УМК "Школа России". Литературное чтение. 3 класс. Жизнь и творчество И.А. Крылова.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Котова Мария Станиславовна
Урок знакомит учащихся с выдающимся русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым.Центральным элементом занятия является анализ его знаменитой басни «Мартышка и Очки». Урок направлен на то, чтобы показать ученикам, как через иносказательный жанр басни автор высмеивает человеческие пороки — невежество, глупость и самоуверенность.
 
Ключевые цели и задачи:
 
· Обучающая: Познакомить с биографией И.А. Крылова и его творчеством; сформировать понятие о басне как литературном жанре; отрабатывать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения.
· Развивающая: Развивать образное мышление, речь, воображение и умение анализировать художественное произведение, формулировать свое отношение к прочитанному.
· Воспитывающая: Воспитывать интерес к чтению и литературному наследию, уважение к труду писателя, способность к сопереживанию и критическому осмыслению поступков героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litercht_3klass_zhiznitvorchestvokrylova_basni.docx86.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению, проведенного в 3 классе

учителем начальных классов Котовой Марией Станиславовной

Тема: «Жизнь и творчество И.А. Крылова»

Цели деятельности педагога

Ознакомление с жизнью и творчеством И.А. Крылова,  проведение работы над басней «Мартышка и очки».

Задачи

Обучающая: 

  1. Познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова.
  2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
  3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивающая:

 1.Развивать образное мышление, речь, воображение.

 2.Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывающая: 

- Воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду и творчеству Крылова, способность сопереживать, сострадать.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Средства обучения

Презентация, учебник

Литература

Учебник литературного чтения 3 класса, 1 часть:

https://znayka.cc/uchebniki/3-klass/literaturnoe-chtenie-3-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/ 

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

1.Орг. момент (1 мин)

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Мотивационный этап (2 мин).

Личностные:

Формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

  Регулятивные: учить детей контролировать свои действия при работе в классе.

3. Актуализация (14 мин).

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; формулировать проблему.

Коммуникативные: высказывать свое мнение; отвечать на вопросы учителя.

4. Целеполагание

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно

-Сформулировать понятие басни, вспомнить творчество Крылова

5. Изучение новых знаний (12 мин).

Познавательные: ориентироваться в учебнике; получать новую информацию.

-Изучить биографию автора

-Прочитать басню «мартышка и очки»

-Проанализировать басню

-Найти доказательства в тексте на вопросы

6.Физкультминутка

Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе урока.

7. Закрепление материала. (13 мин).

Личностные: 

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативные: 

Учиться слушать и слышать собеседника

-Подвести итог о биографии автора, а также басни И.А Крылова «Мартышка и очки»

8. Итог урока (3 мин).

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания.

-Обобщить изученное на уроке

9. Рефлексия (2 мин).

Личностные: формировать способность к самооценке.

Этап урока с указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент (1 мин).

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Станиславовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Уберите со стола все лишнее.

-А теперь тихо сели девочки, и еще тише сели мальчики.

Убирают со стола всё лишнее. Встают.

Мотивационный этап (3 мин)

Прежде чем перейти к новой теме, посмотрите на доску, мы с вами начнем с речевой разминки, это скороговорка, сначала я прочитаю её вам вслух (читаю) (СЛ2)

ТрИста турИстов раз по трИста трИдцать трескУ трЕскали у кострА.

В костровОм кострИще после турИстов трИста тридцать раз трещАла трескИ чешуЯ!

О чем или о ком говорится в скороговорке?

Какие слова похожи по звучанию?

Какой гласный звук повторяется много раз?

Теперь каждый самостоятельно, шепотом, медленно, выразительно, расставляя паузы, где они нужны, читает скороговорку два раза.

Кто хочет по желанию, выразительно, пока еще медленно прочитать скороговорку?

Теперь немного увеличиваем темп, кто попробует?  И т.д

Молодцы, вы справились с этим нелегким заданием, теперь можно двигаться дальше!

Читают, отвечают на вопросы учителя

3. Актуализация знаний (4 мин).

– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют... (Писателем.)

А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.)

Писателем

Поэтом

4. Целеполагание

(2 мин)

  Внимание на доску. Перед вами ребус…Это слово …? (сл3)

Кто знает, что такое Басня? (сл4)

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

В каждой басне есть мораль - Логический, поучительный вывод. 

