Урок литературного чтения по рассказу А. Чехова "Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Глазунова Ирина Здиславовна

Этот урок проводили 2 учителя: учитель литературы 5 класса и учитель начальной школы. Наставничество, преемственность - были в этом уроке в центре внимания. Презентация , к сожалению, по ссылке https://docs.google.com/presentation/d/153HZamwmOD...

https://drive.google.com/file/d/1uZSq5bptyaqUq0u83...  видео к уроку (отрывок из произведения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Урок с сюрпризами.

                               Что мы слышим в  прочитанном?

                        Литературное чтение. 4 класс. А. П. Чехов. Мальчики

Цель урока- формирование начального уровня анализа текста посредством погружения в стилистические черты рассказа А. П. Чехова «Мальчики».

Задачи урока:

  • воспитание чувства ответственности, любви к родителям, умения раскаиваться,
  • обучение приёмам анализа текста,
  • знакомство с литературоведческими терминами,
  • развитие выразительного чтения,
  • воспитание потребности в чтении,
  • развитие интереса к личности Чехова, желания познакомиться с его произведениями, биографией.

Я.  - Вот первый сюрприз, ребята.  Сегодня у нас в гостях учителя из школ города. Давайте будем гостеприимными и культурными хозяевами.                                

                                Входит второй учитель.

- Вот и второй сюрприз. Сегодня урок литературного чтения по рассказу А. П. Чехова «Мальчики» (слайд) проведут два учителя: я и директор гимназии, учитель русского языка и литературы, возможно, ваш педагог в следующем учебном году, Фомченкова Татьяна Александровна. Начнём урок, урок с сюрпризами.

А назвали мы его так: «Что мы слышим  в прочитанном?»

   Т. А.     Картины Н. П. Крымова «Розовая зима» и «Зимний пейзаж»

                               

- Что слышите, смотря на картины? Опишите.

 

О приёмах А. П. Чехова в литературных произведениях. (Звуки, запахи, говорящие фамилии героев, не даёт оценок поступкам, тишина- символ чего-то)

-Какие рассказы читали? (выставка книг)

История создания рассказа «Мальчики».

Однажды два мальчика, оба гимназисты, встретились с Чеховым, тогда молодым начинающим писателем, в Нескучном саду, в Москве. Мальчики ловили рыбу и сушили ее на костре, подражая индейцам. Чехов, включившись в игру, обратился к друзьям с предложением: «Не выкурят ли мои краснокожие братья со мною трубку мира?» Он даже получил от мальчиков подарок — поплавок для ловли карасей — «дикобразово перо». Потом в 1887 году в «Петербургской газете» был опубликован рассказ А. П. Чехова  «Мальчики», о двух товарищах, начитавшихся книг Майн Рида об индейцах и решивших бежать в Америку.

Я.  - Ребята, давайте вспомним содержание рассказа. Расположите пункты плана последовательно. Слайд (неверный план написан на доске).

- Скажите, а могли ли дети одни добраться из Москвы в  Калифорнию в конце 19 века?

  Об этом расскажет вам __Серебрянская Дарина______________  Слайды.

 Т. А.  Работа с иллюстрациями (на магнитах)

- Сюрпризы продолжаются….Давайте  распределим рисунки к произведению, которые  выполнила учитель изобразительного искусства Рычкова Ульяна Сергеевна, по столбикам «Громко» и «Тихо».

-Какую возьмём первую?

Я.   Карточки (16 штук).     Работа с 1 иллюстрацией.

-Давайте проверим все ли звуки вы услышали в рассказе?

 Вы (в  парах) должны вставить слова, которые вносят в  текст звуки, их громкость, а если найдёте, то и запахи. (1 минута)

 Слова написаны на слайде:

завопила, крикнул, подняли визг, повалилась, хлопали, срипели, закричал, радостный, сплошной, шёпотом, ревел, вкусный морозный запах.

Проверяем. Читает 1 ученик. Если делает ошибку, остальные хлопают.

Т. А.  Продолжение работы с иллюстрациями.

2. Пересказ

3. Чтение по ролям

4. Чтение учителей

5. Пересказ

6. Чтение по ролям

7. Озвучиваем фильм

Видео без звука

   Дети озвучивают эпизод. (Можно повторить)

   - Я уверена, что эта работа стала для всех сюрпризом.

8. Пересказ

9. Чтение по ролям

Я. - А. П. Чехов никогда не судил своих персонажей за их поступки. Это наша с вами задача. Чему же учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?

  • Беречь родителей и близких людей.
  • Не подвергать свою жизнь опасности.
  • Уметь отвечать за свои поступки, уметь раскаяться, извиниться.
  • Взрослые должны любить, быть внимательнее к своим детям, интересоваться их жизнью.
  • Не идти на поводу, не подчиняться, иметь своё мнение.

- Для кого из мальчиков это происшествие стало уроком, а для кого не стало?

Домашнее задание

Письменно ответьте на вопрос:

«Почему Чечевицын хотел убежать в Америку?»

