» , «Приёмыш». Каждой группе были предложены задания, в процессе самостоятельной исследовательской работы (выборочное чтение) нужно было проследить по тексту отношение героя к окружающим, ответив на вопросы:
1 группа: Тарас Как Тарас относится к своим питомцам?
2 группа: Соболько. Как относится Соболько к Тарасу и Приемышу?
Как относился Приемыш к Тарасу и Соболько?
Прием прогнозирования ,где дети рассуждали о том,вернется ли «Приемыш» к своему спасителю Тарасу был успешно преподнесен через игру «У нас случилось невероятное событие!»
В заключении урока ребята рассуждали над над проблемной ситуацией в жизни,осуществляли выбор ,как поступить ,проявив эмпатию,толерантность к природе,нашим братьям меньшим :
- поступить с лебедем так, как это сделал Тарас;
- подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной;
- силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей. Ребята нарисовали лебедей ,вырезалииз бумаги и «подпустили «в озеро к «Приемышу»,который «приобрел семью»
На стадии рефлексии ребята сравнивали себя с Тарасом,ответив на вопрос: Я-какой,рассуждая ,какими похожими качествами они обладают .
(Я-отзывчивый,я -добрый , я-добрый,я-милосердный)
Были достигнуты следующие планируемые результаты:
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый Тарасом ,который обладал богатой человеческой душой.
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, уметь вести самостоятельный поиск информации быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
-Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; выполнять учебное задание в соответствии с целью;соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; рефлексировать по поводу своих успехов и неудач.
-Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
-Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Для каждого вида работы время было распределено корректно. Этапы урока были выстроены четко ,последовательно и логично.
Отношения между учителем и классом были доверительными. Учитель продолжал мысль ученика, а ученик – мысль учителя. На уроке царила атмосфера сотрудничества, наблюдалось эффективное взаимодействие учителя и класса, и ученических групп.
Урок соответствовал заявленной теме, построен методически верно. Все этапы взаимосвязаны между собой . Урок поставленных задач достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Литературное чтение 3 классТема «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...
Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Данный урок второй в теме.Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»
Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс . Тема: Л.Н. Толстой "Акула"
На данном уроке учащиеся закрепляют умения составлять план рассказа, характеризовать героев рассказа. урок проводится с применением презентации. Способствует формированию читательской компетенци...

Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Данная разработка поможет коллегам в подготовке и проведении урока литературного чтения в 4 классе по УМК &quo...
