Конспект урока по литературному чтению "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Заботкина Ирина Александровна

Данный конспект урока по литературному чтению на тему: "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" позволяет на уроке вспомнить различия народной и бытовой сказки, понять прочитанную сказку на основе наводящих вопросов после прочитанного поизведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moroz_ivanovich.zip18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Цель: изучить произведение В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи: познакомить со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; помочь понять тему текста; научить различать народную и авторскую сказки; работать над выразительностью чтения; учить понимать прочитанное; развивать и обогащать речь; воспитать интерес к литературе;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(слайд 2) Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…».

Надеюсь, вы продемонстрируете умение прекрасно работать и то, чему вы научились.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением.

Но прежде, чем мы перевернём страничку нашей книги, попробуем предположить, литературное произведение какого жанра мы будем изучать. Предлагаю отгадать ключевое слово Внимание на экран. (Слайд 3)

Жанр этот волшебный, бытовой; рассказывает, поучает, воспитывает; она- ложь, да в ней намек;

(Слайд 4). На кадре слово «Сказка»

Что такое «сказка»? Что вы знаете о сказках?

Посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

- Знакомы ли вам эти книги?

- Что общего, может быть, у этих произведений?

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

-А чем авторская отличается от народной? (слайд 5)

-сказка

Это произведение, в котором совершаются волшебства, превращения, чудеса.

сказки бывают волшебные, бытовые, о животных

Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»

Это сказки. Наверное, у них похож сюжет

На авторскую и народную

-ответы учащихся

Подготовка к восприятию

- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с.140 и прочитайте название сказки.

-Кого вы сразу представили?

- Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с опорой на презентацию

Владимир Федорович Одоевский. Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

(На слайде; обсуждаем вместе) В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения.

Рубить платки – подшивать платки

Студенец - колодец

Горница – парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели - замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна

Предположения детей

Предположения детей

.

предположения детей

Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.

Работа над первичным восприятием

Чтение и анализ первой части сказки (от начала до 5 абзаца до слов «день прошел»

Вопросы после чтения 1-й части

– Говорят ли имена девочек об их делах?

- Что означает слово рукодельница?

- Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух?

Какие дела выполняла рукодельница?

физминутка

Чтение и анализ второй части сказки (со слов «Однажды с Рукодельницей» до слов «взбей мне хорошо перину»

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?

– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Чтение и анализ третьей части сказки (со слов «Рукодельница послушалась» до слов «у Рукодельнице в руках пятаки»

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

– Сколько вопросов задала девочка старику? Какие?

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?

Чтение и анализ четвертой части сказки (со слов: «когда рукодельница пришла» до слов «денег мало»

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

Чтение со слов «Ленивице очень не по вкусу» и до слов «кушая чужую стрепню»

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

Чтение и анализ пятой части сказки. После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено, да и бельё не выштопано»?

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части: со слов «Ленивица понадулась» до конца

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе

Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу

Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.

Когда бездельничают

Она уронила ведерко.

Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира

Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.

-ответы детей

Попросить об этом Мороза Ивановича

(Предположения детей)

Нет. У нее очень замерзли руки

окоченели

Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.

Взбила перину, приготовила обед

Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку

Вернуться домой с деньгами

Предположения детей

Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед

Одежда не пригодна для ношения, с дырками.

Предположения детей

ответы детей

Он вместо пятачков дал ей лед

Она была ленивая, ничего не хотела делать

Проверка первичного восприятия текста

– С кем произошла сказочная история?

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

– Что же оценил Мороз Иванович?

Прочитаем эпиграф нашего урока и сделаем вывод

С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей

ответы детей

Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.

Ум, внимание, трудолюбие.

Рефлексия

то нового открыла вам сказка в переложении В.Ф. Одоевского «Мороз

Иванович»?

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

то нового открыла вам сказка в переложении В.Ф. Одоевского «Мороз

Иванович»?

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

Что нового открыла вам сказка в переложении В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»?

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс

конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""

На уроке ученики познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; ...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Конспект урока по краеведению «Лев Иванович Давыдычев – пермский писатель» (2 класс)

Конспект урока по краеведению  «Лев Иванович Давыдычев – пермский писатель» (2 класс)...