Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г»" 1 класс по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока обучения чтению "Звуки [г], [г']. Буквы  «Г, г»"   1 класс по программе "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог           Болоховцева Светлана Александровна, учитель  МАОУ «Лицей № 36»

Предмет        обучение грамоте (чтение)                      Класс     1

Тема урока        Звуки [г], [г']. Буквы  «Г, г»

На уроке использовались: электронный учебник, презентация, разрезные буквы (для каждого ученика), интерактивная доска.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1

2      

3

     

   

4

5

Организационный момент

Подготовительная работа. Речевая разминка.

Актуализация опорных знаний.

Открытие нового учебного материала

Закрепление учебного материала

Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. 

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

 Методы: словесные.

          Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться.

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!

А девиз нашего урока: Наблюдай! Открывай! Применяй! – объяснить

- Прежде чем начнем работу, мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно и хорошо читать.

- Кто наши помощники? (Губы, зубы, язык)

  • «Улыбка»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4-раза
  • Улыбка — Трубочка.
    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  • «Вкусная конфета»: языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт.
  • «Зубная щетка»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
  • «Лошадка»: цокаем язычком. Повторяем 5-6 раз.
  • Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  • Голодный хомячок.
    Втянуть щеки.

                Речевая разминка - (Презентация № 2 ( сл.3))

Кто  хочет разговаривать,
Тот  должен  выговаривать
Всё  правильно  и внятно,
Чтоб  было  всем  понятно!

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об  изученных ранее буквах для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать организации познавательной деятельности учащихся. 

Задачи:

- повторить сведения об изученных ранее буквах;

- повторить чтение с изученными буквами;

- организовать работу по созданию проблемной ситуации для подведения к теме урока.

Методы: словесные, побуждающий от проблемной ситуации диалог;

методы стимулирования: похвала.

- Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города  «Алфавитинска». (Презентация №1 (сл2)или Эл. уч-к)

Повторение:

Каким способом можно распределить буквы «б», «в», «п», «ф» на две группы?

(Звонкие и глухие  -  б,в  и  п, ф

Пары  -  б-п, в-ф)  

- Буквы у детей на столе и на доске.

Чем отличается звук от буквы? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим)

3.1   Постановка учебной задачи

Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цель урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать значимость умения читать.

Определяем по  картине сказку и её героев. (Чтение отрывка рус. народн. сказки «Гуси – лебеди»)

 - Дети угадывают. Показать стр. учебника – диск.

 - Выделите первый звук в названии сказки.       ([г])

- Какова же тема нашего урока попробуйте догадаться сами.

- Звуки [г], [г']. Буквы  «Г, г»

- Чему мы будем учиться на уроке?

(Сегодня мы познакомимся со звуками [ г], [ г’], новой буквой, которая их обозначает, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.) Откроем тайну новой буквы. Будем учиться читать  с ней слова. Узнаем много интересного

- Для чего нам нужно изучить новую букву?

3.2  Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить проект решения учебной задачи  и  составить план действий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осуществлять необходимые действия по овладению чтением слов с новой буквой в заданной последовательности.

Задачи:

- сформулировать тему и цель урока;

- определить последовательность изучения буквы;

- дать характеристику звукам [г], [г’];

- развивать умение читать слоги, слова с буквой «г».

Методы: учебный диалог,

метод иллюстрации и демонстрации, работа с учебником

- В какой последовательности мы будем изучать новую букву?

(звук – буква – слог - слово)  - Презентация№2(сл.2)

- Есть ли у звука [г] парный по твердости-мягкости?   (Это звук   [г,])

-Приведите примеры: Гена, герой, гири, гитара и т.д.

- Какой буквой они записываются?     (Г,г)  

  - Пофантазируйте, на что похожа буква «Г»?

           НАПЕЧАТАТЬ

- В какой столбик поставим эту букву – звонкий или глухой согласный?   ДОСКА

3.3  Работа со столбиками слов

- Мы познакомились со звуками [г], [г’], буквой Г, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.

- Поработаем в учебнике.

Чтение слов с новой буквой в букваре на с.58.

«Гэ» - название буквы

Слова трех последующих столбиков представляют собой игру «Шагослов». Дети наблюдают за изменением букв и, как следствие, за изменением значений слов.

Сравниваем написание и произношение слов третьего и четвертого столбиков. Попробуем объяснить правописание этих слов.

Последний столбик – «расчитка» слов последующего текста.

- В последнем столбике договариваем слова:

  грибной (дождь, суп, лес)

  главный (город, врач, штаб)

  Григорий (краткое имя Гриша)

- Почему Григорий написано с большой буквы?

