Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
ТВорческий урок по изучению стихотворений Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Цель урока: формирование представлений о жизни и творчестве Б. В. Заходера. Развитие умения понимать основную мысль стихотворений «Товарищам детям», «Что красивей всего».
Задачи:
Дидактические:
- обеспечить понимание основной мысли стихотворений Б. В. Заходера о том, что книги приносят удовольствие и смех, а также, что красота проявляется для каждого по-своему.
- вызвать интерес к стихотворениям Б. В. Заходера.
Развивающие:
- создать условия для развития выразительного чтения;
- обеспечить развитие речи, образного мышления;
- расширять и углубить знания об окружающем мире, формировать мировоззрение.
Воспитательные:
- вызвать желание у обучающихся читать книги, обращать внимание на красоту окружающего его мира.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Второй ряд садитесь, третий ряд тоже, первый садитесь. — Проверьте, чтобы на парте лежали рабочие тетради, учебник и пенал. Сядьте так, чтобы спина была прямой, а между животиком и партой помещался кулачок. | Приветствуют учителя. Садится второй ряд, затем третий ряд, потом первый. Проверяют все ли предметы на парте. Правильно садятся за партой, проверяют расстояние между животом и партой. |
Актуализация знаний | — Откройте учебник на странице 125. Кто может назвать раздел, с которым мы сегодня начнём работать? Отвечайте по поднятой руке. — Верно, а как вы понимаете это выражение? — Правильно. Этот раздел очень важен, ведь мы научимся понимать особенности юмористических произведений: стихов и рассказов разных авторов. Вы будете пересказывать весёлые рассказы, а также сами придумывать весёлые истории. — Переворачивайте страницу. Перед нами текст, я предлагаю прочитать его по абзацу. Следите за текстом. Кто хочет начать читать? — О чём данный текст? — Верно, молодцы! Посмотрите на другую страничку. На ней дано 6 иллюстраций. — Что изображено на первой картинке? — А что на второй? — Что произошло на третьей картинке? — А на четвертой? — На пятой что случилось? —А на шестой? — Молодцы, вы хорошо описали каждую иллюстрацию по отдельности. Но теперь пора попробовать метод «мозговой атаки» и немного пофантазировать. Ваша задача – придумать из шести иллюстраций одну общую картину, то есть рассказ. Как только вы будете готовы, поставьте руку на локоток. — Давайте послушаем, что же вы придумали. — Молодцы! У вас получилось очень интересно, а главное, что вы рассказали о каждой картинке, связав их в один целый рассказ. | — И в шутку и в серьёз. — Шутка может помочь понять серьезные вещи. Двое учеников читают текст. — О том, что если работать всем вместе, то будут появляться разные идеи, среди которых найдется нужная. — Мальчик и девочка идут с корзинками. — Они смотрят за чем-то из-за дерева. — Дети бегут к охотнику. — Рассказывают о том, что с ними случилось. — Смотрит в дупло, чтобы посмотреть кто там. — Ребята и охотник видят ёжика. Работают с иллюстрациями. Придумывают историю к ним. Рассказывают получившиеся истории. |
Постановка темы и целей урока | — Теперь давайте проведём артикуляционную гимнастику и выполним упражнения.
— Улыбайтесь как можно шире.
— Тянем наш язык вправо и влево.
— Высовываем язык и пытаемся его тянуть как можно дальше.
— Рот закрыт, а язык напрягаем и толкаем его сначала к одной щеке, потом к другой. —Хорошо, вы отлично справились с артикуляционной гимнастикой. — Теперь поработаем немного над интонацией. Перед вами на слайде стихотворение «Сапожник». Прочитайте его про себя. — Теперь давайте прочитаем его вместе с утвердительной интонацией. Мастер, мастер, помоги – Прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди – Мы пойдем сегодня в гости! — Прочитаем с вопросительной интонацией. — А сейчас прочитаем с интонацией удивления. — Читаем сердито. — Вам показалось это стихотворение смешным или грустным? — Что автор рассказал нам? — Чему учат нас юмористические произведения? — Ребята, это замечательное стихотворение написал Борис Владимирович Заходер. А теперь посмотрите на нашу выставку книг. Кто может сказать, кто автор всех этих стихотворений и рассказов? Вам знаком этот поэт? А хотели бы познакомиться с его произведениями? Тогда какая же тема урока у нас сегодня? | — Смешное. — Что у героя испортились сапоги, и он попросил сапожника их починить.
