Литературное чтение 2 кл. "Я маму свою обидел" Э.Мошковская
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шипицына Дарья Михайловна

На уроке учащиеся знакомятся с новым произведением о маме, биографией Э.Мошковской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.49 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

учитель

Шипицына Дарья Михайловна

Предмет, класс

Литературное чтение, 2е класс.

Тема урока

Стихотворение "Я маму свою обидел" Э.Мошковская

Дата проведения

06.03.25

Цель урока

Ознакомление детей с произведениями  о маме.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  • учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации;
  • продолжить формировать навыки беглого чтения, правильной речи.
  • развивать умение выполнять задания по аналогии;
  • развивать умение выполнять мыслительные операции: обобщение, анализ, восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности;
  • воспитывать умение высказывать свои мысли в устной форме;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока

«Открытие нового знания»

УМК

«Школа России»

Межпредметные связи

Русский язык, физическая культура.

Оборудование

Учебник, интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Планируемые результаты

Предметные

  • определять эмоциональный характер текста;
  • отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Метапредметные(УУД)

Познавательные:

- познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Коммуникативные:

  • вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • строят осознанное высказывание в устной форме.

Регулятивные:

  • формулируют учебную задачу урока.

Личностные

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие

творческого воображения.

 Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие

творческого воображения.

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

                                                                                         Ход урока

Этап урока и время, отводимое на его проведение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный (самоопределение к деятельности)

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора! У нас урок литературного чтения.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.

Актуализация знаний

- Какое домашнее задание вам было задано?

- Кто готов рассказать стихотворение?

- Вам было задано на дом стихотворение «Посидим в тишине».

- Кто автор этого стихотворения? (Елена Александровна Благинина) слайд 2

- Кто выучил это стихотворение?(чтение наизусть 1-2чел)

(Учитель комментирует выполнение домашней работы и оценивает каждого учащегося, подбадривает детей).

-Дороже всех на свете для каждого из нас является мама. О милой и родной мамочке сложено немало добрых, нежных песен и стихов.

1. - Я предлагаю поиграть вам в игру: «Мамочка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «мамочка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Мамочка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Мамочка!

Кашу кто успел сварить? – Мамочка!

Чаю в чашку кто налил? – Мамочка!

Кто косички мне заплел? – Мамочка! (отвечают девочки)

Целый дом один подмел? – Мамочка!

Кто меня поцеловал? – Мамочка!!

Кто ребячий любит смех? – Мамочка!!

Кто на свете лучше всех? – Мамочка!

- Правильно – это наши мамы.

Посмотрите на экран. Кто изображён? Что между ними произошло?

– Как можно обидеть человека?

- Что такое обида? Слайд 4.

-А теперь я вам предлагаю разобрать такую ситуацию:

«Два мальчика: Слава и Коля играли в игру «Пятнашки». Коля толкнул во время игры Славу. Слава упал и заплакал. Он ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. Но мимо проходящий Петя увидел, как его друга толкнули, он подбежал к нему и помог» (учитель читает по карточке)

- О чем эта ситуация?

- Опишите мне состояние мальчика Славы?

- А что, сделал Петя?

- Почему он так поступил?

- А, что нужно было сделать мальчику, который толкнул Славу?

- Слава бы простил? Почему?

- Как можно обидеть?

– Случалось ли с вами такое?

– Как вы себя чувствовали?

– Как вы поступали?

Выучить  стихотворение.

чтение

Говорят слово "Мамочка"

Ответы детей

-О том, что один мальчик сделал больно другому; о том, что друг помог ему

ему было больно и обидно

помог  Славе

-Он был другом Славы

-Помочь встать и извиниться

-Простил бы, потому что Слава понял свою ошибку и помог

 -Можно случайно, можно специально: толкнуть, стукнуть, забрать что-то

ответы

Постановка учебной задачи

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Откройте учебник, посмотрите какое перед нами произведение? Жанр?

– Как называется? Прочитайте первую сточку в стихотворении.

- Ответим на вопросы:

– Какой у вас возник вопрос? (как мальчик обидел маму?) Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Узнать как мальчик обидел маму. Познакомиться со стихотворением, научиться выразительно читать стихотворение)

-Кто автор этого стихотворения?  Итак, тема нашего урока...Э.Мошковская "Я маму мою обидел"слайд 5

ответы

.

 Подготовительная беседа

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) слайд 6

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Слушают и смотрят презентацию

Первичное прочтение текста

 Слайд 7 Словарная работа В стихотворении вам встретятся слова, которые вы не часто слышите:

-Уйду в тайгу. Это значит куда? (уйду далеко, в лес)

-Бурная река. Что значит бурная? ( волнующаяся река)

-Реактивный самолет (поднимается очень высоко)

-Руда (ископаемые)

б) Чтение стихотворение учителем. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и подумайте, «почему мама простит сына»?

Ответы детей

Слушают прочтение стихотворения.

Беседа эмоционально-оценочного плана

Проверка первичного восприятия

- Скажите ,«почему мама простит сына»?

  • Какие чувства у вас оно вызвало?

- Мамы всегда любят своих детей и всегда прощают, какие бы не были их дети, хорошими или плохими

-Жаль мальчика, жаль маму.

Физкультминутка

-Ребята, чтобы мамы на нас не обижались, давайте поможем им. Для этого вам нужно встать из-за своих мест, повторять все действия за мной.

