Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс)

    Рогова Эльвира Махмудовна

    Методическая разработка урока по литературному чтению  в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление.

    Цели:

    Обучающие:

    1. Закрепить знания о звуках [с, с,]. Учить обучающихся давать характеристику звуков, узнавать начертания букв, формировать навыки чтения.

    Коррекционные:

    1. Развивать речь, фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воображение.

    Воспитывающие:

    1. Прививать интерес к чтению, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фишки красного, синего и зеленого цвета, «звуковая» дорожка, схемы слов и картинки к ним, плакат с буквой С, картинка санок, индивидуальные карточки, цветная проволока для букв, кормушка, семена в пакетиках.

    Этапы урока:

    1. Оргмомент.
    2. Артикуляционная  гимнастика.
    3. Постановка темы и целей урока.
    4. Повторение пройденного.
    5. Работа по теме урока.
    1. Характеристика звуков [с, с,].
    2. Дыхательная гимнастика.
    3. Определение позиции звуков [с, с,] в словах.
    4. Звуковой анализ слов.
    1. Физкультминутка.
    2. Работа над чтением.
    1. На что похожа буква С.
    2. Гимнастика для глаз «Снежинка».
    3. Чтение слогов.
    4. Чтение слов, предложений.
    5. Релаксация. Чтение текста.
    1. Итог урока. Рефлексия.

    Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление.

    1. Оргмомент.

    Милые мои, ребята,

    Видеть вас я очень рада

    И надеюсь я на вас.

    Замечательный мой класс.

    А девиз у нас такой:

    То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!

    1. Артикуляционная гимнастика.

    -А чтобы   четко отвечать, нужно язычок потренировать.  

    - Повторяем за мной.

    Са – са  - са  - в лесу бегает лиса.

    Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.

    Со – со – со – у лисы  колесо.

    Су – су – су – холодно в лесу.

    1. Постановка темы и целей урока.  

    -  У нас на улице тоже холодно, морозно.

    -  Какое сейчас время года? (Зима)  

    - Послушайте стихотворение, которое  выучила Настя, и скажите, какие признаки зимы в нем описаны.

    Солнце землю греет слабо,

    По ночам трещит мороз,

    Во дворе у снежной Бабы

    Побелел морковный нос.              

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и  тверда.

    Вьюга злится,

    Снег кружится,

    Заметает всё кругом

    Белоснежным серебром.   Слайд 2

    - Перечислите признаки зимы, которые описаны в стихотворении?   (Солнце греет слабо. Трещит мороз, вода в реке замерзла, вьюга злится, снег кружится) 

    - Вот вьюга успокоилась, подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушками. Фонематическая зарядка.

    - Произнесем, как свистит тихий  ветер [с-с-с].

    - Сегодня на уроке мы отправляемся  в путешествие в зимний лес и будем работать со звуками [с, с,] и буквой «с».

    IV. Повторение пройденного.       

    - Но сначала повторим, что мы знаем про звуки.

    - Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

    - Ульяна, поставь фишку, которой обозначаем гласные звуки.

    - Что вы знаете про гласные звуки? (Гласные звуки поются и тянутся, при произношении воздух во рту не встречает преграды)

    - Маша Г,  поставь фишки, которыми обозначаем согласные звуки.

    - Что скажете про согласные звуки?

    ( «Согласные не поются и тянутся, когда мы их произносим воздух во рту встречает преграду. Согласные могут быть твердые и мы обозначаем их синей фишкой. Согласные могут быть мягкие, обозначаем их зеленой фишкой»)

    V. Работа по теме урока.    

    1. Характеристика звуков [с, с,].

    - На чем же нам отправиться путешествовать?

    Всё лето стояли,

    Зимы ожидали.

    Дождались поры –

    Помчались с горы… (Санки)  

    - Нас много, поэтому мы отправимся путешествовать на больших волшебных санях. 

    Слайд 3

    Хором:

    Нас в сани посадили.

    До чего быстры они.

    Сели в сани. Покатили.

    Ну-ка, ветер, догони.  

     - Произнесите слово «сани», выделяя голосом первый звук.

    - Какой первый звук вы слышите?  [с] 

    - Какой  фишкой обозначаем звук [с]? (Синей)

     - Почему? (Этот звук согласный, твердый)

    - Положите синюю фишку перед собой. (Выставляют на доске.)

    - Но что – то наши сани не едут.

    2. Дыхательная гимнастика

    - Давайте толкнем их с силой. Вздохнули носом и одновременно выдохнули и оттолкнулись сани руками. Молодцы, какие вы сильные!

    - Произнесите первый звук в слове «сильные». [с,]

    - Какой фишкой будем обозначать звук [с,]? (зеленой, выставляю на доске)

    - Положите перед собой зеленую фишку.

    - Делаем вывод: звук [с] – согласный, твердый [с] и мягкий [с,].

    - Все, ребята, путь свободен.

    3. Определение позиции звуков [с, с,]  в словах.  

    - Сани поедут быстрее, если мы 3 раза проговорим скороговорку: «По семеро в сани уселись сами».

    - Что - то у нас на пути. Освободится дорога, если мы правильно определим позицию звука [с, с,] в словах.  Смарт презентация  Слайд- 4

    - Приготовьте фишки и «звуковую дорожку». Посмотрим, какой ряд справится быстрее.

     Слова: сова, лиса, лось             

    3 –е работают у доски, остальные на местах.

    Работа по группам:

    1 ряд (слабые)  - сова, 2 ряд (средние) – лиса, 3 ряд (сильные)  – лось.

    – Молодцы, ребята! Пора  отправляться в путь!

    1. Звуковой анализ слов.