— На книгах написано имя Борис Владимирович Заходер. Нет. Да. Мы познакомимся с автором и другими его стихами. |
Решение учебной цели | — Да, сегодняшний урок мы посвятим одному из самых любимых в нашей стране писателей - Борису Заходеру и его творчеству. — Борис Владимирович Заходер (1918—2000) советский российский писатель и поэт, переводчик, сценарист. Родился он в Румынии в городе Кагул. Но вскоре его семья переехала в Одессу, потом в Москву. Отец был юристом, а мама, знала несколько языков, поэтому работала переводчицей. В детстве Заходер не играл в футбол, не дрался. Зато все время читал и ещё очень любил животных. Его любимая книга «Жизнь животных», которую написал немецкий ученый Альфред Брем. Он мог, не задумываясь, броситься на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов! Это фрагмент из стихотворения «Кит и кот». Обязательно советую к прочтению. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были еще впереди. Но начал он свой путь в творчество с переводов. Он перевел балладу «Лесной царь» великого немецкого поэта Гете. Переводил с английского, польского и чешского языков. Винни-Пуха придумал Алан Александр Милн, английский писатель. А по-русски его научил говорить Борис Заходер, который перевел эту книгу. С ней вы познакомитесь уже на другом уроке. — Переверните страницу учебника. Прочитайте название стихотворения. — Кто такие товарищи? Давайте подберем похожие по значению слова. — Прослушаем, как сам автор читал это стихотворение ( Дети слушают аудиозапись в исполнении Бориса Заходера). — Как автор обращается к детям? — Я прочитаю ещё раз это стихотворение, а вы постарайтесь найти в тексте подтверждение того, что автор обращается к детям как к друзьям. (Учитель читает стихотворение) — Какой секрет открыл Борис Заходер детям? Что он им желает? — Когда становится светлее? Найдите и прочитайте фрагмент. — Что значат слова «становится светлее»? — А как вы поняли, почему автор обращался к ребятам «товарищи дети»? — Теперь прочитайте каждый самостоятельно про себя стихотворение. Обучающиеся читают про себя. — Когда же чтение будет приносить пользу? — А были ли у вас случаи, когда прочитанная книга вызывала смех? — Давайте прочитаем стихотворение «Товарищам детям» выразительно. ФИЗМИНУТКА — В следующем своём стихотворении Заходер задаётся одним очень важным вопросом. Кто хочет прочитать этот вопрос в названии? — Почему возник этот вопрос? — А что для вас красивее всего? — Я предлагаю вам послушать, как на этот вопрос ответил Борис Заходер. Но не просто послушать, а ещё и посмотреть. Слушайте внимательно и запоминайте, что красивей всего для каждого героя. (Аудиозапись + слайды) — Так что же оказалось красивей всего для автора? — Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Но почему? — Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите за текстом. Учитель читает. — Какая реакция была у Заходера, когда он услышал в свою сторону вопрос: «Что красивей всего?» — И что же он решил сделать, чтобы найти ответ? Зачитайте эту строфу. — Теперь прочтите это стихотворение про себя. Постарайтесь представить себя на месте героев, чтобы прочитать реплики каждого по-разному. Дети читают произведение про себя. — Назовите мне героев, которые встречаются по ходу чтения.
— Что сказали Деревья и Травы на вопрос «Что красивей всего»? — Почему они его выбрали? — Что сказали Совы, Сычи и Кроты на вопрос «Что красивей всего»? — Почему они выбрали темноту? — Что сказали Волк и Лиса на вопрос «Что красивей всего»? — Почему их выбором стал лес? — Что сказал Орёл на вопрос «Что красивей всего»?
