УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ в период обучения грамоте (азбука)Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ознакомить учащихся с новой буквой .

 Познакомить со звуками [с], [с], буквами С, с..

  Учить определять место звука в слове, обозначать его буквой.

  Учить читать слоги и слова с этой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_soglasnye_zvuki_s_s._bukvy_s_s.docx544.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки КЧР РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 имени Х.У. Богатырева

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

 в период обучения грамоте (азбука)

                

Русский алфавит в картинках - Чемпионы и Маленькие Гении

Тема: Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.

                                                                               Учитель: Ладыгина М. А.  

        

2022-2023уч.г.

Тема: Согласные звуки [ с ] [с*]. Буквы С, с.

Цель урока: 

Ознакомить учащихся с новой буквой .

Задачи:1. Познакомить со звуками [с], [с], буквами С, с..

           2. Учить определять место звука в слове, обозначать его буквой.

           3. Учить читать слоги и слова с этой буквой.

           4. Совершенствовать умения готовить текст для чтения.

           5. Формировать учебные навыки: умение слушать, точно отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля.

           6. Воспитывать интерес к чтению.

           7. Развивать речь, фонематический слух, внимание, мышление.

           8. Совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

Ход урока.

I.Организация класса.

- Проверьте всё ли подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

II. Работа над пройденным материалом.

Цель: В начале урока мы повторим изученные буквы, будем читать слова и предложения, выполнять звуко – буквенный разбор слов.

1. Игра «Помоги Незнайке».

(На доске картинка с Незнайкой.)

- Ребята, Незнайка к нам спешил на урок и нёс с собой буквы, которые мы уже изучили. Дома Незнайка разложил буквы на две группы: согласные и гласные. Но по дороге он все буквы уронил и они  перепутались. Давайте поможем выложить буквы так, чтобы гласные были сверху, согласные – снизу. К доске пойдет работать Лиза, остальные из кассы выкладывают буквы у себя на парте.

- Лиза, назови гласные буквы.

- А, о, у, ы, и.

- Лиза, назови согласные буквы.

- Н.

- Лиза, почему буквы ты разложила так? Почему буква Н лежит внизу?

- Ребята, правильно разложила Лиза буквы?

- Да.

- У кого не так как у Лизы, поднимите руку?

- Молодцы,  задание выполнили  правильно.

2. Чтение слогов – слияний с карточки.

на  но  ну  ны  ни

ан  он   ун  ын  ин

- А кто может прочитать мне все слоги с доски? Кто тренировался дома?

- Молодцы, всё правильно.

4. Чтение текста из учебника с.42.

- Ребята, в книге на стр.42  записаны предложения давайте мы их прочитаем. Но прежде чем прочитать, подготовим их для чтения. Найдите гласные, обозначьте слияния, поставьте ударение.

-Первое предложение читай Саша ( - На, Нина,           .)

- Второе предложение читай Стас. ( У Ани .)

- Третье предложение читай Руслан. (У Нины          .)

- Четвёртое предложение читай Сабина. ( У Инны   http://akchire.ru/wp-content/uploads/2013/01/Kak-risovat-dubovyj-list-4.png.)

5. Опережающий полный звуковой разбор слова.

- Отгадайте загадку.

Вижу горку -

на подпорках.

Хвост и хобот

с двух сторон.

В зоопарке эта горка

распугала всех ворон.

- О какой звере говорится в загадке?

- О слоне .

- Скажите полным ответом.

- В загадке говорится о слоне .

- По каким признакам догадались, что это слон?

- Потому что есть хобот.

(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением слона.)

- Откройте тетрадь для печатания, сделаем полный звуковой разбор слова «слон». К доске с комментированием пойдёт выполнять разбор Андрей.

(Ученик произносит слово медленно по частям, показывая в воздухе части слова, обозначает части слова на доске.)

-С-ло-н.

- Обозначу звуки по порядку. Отдельный звук [с], в слиянии ло -  два звука,  н – отдельный звук.

- Обозначу гласные звуки. В слиянии ло – гласный звук [о], Они гласные, так как не встречают преграду.

- Найду согласные звуки, [с], [л], [н], – согласные, так как при произношении встречают преграду.

- Найду и обозначу твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. [с] – согласный, твёрдый, глухой, [л] – согласный, твёрдый, звонкий, [н] – согласный, твёрдый, звонкий.

- Поставлю ударение, позову слово к себе – слон.

- Разделю слово на слоги. В слове один гласный звук , значит один слог

- Ребята, проверьте, у кого не так? Андрей сделал все правильно.

Итог: Прочитали слова и предложения правильно,  верно выполнили разбор слова, но не все  ещё научились отвечать полным ответом.

III. Изучение нового материала.

Цель: Сегодня мы познакомимся с ещё одной буквой, научимся читать слова и предложения с этой буквой.

1.Выделение нового звука.

- Рассмотрите картинку, что на ней изображено?

- Стул.

- Полным ответом.

- На картинке нарисован стул.

- Сделаем неполный звуковой разбор слова стул. Произносим хором слово по частям.

- С – ту –л.

- Обозначьте части слова в тетради. (Учитель выполняет разбор у доски.)

- Поставьте карандашик на первый  звук. Произнесите его.