А как мы можем назвать того, кто пишет басни?

Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова) (СЛ5)

Давайте составим тему и цель урока

Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц. (слайд 3-4)

- Поднимите руку, кто видел этот памятник в летнем саду

За свою жизнь Иван Крылов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, громкую славу ему принесли именно басни. Изрядная часть своих знаменитых басен он не придумал с нуля. Это переработка сюжетов известного французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, опирался на античные сюжеты.

Баснописец самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах, но музыкантом в итоге решил не становиться.

Его произведения в жанрах комедии и трагедии были признаны критиками слабыми.

Год назад вы читали одну его очень интересную басню, может кто-нибудь вспомнит, как она называется? 

- Теперь давайте начнем читать по цепочке биографию автора  на стр.132

Следите внимательно. Я могу спросить любого.


Басня

Составляют тему и цель

Стрекоза и муравей

4. Изучение новых знаний (14 мин).

(Читают текст) Теперь я буду задавать вопросы.

Отвечаем только по поднятой руке.

- Где родился И. А. Крылов?

- Какими науками овладел Крылов?

- Где он работал?

- Почему и взрослые, и дети так любят творчество Крылова?

- В чем секрет басен Крылова?

- Посмотрите на слайд, перед вами картинка, как она может быть связана с Крыловым? Верно. Переворачиваем на стр 134

На слайде вы можете видеть незнакомые слова и выражения. Которые могут встретиться в этой басне. Давайте разберем каждое.

ЭТО НЕ ТАК БОЛЬШОЙ РУКИ-  Не особенно значительный.

ПОЛДЮЖИНЫ=6 (т.к. ДЮЖИНА=12)

ТЕМЯ-  часть поверхности головы

НАНИЖЕТ- наденет

ВРАК- ерунда, вздор

ПРОКУ нА ВОЛОС нет в них- нет пользы

ДОСАДА-  Чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды.

ХВАТИЛА- разбила

НЕВЕЖДА- малообразованный человек

ТОЛК- польза

ХУДО- зло

ЕЖЕЛИ= если

Теперь давайте её послушаем (аудиозапись)

- Понравилась вам басня?

-Какое у вас отношение к герою? Почему?

- Что вы можете сказать о Мартышке?

- Какие эмоции вы испытываете после прослушивания Басни?

- Почему ей не помогли очки? Почему она решила, что люди её обманули?

Может быть это его басня?

Анализируют

Слушают

Отвечают на вопросы

5. Физкультминутка (3 мин)

-Теперь давайте отдохнем, встаньте из-за парт друг за другом на расстоянии вытянутой руки и повторяйте за мной.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями

Дети повторяют действия учителя

5. Закрепление материала.  (13 мин).

Давайте теперь прочитаем это стихотворение. (учитель выбирает кто начинает и далее останавливает, и начинает читать другой ребенок)

- Внимательно просмотрите басню и найдите мораль. Как вы ее понимаете?

  Мораль басни "Мартышка и Очки" заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так

. К басне "Мартышка и Очки" отлично подходит пословица: "Дело мастера боится". Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

-Что хотел сказать писатель этим произведением? Какова мораль басни?

Читают

7. Итог урока (3 мин).

Наш урок уже подходит к концу, поэтому предлагаю подвести его итоги.

- О чем мы говорили на этом уроке? Как она называется  

- Какая цель у нас была на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие новые слова вы узнали на этом уроке?  

-Какие чувства вы испытывали при прочтении?

Ответы детей.

8. Рефлексия (2 мин).

Мне трудно было….     Я быстро…  Я научился(-ась)    Я запомнил(а)

Проводят самооценку.

10. Организационный конец (30 сек)

Всем спасибо за урок, уберите свое рабочее место. До свидания!

Прощаются, готовятся к следующему уроку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Жизнь и творчество С.Я Маршака"

Конспект урока предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс

Презентация на тему "Устное народное творчество", урок:  литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....

мастер-класс по предмету Литературное чтение "Система образов в басне И.А.Крылова "Квартет".

Данное мероприятие направлено на знакомство с творчеством знаменитого баснописца И.А.Крылова и на то,чтобы уметь выделять особенности характеров главных героев басни....

Презентация.Жизнь и творчество И.А.Крылова

Презентация предназначена для ознакомления учащихся на уроке  с жизнью и творчеством И.Крылова...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».

В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения  и свои собственные под ру...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...