Дружно маме помогаем – (движения правой рукой влево, вправо)

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, ("трем кулачками")

Полощем, отжимаем. (имитация движений)

Подметаем все кругом

И бегом за молоком. (легкий бег)

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем, (руки разводим на всю ширину)

Маму крепко обнимаем. (обнимаем себя)

Выполняют движения

Вторичное прочтение текста

Анализ произведения

Чтение стихотворения учениками самостоятельно(шепотом)

 – Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? слайд 8

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?(он огорчен поступком)

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

– Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

-Да, переживал.

-, бородатым дядей,

Геологом, который ищет руду, строителем мостов.

- Нет, не говорится.

- Попросить у мамы прощения.

Работа над выразительным чтением

  • Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.

  • - Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.
  • - О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.
  • – Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
  • - У меня есть кубик на нем написаны слова. Я вам кидаю кубик, вы читаете слово, которое вам выпало. Я продолжаю фразу. А вы отвечаете.

НАЗОВИ главных героев стихотворения

ОБЪЯСНИ что надо сделать, если ты кого-то обидел?

ПРЕДЛОЖИ как бы могла закончиться история

ПРИДУМАЙ название стихотворения

ПОЧЕМУ мама обиделась?

ПОДЕЛИСЬ своими эмоциями, настроением после прочтения

Читают стихотворение.

- Может, он тоже сердит на маму, что она не разговаривает, а может ему стыдно.

- Он мечтает о том, что мама к нему приедет в день рождения и простит.

- Она не помашет рукой, не будет с ним гулять.

Прослушивание аудиозаписи

- Ребята, стихотворение «Я маму свою обидел» очень знаменито, и его рассказывают знаменитые артисты кино. Вот прослушайте с каким выражением, они рассказывают это стихотворение. слайд 10

слушают

Продолжение работы по теме урока

 

Работаем в парах: соедините начало и конец пословицы.

Проверка слайд 11

«Без корня и трава не растет».

«Без матушки родной и цветы не цветно  цветут».

 «Сердце матери лучше солнца греет».

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Как вы думаете, какая пословица большего всего подходит к нашему стихотворению? 

Смысл пословиц:

  1. «Без корня трава не растёт». Эта пословица о людях, а не о растениях, она значит, что человек не может расти без своих родителей и предков, которые помогают ему, учат добру и справедливости, защищают в трудных ситуациях, заботятся. 
  2. «Сердце матери лучше солнца греет». Эта пословица значит, что ребёнку нужнее всего любовь и поддержка матери, именно благодаря этому можно вырасти хорошим, добрым человеком. 
  3. «Без матушки родной и цветы не цветно цветут». Без самого близкого человека в мире, без мамы, ничто не будет радость, ничто не будет казаться красивым или приносить счастье. 

Какая пословица больше подходит к стихотворению Э. Мошковской «Я маму мою обидел» больше всего подходит пословица «Без матушки родной и цветы не цветно цветут». Она подчёркивает, что без мамы ничто не будет казаться красивым или приносить счастье. 

Игра "Волшебный цветок" Дети прикрепляют на доску лепестки

- На доске волшебный цветок, в серединке написано "Моя мама самая..." Чтобы он расцвел, надо прикрепить лепестки с нежными словами о маме. Придумайте , красивое слово, какая ваша мама? (Например, я напишу -обаятельная)

предположения

(Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

Подведение итогов

Слайд 12

- Мы познакомились...

- Оно учит нас...

Я поняла или понял...

-"Я обидел маму"

Не обижать маму

- Что надо обязательно просить прощения

Рефлексия

- Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый – отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно.

Делают оценку

Инструктаж по домашнему заданию

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам надо будет выразительно читать стихотворение Э.Мошковской «Я маму обидел» стр. 65.

Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 классе

Слайд 2

Елена Благинина Проверим домашнее задание Посидим в тишине

Слайд 4

Обида Это реакция человека на несправедливое к нему отношение, огорчение.

Слайд 5

Эмма Мошковская Тема урока Я маму мою обидел …

Слайд 6

1926-1981 Биография Эмма Мошковская Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов « Мурзилка », «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Слайд 7

Словарная работа Уйду в тайгу. Бурная река. Реактивный самолет. Руда.

Слайд 8

Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? Прочитайте Кем он себя представлял? Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? Как он обидел маму?

Слайд 9

НАЗОВИ ?????? ОБЪЯСНИ ПРЕДЛОЖИ ПРИДУМАЙ ПОЧЕМУ? ПОДЕЛИСЬ

Слайд 11

Без корня и … Пословицы трава не растёт Сердце матери лучше солнца греет Без матушки родной и … цветы не цветно цветут

Слайд 12

Мы познакомились … Итог урока Оно учит нас … Я понял(а) ….

Слайд 13

Рефлексия Доволен собой. Всё получилось. Не всё получилось, но я постараюсь. Было трудно и не понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение"И кот ученый свои мне сказки говорил"

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение "И кот ученый свои мне сказки говорил"Обобщение

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"

урок литературного чтения 2 класс "Мама - главное слово"...

Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс

Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: ·        познакомить учащихся с произведениями о маме;·...

Игра-викторина по литературному чтению для 4 класса "Своя игра"

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития».Задачи:-Формировать представление о героическом прош...

Конспект урока литературного чтения . Тема: «Ещё мама» А.Платонов

Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова  и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:- знать  биографию и интерес...