- [ с]

- Дайте характеристику этому звуку.

- [с] – согласный, твёрдый, глухой.

- Посмотрите на другую картинку, что на ней изображено?

- Лось.

- Обозначьте части слова в тетради. (Учитель выполняет разбор у доски.)

- Поставьте карандашик на последний звук. Произнесите его.

- [ с]

- Дайте характеристику этому звуку.

- [с] – согласный, мягкий, глухой.

- Произнесите по очереди два новых звука.

- [с],[с*].

- Теперь немного поиграем.

2. Игра « Узнай звук»

- Ребята назовите насекомых и животных.  Какой звук стоит в начале слова?

3. Знакомство с буквами С с.

- Ребята, звуки [с] и [с] обозначаются буквой эс .(Учитель показывает плакат с изображением буквы.)

- Почему на плакате две буквы?

- Потому, что одна заглавная, а одна – строчная.

- Зачем нам нужна заглавная буква?

- Чтобы писать имена.

- Для чего ещё нужна заглавная буква?

- Чтобы писать предложение.

- Только не всё предложение, а начало предложения мы пишем с большой буквы.

- На что похожа буква С?

- На месяц, на полуовал..

IV. Физ. минутка.

Мы топаем ногами топ, топ, топ,

Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп,

Качали головой,

Мы руки поднимали, Мы руки опускали,

Мы руки разведём и побежим бегом.

V. Закрепление изученного материала.

- Откройте учебник по закладке. Переверните страницу. Посмотрите на букву. Как называется эта буква?

- С

- Почему изображено две буквы?

- Одна заглавная, одна – строчная.

- Будем читать слоги с буквой С. Как произносятся согласные перед гласными а, о, у, ы?

- Твёрдо.

- Как произносятся согласные перед гласной и?

- Мягко.

1. Самостоятельное чтение слогов – слияний.

- Поставьте карандаш под первый слог, прочитайте. Прочитайте сами остальные слоги.

2. Чтение слогов вслух .

- Си, са, сы, со, су. (Читают несколько раз по цепочке,)

3. Самостоятельное чтение слов.

- Поставьте карандаш под первое слово. Прочитайте слова самостоятельно.

Первый раз читаем по единицам чтения, второй – с опорой на ударение.

4. Чтение слов по цепочке.

Осины осина сосны сосна

5. Работа с иллюстрацией учебника.

- Рассмотрите картинку. Кто изображён на картинке?

- Девочки

- Что делает девочки?

- Собирают грибы.

- Почему догадались, что девочки собирают грибы?

- Перечислите названия предметов, которые изображены на картине, в которых есть звуки [с] и [с*].

- Сорока, куст, лес, сова.

- Прочитайте предложения под картиной про себя.

- Кто может прочитать вслух? ( - Нина!  –Ау! Ау!)

- Почему эти предложения записаны под картинкой?

- Потому что девочки заблудились.

6. Работа над предложением.

- Составьте предложение  по схеме, что бы каждое слово (кроме первого) начиналось с одного и того же звука).

- Сколько слов в предложении?

- Четыре.

- Назовите первое слово.

- На.

- Назовите второе слово.

-Сирени.

- Назовите третье слово.

- Сидит.

- Назовите четвёртое слово.

- Синица.

- Так сколько слов в предложении?

- Четыре.

- на какой звук начинаются второе. Третье и четвёртое слова?

- На звук [с].

- Откройте тетради, напечатайте предложение. У доски работает Вероника.

- Это предложение. В нем четыре слова. Слова пишем раздельно. Первое слово с большой буквы. В конце ставим точку.

‌/________  _______  __  ___________ .

- Ребята, проверьте, правильно Вероника составила схему предложения?

- Поднимите руку те, у кого не так.

- Закройте тетради и отложите их на край стола.

7. Работа с текстом.

- Продолжим работу с книгой. Под столбиками слов найдите предложения. Возьмите простой карандаш. Приготовьте первое предложение для чтения.(Учащиеся делают пометы под словами, подчёркивают слияния колыбелькой.)

- Миша после чтения текста читают стихотворение внизу на этой  странице.

- Прочитайте первое предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

- Нина у осины.

- Приготовьте второе предложение для чтения. Прочитайте предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

-Инна у сосны.

- Приготовьте третье предложение для чтения. Прочитайте предложение про себя.

- Прочитайте вслух.

-Ау, Нина! Ау!.

- Как зовут девочек?

- Девочек зовут Нина и Инна..

VI. Итог урока.

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- С буквой С.

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Звуки [с] и [с*].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Литературное чтение. 1 класс (период обучения грамоте)

Литературное чтение. 1 класс (период обучения грамоте).УМК « Школа России», система интерактивных технологий «Smart Notebook 11»....

Презентация по литературному чтению. 1 класс (период обучения грамоте)

Презентация по литературному чтению. 1 класс (период обучения грамоте).УМК « Школа России», система интерактивных технологий «Smart Notebook 11»....

Урок литературного чтения в 1 класс, период обучения грамоте (УМК "Школа России") "Звуки [г], [г"].Буквы Г,г."

Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [г¢], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.Задачи:Воспитательная: воспиты...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (период обучения грамоте)

Рабочая программа по литературному чтению на 1 полугодие 1 класса...