Литературное чтение. Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; воспитание интереса к чтению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 16.01.25
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; воспитание интереса к чтению.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование умения работать по условным обозначениям.
Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах); вести устный диалог при ответах на вопросы.
Ход урока
1. Оргмомент.
Дети: Мы умные, мы дружные,
Мы старательные, мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
- Покажите ваше настроение в начале урока.
2. Актуализация знаний
- Начнём наш урок с игры «Верно - неверно?»
- Верно ли, что…
- Звуки бывают гласные и согласные? (да)
- Согласные звуки поются? (нет)
- Гласные звуки произносятся с преградой? (нет)
- Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
- В алфавите 33 буквы? (да)
- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие? (нет)
- Есть буква, не имеющая звука? (да)
- Звуки мы видим и пишем. (нет)
- На письме звук обозначается буквой? (да)
- Жи-ши пиши с буквой ы? (нет)
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием!
3. Постановка целей и определение темы урока
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
1е задание мальчикам. Готовы?
Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: …! (ха — ха — ха!)
2е задание девочкам. Готовы?
Сочинять он стал стихи — Мы смеялись :...!(хи — хи — хи!)
Как смеялись мальчики? Девочки?
Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Какая тема урока у нас будет?
Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
Цель, задачи урока.
Познакомиться с …буквами Х,х и звуком[ х ], [х,],
Узнать, какие … звуки она обозначает;
Научиться читать… слоги и слова с новой буквой.
- Мы познакомимся сегодня с важной буквой, а вот почему она такая важная, вы узнаете сегодня на уроке.
4. Работа по теме урока
1). Звуковой анализ слов: петух, петухи в распознавании звуков [х]и [х'].
- Откройте азбуку на с. 39.
- Кто изображен на картинке справа? (Петухи)
- Слово петухи отвечает на вопрос кто? Или что?
-Верно, сколько слогов в слове?
-3
- Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Проанализируйте слово петухи.
-Произнесите последний слог в слове.
- хи.
- Какие звуки вы слышите?
-[х`и]
- Дайте характеристику звуку [x’].(Согласный, глухой, мягкий)
-Петухи – это много, а один?
- Петух.
- Какой звук вы слышите последним?
-Дайте ему характеристику, какой он?(Согласный, глухой, твёрдый)
Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].
Вывод:
В слове петух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.
В слове петухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.
Молодцы!
2). Игра «Твёрдый - мягкий».
- Поднимайте синий карандаш, если звук [Х] твёрдый, а зелёный – если согласный мягкий.
Халат, хитрец, хомяк, химик, хоккей, хижина, хлопушка, петухи, холодильник, черепахи, холод, подсолнухи.
3). Какая картинка лишняя? Почему?
- Подсолнух, кисточка, халат, мухомор
- Художник, сухари, тарелка, холодильник
5. Физкультминутка
Все встали. Сейчас я буду называть слова. Если в слове встретится звук [Х] или [x’], то вы будете хлопать в ладоши, а если нет - приседать. Готовы? Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
- Все справились! Молодцы!
6. Продолжение работы по теме урока.
1). Знакомство с буквой «Хх»
- Ребята! Твёрдый и мягкий согласные звуки [х] и [х']обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буквой «ха».
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква « х»?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.
-А теперь сложите букву «ха» из карандашей.
- Какие звуки мы обозначаем буквой Х?
- Пользуясь рамочками на с. 39 азбуки, дайте характеристику этим звукам.
–На верхнем или нижнем этаже живёт буква Х на ленте букв? Почему? (обозначает глухие звуки)
2) Работа в «Азбуке»
- Почитаем слоги в учебнике стр.39.
3) Чтение слов с буквой Х. стр.39
4) Работа по азбуке.
1). Чтение слов с х (стр.39)
Хорошо – плохо
Как называются такие слова? (Противоположные по смыслу.)
Хлеб
Что заметили в этом слове? (оглушение согласного)
Как можно проверить какую букву писать?
Хлеба
Холод - холода
5)Хлеб - наше богатство
-Я неслучайно сказала, что X — это очень важная буква. С нее начинается важное слово. А какое, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб)
- Рассмотрите картинку на стр.38, что изображено в центре? (Хлеб.)
- Кого у нас принято встречать хлебом и солью? (Гостей.)
Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
- Обычно хлеб пекут из пшеничной и ржаной муки.
- О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Так поступают только самые чуткие и добрые люди.
- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята?
- Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.
- Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?
- Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы). А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают. С элеватора зерно идёт на мельницу, Здесь зерно превращают в муку.
120 профессий трудится, чтобы на нашем столе был всегда хлеб.
- Как мы должны относиться к хлебу? (бережно…..)
–А как это бережно?
- Не надо покупать много хлеба.
- Если хлеб стал чёрствым, можно сделать сухарики.
- Где можно использовать сухарики? (супы, салаты…..)
Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
7. Физкультминутка
Мы зернышки (присели)
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
Скосили колоски (движение руками)
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
Замесили тесто (сжимаем - разжимаем кулачки)
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
Вот какой хлеб получился!
2) Чтение текста на стр. 39 учебника.
- Рассмотрите картинку в самом низу с. 39. Что видите?
- О чем будет текст? (О том, как убирают хлеб)
а) первичное чтение рассказа детьми
б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:
- Верны наши предположения?
- О чем этот рассказ? ( Скоро зима, надо убирать хлеб)
- Какие стали дни? (дни стали короткими).
- Как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая» и др.)
в) выборочное чтение рассказа учащимися:
- Почему дрожат осины? (осины дрожат от холода)
- Кто еще может дрожать? (дрожать от холода могут люди)
- Когда нужно убирать хлеб? (до зимних холодов надо убрать хлеб).
- Какая техника выходит на поля?
- Хлеб никогда не давался людям легко. Более ста лет назад хлеб убирали вручную, с помощью серпа. (Показать серп)
3) Работа с пословицами с. 38 азбуки.
4) Чтение стихотворения «Хлеб» с. 42 азбуки.
8. Подведение итогов урока
- Ребята, с какой новой буквой мы познакомились? Какие звуки она может обозначать?
- Дайте характеристику этим звукам.
9. Рефлексия.
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
- Покажите ваше настроение в конце урока.
Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
Работа редактора
Хобот, слон, мох, песок, хижина, ошибка, утка, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка, хомяк.
[x] [x’]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".
Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....

урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс
Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....

Конспект урока по литературному чтению: «Звуки [х], [х\'], буквы Х х.» (1 класс)
Цель деятельности учителя:создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "
Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...

Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"....
Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".
Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фон...

Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм.
Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм....
