Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Тип урока: открытие нового знания

Цели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.

Планируемые результаты:

·        Предметные: «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем; уметь находить в тексте значимую информацию; развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и середине слова с помощью мягкого знака

·        Личностные: формирование устойчивой учебно - позновательной мотивации; развивать речь, мышление, наблюдательность; уметь строить речевые высказывания; развивать интерес к различным видам деятельности

 

Оборудование урока: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; учебная презентация; иллюстрации, материал для составления схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_moy_konspekt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

8:00 – 8:01

Ребята, уже прозвенел звонок. Встаньте возле своего рабочего места. Проверьте готовность к уроку. У каждого на парте должна лежать Азбука.

Сейчас тихо садятся девочки, еще тише садятся мальчики.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника, и я проведу у вас урок.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Мотивационный

Словесный – учебный диалог

8:01 – 8:03

Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать?

Значит, вам нужно очень усердно, старательно работать на уроке.

А как вы думаете, научиться хорошо читать – это трудно? Кто знает, сколько букв в алфавите? (33) 

А как вы думаете, зачем нам нужно знать хорошо буквы?

Верно, кто знает буквы – тот умеет читать и писать.

Настраиваются на учебную деятельность

П: осознанно строить ответ в устной форме

Постановка учебной задачи

Практический –отгадывание загадок; формулирование целей урока

Словесный – эвристическая беседа

8:03 – 8:06

8:06 – 8:08

Ребята, сегодня к нам в класс пришел необычный гость. От него мы с вами узнаем много нового. А для того, чтобы узнать нашу тему урока, мы с вами отгадаем загадку.

Это очень хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

Итак, ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о Ь знаке)

Это очень необычная буква. И секрет, который она скрывает, мы узнаем с вами во время урока.

Давайте поставим цели

Цели:

  1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в слове
  2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой.

Давайте начнем достигать поставленных целей

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют цели урока

П: осознанно строить ответ в устной форме

Р: планировать свое действие в соответствии с задачей

Решение частных задач

Наглядный – работа с азбукой Словесный – учебный диалог

Практический –

характеристика звуков;

8:08– 8:10

Откройте свою азбуку на странице 45. Посмотрите на верх страницы. Что необычного вы заметили? (схема звука зачеркнута)

Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете почему? (ь знак не обозначает звука) 

Какой мы с вами можем сделать вывод? (буква ь знак не обозначает звука при произношении)

Какие вы молодцы! Какую же работу выполняет эта буква?

Отвечают на вопросы

П: осознанно строить ответ в устной форме

П: анализировать объекты с выделением сущ-х признаков

Словесный – ответы на вопросы

Практический – составление моделей слов вместе с учителем

8:10 – 8:13

Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? (ели)

Давайте произнесем вместе. Три-четыре. Ели.

Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове? (2)

Хорошо, а теперь посмотрите, что изображено на этой картинке? (ель)

Произнесем вместе. Три-четыре. Ель. Теперь посмотрите на доску (я убираю букву и гласного от слога ли)

Прочитайте что получилось. Совпадает ли с тем словом, которое мы произносили ранее?(ел ,нет не совпадает)

А что обозначает это слово? (действие – ел, значит кушал)

Посмотрите,  что происходит со словом, если упустить мягкий знак? (меняется значение слова)

У нас на рисунке дерево, которое обозначается словом-названием ель, а по буквам, которые остались, получилось слово-название действия ел.

Давайте посмотрим на звуковые схемы этих двух слов.

Р1, прочитай первую звуковую схему. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове (3)

Теперь посчитайте, сколько букв в этом слове (3)

Посмотрите, букв и звуков в этом слове одинаковое количество. Обратите внимание, у всех ли букв есть звук? (нет, ь знак не обозначает звука)

Еще раз прочитайте слово ель. Какой последний звук вы слышите?(л’) Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий)

Как вы думаете, почему он мягкий? (его смягчает ь знак)

Так какую же работу выполняет буква ь знак? (смягчает рядом стоящие согласные)

Молодцы ребята!

Анализируют слова

Чтение слов

Объясняют лексическое значение слов

Рассуждают с учителем

Слушают учителя

Анализируют схемы слов

Читают слова

Дают характеристику звука

Делают вывод

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

П: читать хором

П: читать с выделением ударного слога

П: составлять модели

П: самопроверка по эталону

К: ориентироваться на партнера во взаимодействии

П: читать хором

П: читать с выделением ударного слога

К: участие в учебном диалоге

К: слушать и понимать речь других

Физминутка

8:13-8:15

А сейчас немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазкам.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Выполняют упражнения

Решение частных задач

Словесный- учебный диалог

Практический- чтение слов индивидуально и хором

8:15 – 8:18

Посмотрите на слова ниже. Давайте по цепочке их прочитаем. Р1, начинай.