Образуйте от имени фамилию. (Гришин, Григорьев, Гришанова и др.)

О чем пойдет речь дальше, вы узнаете отгадав загадку:

 «Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
Что это? 
(гриб)        - (Презентация№1(сл.3))

Физкультминутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

 

4.1    Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формированию умения читать слова с изученной буквой.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

учиться читать слова плавно – слоговым способом, работать с текстом.

Задачи:

- анализировать содержание текста;

- расширить знания о грибах;

- организовать дифференцированную работу;

- создать условия для работы в парах;

- создать условия для работы в группах.

Методы: репродуктивные

 - Сейчас будем закреплять умение читать и поработаем с текстом.

Рассматривание иллюстраций к тексту. Прогнозирование темы текста.

- О чём будет текст? Можно ли по его названию определить содержание?

Обращаем внимание на три отступа при записи текста (три красные строки). В этом тексте три части. В каждой части заключён определенный смысл.

  • Чтение текста целиком.   Чтение двух предложений вместе, а остальные - сильные ученики.

Чтение текста по смысловым частям.

  1. Боровик – самый главный гриб в лесу.
  2. Опасный гриб.
  3. Лукошко полно!
  • Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.

- Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Что они делали в лесу? Какие грибы они собирали?    - (Презентация№1(сл.3))

- Боровик - белый гриб. Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке.  - (Презентация№1(сл.4))

  • - Почему Галина и Григорий не сорвали красивый красный гриб?
  • - Мухомор - опасный несъедобный гриб, его не любят многие насекомые, в том числе и мухи (мух морит- губит, отравляет).   

Название гриба состоит из двух частей.     - (Презентация№1(сл.5))

  • - Что значит съедобный? Несъедобный гриб?

Воспитательный момент

Находясь в лесу, аккуратно собирайте не сбивайте и не тончите мухоморы. Для людей они ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4.2    Послушайте стихотворение «Грибные имена» Ю. Леонтьева.

Нет, грибные имена

Не понятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат "опять" опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки,

Как узнать, чьи это шутки?

- А сейчас попробуйте объяснить название некоторых грибов.

  1. Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик.)     - (Презентация № 1 ( сл.6))

- Почему так называется гриб?

  1. Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики)    - (Презентация № 1 ( сл.7))

- Почему так называется гриб?

  1. Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички). 
  2. - По цвету похожи на кого?   - (Презентация № 1 ( сл.8))

 4. Опёнок – грибы обычно растут на пнях

5. Сыроежки – раньше считалось, что эти грибы можно есть сырыми.

6. Маслята – эти грибы имеют жирную (маслянистую) пленку, покрывающую их шляпку.

4.3    Работа со стихотворением А. Шибаева.

Обращаем внимание на запись этого стихотворения. Тире в начале строки говорит о том, что данный текст является разговором (или диалогом)

Работа в парах и дифференцированная.

- Самым трудным является второе задание.

(Первый вопрос задают грибы – лисички)

- Расскажите, как вы рассуждали при решении этого вопроса.

2 сильных ученика читают  по ролям стихотворение в вариативной части с.58,

1 ученица читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (Спутник Букваря), или сказку «Война грибов»

Работа в группах.  (Эл. уч-к)

- Сейчас сыграем в игру «Составь слова из слогов».  Вы будете работать в группах. Слова рассыпались, а вам нужно их собрать. (иглы, игра, гора, голы).

Работа в тетради на с.28    (Эл. уч-к)

Задание 1.

Записать в клетки первые буквы названий нарисованных предметов. Прочитать получившееся слово.

1 ученик – у доски

Наше путешествие подошло к концу.

Работа с пословицей. Объяснить.

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Какие знания вы сегодня получили? Где вам это пригодится?

Скажите об уроке предложением которое начнется так:

Я узнал …

Я понял …

Я могу …

Я доволен …

(-С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначаются этой буквой?

-Что узнали об этих звуках и букве?

- Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?)

Красный квадратик – я могу читать слова с новой буквой, жёлтый – я могу, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

 -Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке.

-А теперь прочитайте, что же вас ждёт сейчас, только ветер унес некоторые буквы.

  1. П . Р . М . НА     - (Презентация № 1 ( сл.9))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс

Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....

Конспект урока обучение грамоте Звук [ж]. Буква Ж ж. 1 класс

Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова  с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение...

Конспект урока обучения грамоте "Звук [у]. Буква Ю, ю" + презентация (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [у] и о букве Ю, ю.Планируемые результаты:  Предметные:уметь: характеризовать звук [у], выделять его в словах; использовать условное об...

Конспект урока обучения грамоте «Звук [у]. Буква У, у» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с гласным звуком [у], буквой У, у; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...