Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс А.Гайдар "Горячий камень"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гречина Ольга Николаевна

Отличие автора от героя и рассказчика. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. Отличие автора от героя и рассказчика. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень

Планируемый результат обучения.

Познакомить с творчеством и произведением Гайдара, определить авторскую точку зрения и выражать своё отношение к произведению и героям произведения;

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся со сказкой как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

•принимать и сохранять учебную задачу;

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

•оценивать правильность выполнения действий;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Формируемые УУД

Познавательные:

-уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

-уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-уметь находить ответы на вопросы в тексте;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

-уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

-уметь определять главную мысль текста;

-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

-уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-умение применять правила охраны своего здоровья.

Ход урока.

#1054;рганизационный момент. Слайд 1.

(У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу. И с таким прекрасным настроением позвольте мне начать урок.)

#1055;роверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?

-Вы провели исследовательскую работу, искали информацию о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, и сегодня в группах подведем итоги вашей работы.

1 группа-детство и молодые годы.

2 группа- начало его творчества.

3 группа-жизнь во время Великой Отечественной Войны.

-Где вы искали информацию о жизни и творчестве Гайдара?
-Вспомним правила работы в группах. Слайд 2, 3.
Работа в группах.
Расскажите друг другу, что узнали о жизни Гайдара из энциклопедий, справочников. Обобщив знания в группе представитель группы докладывает классу (выступление представителя от каждой группы). Слайд4

#1040;ктуализация опорных знаний(Выявление читательского опыта детей).

- Какие произведения Гайдара вы знаете?

-Я вас просила написать отзывы на произведения Аркадия Гайдара, которые вы прочитали самостоятельно. Слайд 5.

-Прочитайте для себя названия некоторых произведений Аркадия Гайдара.
-Есть много замечательных произведений Гайдара, и с одним из них мы сегодня познакомимся. Слайд 6.
#1057;оздание проблемной ситуации.

А эпиграфом нашего урока будут такие слова: “Человеческое счастье- это…”. Слайд 7.

- Как вы думаете, почему это предложение не законченно? (предположения детей).

Цель урока: постараться понять, что хотел передать автор через это произведение нам читателям.

-Вы прочитали это произведение, были слова, значения которых не понятны. Прочитаем их значение.

#1057;ловарная работа. Слайд 8.

-Значения каких слов еще не понятно. Работа со словарем.

Объяснить значение слов.


#1060;изминутка.

#1054;ткрытие новых знаний.

Работа над произведением.

-Выскажите ваше мнение, понравилось ли произведение.
-Определить жанр произведения. Доказать.
-От чьего имени ведется рассказ?
-Почему так думаете?
-Назовите главных героев рассказа.
-
Кто вам понравился больше? Почему?


#1055;ервичное закрепление.

Анализ произведения (работа в группах). Работа по учебнику.
-Продолжим наше исследование и работу в группах. Будете составлять рассказ о старике, Ивашке и доказывать, что это рассказ-сказка.
В каждой группе есть задания-вопросы, которые помогут составить рассказ (на листах дети в форме рисунков или записанных предложений фиксируют образ героя).

1 группа – рассказ о старике.
2 группа – рассказ об Ивашке.
3 группа – доказать, что это рассказ-сказка. Что в нем сказочного, фантастического.
Выступления групп (представитель группы делает доклад о своем герое, план ответа вывешивают на доску).


Физкультминутка (тренинг для глаз).


9. Опыт собственной жизни.
-В сказке мы знакомимся с двумя счастливыми людьми- стариком и Ивашкой.
- Как вы понимаете, что значит быть счастливым и что для вас значит счастье?
(работа по учебнику)
А теперь выясним из произведения, почему Ивашка был счастливым и как ему представляется счастье? (найти и прочитать).
- Что было счастьем для старика, почему себя он тоже считал счастливым человеком?
Вывод (формулируют дети).
- Так почему же старик и автор-рассказчик отказались разбить волшебный камень?


10. Личное отношение к событиям произведения .
Представьте себя главным героям этого рассказа – Ивашкой и все, что происходит с ним – это происходит с вами (учитель читает текст).
-Как бы ты поступил, если бы увидел такой волшебный камень?


11. Итог урока.
Вернемся к нашим словам: «Человеческое счастье – это…” Дополните предложение.
Каждый человек сам строит своё счастье, и зависит это только от самого себя.


#1056;ефлексия.

Закончите предложения

  • Мне понравилось на уроке … .
  • Я узнал … .
  • Меня удивило … .
  • Мне было интересно … .

13. Самооценка.

-Оцените свою работу на уроке. Прикрепите к листу бумаги полоску нужного цвета в соответствии с тем, как выработали.
#1044;омашнее задание.
Озаглавить каждую часть

По желанию: выяснить у родителей, что для них значит счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе "Литературная викторина"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе  "Литературная викторина"...