    Смарт презентация Слайд 5

    - Но что-то сани не едут. На пути .. мост.    

    - Сделаем звуковой анализ слов:

    Средние – мост 

    Сильные – слогозвуковой анализ: санки (на доске Дима) 

    + индивидуально (на парте Аня): к заданной схеме выбрать рисунок, Настя консультант.

    Слабые – сук, закрасить в слове звук [с]  (Ульяна - индивидуально), Дима консультант.

    VI. Физкультминутка. 

    - Ребята, посмотрите, вдали кто-то виднеется, подъедем поближе.  Слайд 6

    - Ой, да это медведи скользят по скользкому льду.

    - Ребята, мы с вами устали сидеть в санях, давайте покатаемся с ними на коньках, отдохнем!   (Песня из мультфильма «Маша и медведь», дети выполняют танцевальные движения).

    VII. Работа над чтением.

    1. На что похожа буква С.

    - Покатались на коньках и снова садимся в сани, едем дальше.

    - Какие звуками мы сегодня повторяем? (Согласные звуки с, с,)

    - Какая буква обозначает звуки с, с, ? (Эти звуки обозначает буква «эс»)  

    - Аня и Саша сделают букву «эс»  из проволоки.

    - Кто помнит стих про букву с?

    Месяц вышел из-за тучи,
    По нему учиться лучше –
    Сразу узнаётся «эс»,
    Смотрит буковка с небес.   (На доске картинка)

     (Показ букв, которые сделали ребята)

    2. Гимнастика для глаз "Снежинка"  

    - Ребята смотрите, что-то опустилось мне на ладошку. Вы узнаете, если отгадаете загадку:

    С неба падают зимою

    И кружатся над землёю

    Легкие пушинки,

     Белые ….. (снежинки)

    -Приготовим  наши глазки к чтению. Слайд 7

    3. Чтение слогов (хором, с доски) Слайд 8

    - Посмотрите, как много  снежинок намело, не проехать нам, если не прочитаем слоги. – Но сначала прочитаем буквы, которые обозначают гласные звуки (по ленте букв: а, о, у, ы, и). 

    - Найдем букву С на ленте букв. Какие звуки она обозначает? 

    ас       ос    ус    ыс     ис         (Хором читаем по 2 раза, потом повторяют Ульяна и Аня)

    са       со    су    сы     си

    - А это что за буква?  (н)

    - Назовите звуки, которые она обозначает.

    4. Чтение слов, предложений.  Слайд 9

    - Сугробы стали чуть поменьше, но нужно еще прочитать слова и предложения.

     (Саша, Юра  - читают, повторяют: Ульяна, Аня)  – чтение слов с доски, по цепочке

    - Прочитаем слова.         Спрашивать значение слова!  Поставить ударение!

    са           ни                                                       сос - на      о – си – на        

    Маша «Собери слово»                               сос - ны      о – си – ны

    - Молодцы, ребята, вот мы и в лесу.

    - Откроем Азбуку на стр. 48  

    Дима, Маша, Саша  – чтение предложений, остальные следят.

    Нина у осины.

    Инна у сосны.

    - Ау, Нина! Ау!

    - Переверните страницу, Денис читает предложение.

    - Почему, слова: Нина,  Инна, у Сони написано с заглавной буквы?

    5. Релаксация. Чтение текста. Слайд 10

    - Поедемте глубже в лес!

    -Сейчас я буду читать текст «В зимний лес», а вы внимательно слушайте и запоминайте, о чем я читаю. (Музыка)

    - Сначала закройте глазки и представьте красоту зимнего леса…

     (Чтение текста учителем под музыку)

    В зимний лес.

    Стоят тихие зимние дни. Мы идем по лесу. Под ногами скрипит снег. Вот пищит птица. Это снегирь. Снегири прилетают к нам в зимние дни. Они любят клевать ягоды рябины.

    Вопросы:

    1. Какие стоят дни? (Стоят зимние дни)
    2. Какие  птицы прилетают к нам зимой?  (К нам зимой прилетают снегири) 
    3. Что снегири любят клевать?  Слайд 11

    - Сейчас Настя и Маша прочитают нам этот текст еще раз. Вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова со звуком [с].

    - Зимой птицам приходится трудно. Им холодно и голодно,  ведь корма для них очень мало.

    - Как мы можем помочь птицам зимой? (Надо для птиц сделать кормушки и кормить их.)   Слайд 12

    - Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Пора возвращаться в класс.

    Хором:

    Нас в сани посадили.

    До чего быстры они.

    Сели в сани. Покатили.

    Ну-ка, ветер, догони.  

     

    VIII. Итог урока. Рефлексия.        

    - Вот мы и в классе.

    - Понравилось вам путешествие?

    - Какие звуки мы сегодня повторяли? Какие они?

    - А как называется буква, которая обозначает эти звуки?

    - Вы сегодня, ребята, молодцы!

    - Посмотрите, что это такое? (Кормушка для птиц)  Птички ждут вас, чтобы вы их покормили. В гпд мы повесим кормушку и покормим птиц. (Показ пакетиков с семенами)

    - Поднимите руку, кто считает, что сегодня активно  работал на уроке

    - Поднимите руку, кому на уроке было интересно.

    - Кому урок подарил хорошее настроение? Что вам понравилось на уроке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

    Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

    Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"

    Цель урока: -познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...

    Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы «Г, г»" 1 класс по программе "Планета знаний"

    Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г\']. Буквы  «Г, г»"   1 класс по программе "Планета знаний"...

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс

    Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала....

    конспект урока по литературному чтению по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествующего согласного"

    конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)  по теме: "Буква ь - показатель мягкости предшествуюшего согласного"...