Конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению

Класс: 4-й

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

### Цель урока:

Развитие умения характеризовать героев литературного произведения, выделять черты положительного и отрицательного героя, выявлять значения художественных приёмов и элементов фольклора в тексте сказки.

### Задачи урока:

Образовательные:

- Формировать умение отличать положительный образ от отрицательного.

- Способствовать освоению анализа сюжетных линий и волшебных превращений.

Развивающие:

- Совершенствование устной речи и способности выражать собственное мнение.

- Развитие воображения и творческих способностей.

Воспитательные:

- Воспитание любви к художественному слову, интереса к народному фольклору и творчеству А.С. Пушкина.

### Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД:

- Осознанно выбирать средства достижения учебной цели.

- Самостоятельно формулировать выводы на основе прочитанного текста.

Коммуникативные УУД:

- Строить связное монологическое высказывание.

- Задавать вопросы, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- Давать характеристику персонажам.

- Определять главную мысль произведения.

Личностные УУД:

- Проявлять уважение к культурному наследию своего народа.

- Понимать ценность добра и справедливости.

### Оборудование:

- Учебники литературы,

- Портрет А.С. Пушкина,

- Иллюстрации к сказке,

- Компьютер и проектор (для показа презентации),

- Карточки с заданиями.

---

### Структура урока:

#### Этап 1. Организационный момент (мотивация)

Цель этапа: включение обучающихся в образовательную деятельность, создание позитивного настроя.

Форма организации познавательной деятельности: фронтально-коллективная.

Методы: слово учителя, приветствие.

Деятельность учителя: приветствует ребят, настраивает на работу, проверяет готовность класса к уроку.

#### Этап 2. Постановка целей и задач урока

Цель этапа: выявление уровня знаний учащихся, постановка учебных задач.

Формы организации: фронтальная.

Метод: эвристический метод беседы.

Деятельность учителя: напоминает ребятам название сказки, которую читали ранее, просит вспомнить основных героев. Затем задает вопросы типа:

- Кто из героев вам запомнился больше всего?

- Были ли среди героев добрые и злые?

- Какими качествами обладают наши любимые герои?

Далее объявляет тему урока и ставит перед учениками цели:

- охарактеризовать главных героев;

- выявить различия между положительным и отрицательным героем;

- рассмотреть приметы народной сказки (чудеса и превращения).

#### Этап 3. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Цель этапа: формирование первичных представлений о положительных и отрицательных героях, установление связи между ними и содержанием сказки.

Форма организации: групповая работа.

Метод: частично-поисковый.

Деятельность учителя: организует работу в группах, каждая группа получает карточку с именем героя ("Салтан", "Гвидон", "баба Бабариха"). Дети находят характеристики героев в тексте и записывают их на листочках.

Затем проводится коллективное обсуждение: ученики называют признаки положительного героя (смелость, благородство, справедливость) и отрицательного героя (зависть, коварство, обман).

Далее учитель обращается к примеру чудес и превращений в сказке. Читается фрагмент сказки вслух (группа заранее подготовила выразительное чтение), дети отмечают изменения и отвечают на вопросы:

- Почему происходят превращения?

- Что символизируют животные, в которых превращается Гвидон?

Заключительная часть этапа посвящена подведению промежуточных итогов и обобщению полученной информации.

#### Этап 4. Применение полученных знаний

Цель этапа: закрепление изученных материалов путем самостоятельной творческой работы.

Форма организации: индивидуальная творческая работа.

Метод: репродуктивный, творческий.

Задания: детям предлагается создать собственный рисунок или написать небольшую миниатюру о любом эпизоде из сказки, иллюстрируя изменение внешности героя либо чудо.

Учитель оказывает помощь и поддержку каждому ребёнку индивидуально.

#### Этап 5. Контроль и коррекция результатов

Цель этапа: проверить уровень освоения нового материала.

Форма организации: взаимопроверка.

Метод: самооценка и взаимооценка.

Дети обмениваются работами друг с другом, оценивают творчество одноклассников и сами определяют качество выполненной работы.

#### Этап 6. Рефлексия

Цель этапа: организация оценивания собственной деятельности, стимулирование стремления развиваться дальше.

Форма организации: фронтальная форма.

Метод: метод свободных ассоциаций.

Учитель предлагает детям закончить предложение:

- Я узнал...

- Мне было интересно...

- Было сложно...

- Теперь я умею...

Также используется прием эмоционального отклика: каждый ученик поднимает руку вверх, если чувствовал себя уверенно, и держит руки скрещенными, если возникли затруднения.

#### Этап 7. Информация о домашнем задании

Цель этапа: обеспечение условий успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: подготовить пересказ понравившегося эпизода сказки или составить сравнительную таблицу положительных и отрицательных героев.

---

### Возможные затруднения и пути их преодоления:

При недостаточной активности некоторых учеников рекомендуется предложить дополнительные наводящие вопросы или включить их в активную парную работу. Если возникают проблемы с пониманием характеристик героев, целесообразно вновь обратиться к содержанию текста, обсудить конкретные ситуации, поступки героев.

---

### Рекомендации родителям:

Родителям рекомендовано почитать дома другие сказки А.С. Пушкина, спросить ребёнка о впечатлениях, сравнить с темой сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме "Два пирожных" (Ю.Ермолаев)

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"...

Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 3 класс

Конспект урока "Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»" по литературному чтен...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Особенности сказок о животных на примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко""

Материал представляет собой подробный конспект урока литературного чтения во 2 классе на основе программы "Школа России"....