Конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
Класс: 4-й
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»
### Цель урока:
Развитие умения характеризовать героев литературного произведения, выделять черты положительного и отрицательного героя, выявлять значения художественных приёмов и элементов фольклора в тексте сказки.
### Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать умение отличать положительный образ от отрицательного.
- Способствовать освоению анализа сюжетных линий и волшебных превращений.
Развивающие:
- Совершенствование устной речи и способности выражать собственное мнение.
- Развитие воображения и творческих способностей.
Воспитательные:
- Воспитание любви к художественному слову, интереса к народному фольклору и творчеству А.С. Пушкина.
### Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
- Осознанно выбирать средства достижения учебной цели.
- Самостоятельно формулировать выводы на основе прочитанного текста.
Коммуникативные УУД:
- Строить связное монологическое высказывание.
- Задавать вопросы, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- Давать характеристику персонажам.
- Определять главную мысль произведения.
Личностные УУД:
- Проявлять уважение к культурному наследию своего народа.
- Понимать ценность добра и справедливости.
### Оборудование:
- Учебники литературы,
- Портрет А.С. Пушкина,
- Иллюстрации к сказке,
- Компьютер и проектор (для показа презентации),
- Карточки с заданиями.
---
### Структура урока:
#### Этап 1. Организационный момент (мотивация)
Цель этапа: включение обучающихся в образовательную деятельность, создание позитивного настроя.
Форма организации познавательной деятельности: фронтально-коллективная.
Методы: слово учителя, приветствие.
Деятельность учителя: приветствует ребят, настраивает на работу, проверяет готовность класса к уроку.
#### Этап 2. Постановка целей и задач урока
Цель этапа: выявление уровня знаний учащихся, постановка учебных задач.
Формы организации: фронтальная.
Метод: эвристический метод беседы.
Деятельность учителя: напоминает ребятам название сказки, которую читали ранее, просит вспомнить основных героев. Затем задает вопросы типа:
- Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Были ли среди героев добрые и злые?
- Какими качествами обладают наши любимые герои?
Далее объявляет тему урока и ставит перед учениками цели:
- охарактеризовать главных героев;
- выявить различия между положительным и отрицательным героем;
- рассмотреть приметы народной сказки (чудеса и превращения).
#### Этап 3. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Цель этапа: формирование первичных представлений о положительных и отрицательных героях, установление связи между ними и содержанием сказки.
Форма организации: групповая работа.
Метод: частично-поисковый.
Деятельность учителя: организует работу в группах, каждая группа получает карточку с именем героя ("Салтан", "Гвидон", "баба Бабариха"). Дети находят характеристики героев в тексте и записывают их на листочках.
Затем проводится коллективное обсуждение: ученики называют признаки положительного героя (смелость, благородство, справедливость) и отрицательного героя (зависть, коварство, обман).
Далее учитель обращается к примеру чудес и превращений в сказке. Читается фрагмент сказки вслух (группа заранее подготовила выразительное чтение), дети отмечают изменения и отвечают на вопросы:
- Почему происходят превращения?
- Что символизируют животные, в которых превращается Гвидон?
Заключительная часть этапа посвящена подведению промежуточных итогов и обобщению полученной информации.
#### Этап 4. Применение полученных знаний
Цель этапа: закрепление изученных материалов путем самостоятельной творческой работы.
Форма организации: индивидуальная творческая работа.
Метод: репродуктивный, творческий.
Задания: детям предлагается создать собственный рисунок или написать небольшую миниатюру о любом эпизоде из сказки, иллюстрируя изменение внешности героя либо чудо.
Учитель оказывает помощь и поддержку каждому ребёнку индивидуально.
#### Этап 5. Контроль и коррекция результатов
Цель этапа: проверить уровень освоения нового материала.
Форма организации: взаимопроверка.
Метод: самооценка и взаимооценка.
Дети обмениваются работами друг с другом, оценивают творчество одноклассников и сами определяют качество выполненной работы.
#### Этап 6. Рефлексия
Цель этапа: организация оценивания собственной деятельности, стимулирование стремления развиваться дальше.
Форма организации: фронтальная форма.
Метод: метод свободных ассоциаций.
Учитель предлагает детям закончить предложение:
- Я узнал...
- Мне было интересно...
- Было сложно...
- Теперь я умею...
Также используется прием эмоционального отклика: каждый ученик поднимает руку вверх, если чувствовал себя уверенно, и держит руки скрещенными, если возникли затруднения.
#### Этап 7. Информация о домашнем задании
Цель этапа: обеспечение условий успешного выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: подготовить пересказ понравившегося эпизода сказки или составить сравнительную таблицу положительных и отрицательных героев.
---
### Возможные затруднения и пути их преодоления:
При недостаточной активности некоторых учеников рекомендуется предложить дополнительные наводящие вопросы или включить их в активную парную работу. Если возникают проблемы с пониманием характеристик героев, целесообразно вновь обратиться к содержанию текста, обсудить конкретные ситуации, поступки героев.
---
### Рекомендации родителям:
Родителям рекомендовано почитать дома другие сказки А.С. Пушкина, спросить ребёнка о впечатлениях, сравнить с темой сегодняшнего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Конспект открытого урока по литературному чтению по теме "Два пирожных" (Ю.Ермолаев)
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"...

Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 3 класс
Конспект урока "Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»" по литературному чтен...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Особенности сказок о животных на примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко""
Материал представляет собой подробный конспект урока литературного чтения во 2 классе на основе программы "Школа России"....