  - Давайте в конце урока сделаем сюрприз нашим гостям и подарим им закладки в виде такс. У Чехова было две таксы: Хина и Бром. Им даже памятник в доме — музее Чехова поставлен.



Предварительный просмотр:

 1. Приезд Володи домой на каникулы.

 2. Чаепитие.

3. Подготовка к Рождеству.

4. Разговор Чечевицына с Катей.

5. Девочки подслушивают разговор мальчиков.

6. Волнение Володи перед побегом.

7. Чечевицын уговаривает Володю бежать в Калифорнию.

8. Поиски мальчиков.

9. Мальчиков нашли в городе.

10. Отъезд Чечевицына.



Предварительный просмотр:

Вот воображаемый маршрут путешествия мальчиков. (1 слайд)

(2 слайд) Показать на карте.

Сначала в Пермь... (город России в Уральских горах, на поезде  двое суток)

 Оттуда в Тюмень... (город России  в Сибири, на поезде сутки)

Потом Томск...(город России в Сибири, на поезде сутки)

 Потом... потом... в Камчатку... ( Железной дороги туда нет и сейчас. Добраться можно было  только на упряжках.  На эту дорогу ушло бы несколько месяцев, а морозы в Сибири до 60 градусов)

Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив...(ширина 86 км, плыть сутки)

Вот тебе и Америка...

Калифорния ниже... (до этого американского штата ещё 3589 км, это ещё несколько месяцев на лошадях)

Для дороги было уже всё готово: пистолет (естественно стреляющий пистонами), два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.

На 1 рубль в то время можно было купить 2 кг рыбы или живую курицу, или 10 кг гречневой крупы,  или 2 кг говядины, или мешок картошки. Качественная книга стоила от 3 рублей, атлас - 10-15 рублей.

Делаем вывод:  мальчики были очень наивны, добраться до Калифорнии в их возрасте, не подготовленными к такому путешествию, зимой, без денег, было невозможно. Для этого нужна была целая экспедиция со снаряжением.



Предварительный просмотр:

   - Как вы думаете, ребята, то что с нами в детстве происходит, влияет на нашу будущую жизнь?

                         Детство Чехова (слайд презентации)

Родился Антон Павлович Чехов в 1860 году 17 января в приморском городе Таганрог. У Чехова была сестра и четыре брата. Антон в семье был третьим ребёнком. Отец Антона Павловича держал бакалейную лавку. Он был очень суровый, властный человек. Для каждого члена семьи отец составлял график работ на каждый день, где режим был расписан по минутам. Помимо учебы в гимназии братья и сестра должны были работать в лавке, по ночам сторожить её, там же делать и домашнее задание. Каждый из детей был обязан овладеть какой-то рабочей специальностью. У Антона этим делом стало сапожное ремесло.
 Когда Антону исполнилось 16 лет, отец вынужден был бежать с двумя старшими сыновьями в Москву от кредиторов, потом уехала и мама с остальными детьми, оставив Антона одного. Чтобы как то прожить, он подрабатывал репетиторством.
В 19 лет Чехов тоже уехал в Москву.

Чехов выучился и стал  врачом. Он лечил нуждающихся крестьян.
 В своем имении он посадил много деревьев, построил школу, сделал дороги, а в Таганроге открыл библиотеку.

Ещё в детстве, живя один, Антон серьезно заболел и так и не смог до конца побороть болезнь.  Умер в 43 года.

  Старший брат Чехова, Александр (он старше Антона Павловича на 5 лет) стал литератором;   руководил первыми литературными опытами А. П. Чехова.

Николай  (он на 2 года старше Антона Павловича ) - стал талантливым художником.  Иллюстрировал ряд произведений Чехова.

 Иван  (он младше Антона на 1 год ) - стал педагогом .

 Михаил  (он на 8 лет младше Антона ) - стал юристом и автором  книги "О Чехове”.  

Сестра А. П. - Мария (младше Антона на 3 года)  стала педагогом, художницей. Человеком она была довольно талантливым, но посвятила всю свою жизнь брату, ухаживая за ним.

На фотографии Антону 14 лет. Каким он вам представляется?



Предварительный просмотр:

1 ряд.

а) — Володя приехал! — ………….. кто-то на дворе.

— Володичка приехали! — ………….. Наталья, вбегая в столовую.

 — Ах, боже мой!

Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой …………………………………………., что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!»

 2 ряд.

б)  Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья …………….. к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры ……………………..., двери ………………..., …………….., а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и …………... испуганно:

— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?

3 ряд.

в)— Гав! Гав! — ……………. басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один ………………., …………….. звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.

— Володичка, а это же кто? — спросила ………….. мать.

— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по рассказу Иосифа Дика "Красные яблоки"

Урок  литературного  чтения в 3-м классе по рассказу Иосифа Дика «Красные яблоки» учебник литературного чтения Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом де...

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

презентация к уроку литературного чтения «Шуточный рассказ: серьезная проблема »

презентация по слайдам к уроку литературного чтения 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....