—Что сказали Мотылёк и Цветок на вопрос «Что красивей всего»? — Помните, я просила вас потренироваться читать про себя голосами разных героев. Теперь мне бы хотелось, чтобы вы прочитали хором это стихотворение, при этом стараясь говорить за разных героев разным голосом. — Теперь давайте прочитаем стихотворение по ролям. За автора читать буду я. — Кто хочет читать за…(Ребёнка, Деревья и Травы, Сов, Сычей и Кротов, Волка и Лису, Дельфина, Павлина, Орла, Мотылька, Цветок (9)). (Читаем стихотворение 3 раза). Чтение стихотворения по ролям — Так всё-таки помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос стихотворения? — А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково? —Какой вы бы сделали вывод из этого стихотворения? — Что же такое «красота»? — Это вопрос, который не имеет точного ответа. Для всех она разная. — Теперь я предлагаю разгадать вам кроссворд по стихотворениям, с которыми мы сегодня познакомились и биографии Бориса Владимировича Заходера. Отвечаем по поднятой руке. Ответы на некоторые вопросы вы можете искать в стихотворениях.
| — Товарищам детям. — Приятель, знакомый, друг. — Как к друзьям. — С интересом читать книжку, чтобы время тратили недаром, можно посмеяться. Зачитывают фрагмент. — Вокруг все наполняется радостью и красотой, хорошим настроением. — Он старался относиться к ребятам, как к своим взрослым друзьям. Читают про себя. — Когда книга увлекательная и интересная. Читают несколько человек. Ученик читает название стихотворения: «Что красивей всего?». — Потому что у всех разное мнение в понимании самого красивого. Делятся своим мнением. — Он так и не смог ответить, придя к выводу, что для каждого красота – это что-то своё. — Заходер как бы опрашивал других, чтобы найти ответ на свой вопрос. — Он удивился и задумался, так как не знал ответ, чтобы сразу сказать. Зачитывают строфу из стихотворения. — Ребёнок, Деревья и Травы, Совы, Сычи и Кроты, Дельфин, Павлин, Орёл, Волк и Лиса, Мотылёк, Цветок. — Деревья и Травы сказали, что для них прекрасней солнечный свет. — Потому что они растут благодаря ему. — Для Сов, Сычей, Кротов красивей темнота.
—Потому что они там живут. — Орлу красивей небеса. — Там он свободно летает. — Дельфину – море, а Павлину хвост. — Дельфин там живет, а павлин – самовлюблённая птица, которая всегда хочет распушить и показать свой хвост. — Цветку красивей Мотылёк, а Мотыльку – Цветок. Читают хором стихотворение вместе с учителем. Распределение ролей. Чтение 3 раза со сменой героев. — Нет. — Каждый обитатель выбирал то, что ему нравится. Для каждого это индивидуально. — Светлее. — Переводчик. — Леса. — Мотылёк. — Товарищ. — Книги. |
Рефлексия | — Выберите и продолжите любое предложение.
| |
Итоги урока | — Произведения какого автора мы сегодня читали на уроке? — Знаете, у Бориса Заходера есть ещё много интересных и смешных стихотворений. Я бы хотела вам посоветовать шуточный сборник «Стихи на задней парте». И завершить урок одним из стихотворений «Морской бой». Что за шум на задней парте? Это снова Вова с Петей Бьются два военных флота И противника догонят Вот линейный крейсер тонет Но внезапно все пропало: — Петька, друг, спасай — тону! Часто терпит пораженье — Спасибо вам за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания. | — Бориса Владимировича Заходера. — До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»...

Технологическая карта урока чтения 2 класс. Б. ЗАХОДЕР «ТОВАРИЩАМ ДЕТЯМ», «ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?»
Создать условия для ознакомления со стихотворениями Б. Заходера.Способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту...

Конспект урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?»» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать.Планируемые результатыПредметные:знать биографию Б. Заходера и ег...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»" 2 класс
Тема: Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»Цели деятельности: знакомство детей с творчеством Б.В. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразитель...
Конспект урока на тему: Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?"
Б. Заходер "Товарищам детям". Что красивее всего?...

«Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего»
Технологическая карта урока: «Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего»...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...