Повторим хором. Три-четыре.

Слово мыльный- это какое слово? Что оно обозначает? (это слово-название признака)

Каким цветом закрасим квадратик? (желтым)

Р2, читай следующее слово. Повторим хором. Три-четыре.

Мели – это какое слово? Что оно обозначает? (это слово-название предмета), закрасим розовым прямоугольником;

Кто знает значение этого слова?

У ели – это какое слово? Что оно обозначает? (это слово - название предмета) с предлогом, закрасим розовым;

Олени – это какое слово? Что оно обозначает? (это слово-название предмета), закрасим розовым;

Руль - это какое слово? Что оно обозначает?  слово-(название предмета), закрасим розовым;

Ремень – это какое слово? Что оно обозначает? (слово- название предмета), закрасим розовым;

Омуль - это какое слово? Что оно обозначает? (слово-название предмета), закрасим розовым; Кто знает значение этого слова?

Молодцы! Итак, на какой же вопрос отвечает слово-предмет? (кто, что?)

Читают хором

Отвечают на вопросы

Анализируют слова

П: строить речевое высказывание

П: читать хором

П: читать с выделением ударного слога

К: слушать и понимать речь других

Физминутка

8:18 – 8:20

А сейчас мы с вами немного разомнемся и проведем физминутку.

Хома Хома хомячок -

полосатенький бочок. 
Хома рааааано встает,

щечки моет, шейку трет. 
Подметает Хома хатку и

выходит на зарядку. 
Раз, два, три, четыре, пять -

Хома сильным хочет стать.

Молодцы! Погладьте себя по головке и тихо-тихо садитесь на места.

Выполняют упражнения

Решение частных задач

Словесный – учебный диалог

Наглядный – анализ иллюстраций

Практический – чтение предложений вслух; составление схемы предложения

8:20- 8:26

Посмотрите на картинки. Что делает девочка? (играет на пианино)

А что делает мальчик на соседней картинке? (рулит)

Давайте прочитаем предложения. Р1, начинай.

Прочитаем хором.

. А теперь давайте составим звуковую схему первого предложения. Кто хочет поработать у доски?

У Алины рояль

Хорошо, молодцы, каким значком у нас обозначается предлог? (треугольником)

Каким значком мы обозначим слово Алина и рояль? Почему? (роз. прямоугольниками, отвечают на вопросы кто, что?)

У кого получилась другая звуковая схема?

Спасибо, присаживайтесь

Анализируют иллюстрации

Отвечают на вопросы

Читают индивидуально\хором

Составляют схему предложения

Вспоминают условные обозначения

П: осознанно строить речевое высказывание

П: осмысленно читать по слогам и орфоэпически

П: строить речевое высказывание

П: читать хором

П: читать с выделением ударного слога

П: составлять модели

К: слушать и понимать речь других

Рефлексия

8:26-8:35

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Что нового мы узнали на уроке?

Почему ь знак необычная буква?

Какие цели мы ставили? Достигли ли мы этих целей?

Молодцы! А сейчас посмотрите на слайд. Здесь вы видите 3 смайлика. Давайте оценим свою работу на уроке. Итак, желтый смайлик – я узнал много интересного, я доволен своей работой.

Зеленый смайлик – были затруднения и непонимания

Красный – я не узнал ничего нового.

Теперь встаньте те ребята, кто выбрал желтый (зеленый \ красный) смайлик. Спасибо, присаживайтесь! Мне было приятно с вами работать! Вы большие молодцы! Спасибо за интересное занятие! До новых встреч!

Подводят итоги с учителем

Отвечают на вопросы

Оценивают свое эмоц. состояние на уроке

Прощаются

П: формулировать ответы и выводы

Р: осуществляют итоговый контроль


Тема: «Буква ь для обозначения мягкости согласного»

Тип урока: открытие нового знания

Цели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем; уметь находить в тексте значимую информацию; развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и середине слова с помощью мягкого знака
  • Личностные: формирование устойчивой учебно - позновательной мотивации; развивать речь, мышление, наблюдательность; уметь строить речевые высказывания; развивать интерес к различным видам деятельности

Оборудование урока: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; учебная презентация; иллюстрации, материал для составления схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .

Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Урок обучения грамоте тему: "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного" 1 класс

Урок обучения грамоте тему: "Мягкий знак для обозначения  мягкости согласного" 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"

Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...