Конспект урока по литературному чтению "И кот ученый свои мне сказки говорил"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шарапова Светлана Владимировна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_lit._cht.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

  1. Актуализация знаний. Создание учебной мотивации.

Дети сидят по группам (5 групп по 6 человек)

-- Друзья мои, я очень рада войти в наш приветливый класс. И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз. Я надеюсь, что ваши знания, рука друг друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но интересные задания.

 Девиз нашего урока:  Мы молодые, сильные, здоровые,

                                          У нас идеи, мысли – новые!

       II.Постановка учебной задачи.

 -- Сегодня на уроке мы открываем новую страницу по литературному чтению. А чтобы урок у нас получился необычным, давайте немного пофантазируем и послушаем стихотворение В.Берестова «Сказка»

(Читает ученик наизусть)

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

-- Кто догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о сказках).

-- Проверьте свои предположения. Рассмотрите иллюстрации на с.191 учебника. Чем необычна иллюстрация? Кого из героев сказки узнали? Прочитайте название раздела («..и кот ученый свои мне сказки говорил..») Из какого произведения эти строки? (из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). Прочитаем диалог папы и Насти в учебнике, чтобы еще раз в этом убедиться. (с.192 учебника)

Давайте послушаем вступление к  поэме.

(читает наизусть ученица)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

-- Что еще нужно сделать, чтобы ознакомиться с содержанием раздела? (посмотреть содержание, полистать учебник). Посмотрите.

--Какова будет цель перед нами при изучении данного раздела?

  а) Формировать навык чтения: осознанный, правильный и выразительный.

   б)  Закреплять понятие: сказка, зачин, концовка, приметы.

   в)  Учиться давать характеристику героям сказки, читать отрывки из сказок, учиться слушать и слышать друг друга.

  1. Обобщение знаний о сказках.

  1. Повторение видов сказок

-- Посмотрите на доску. Вы видите названия сказок. («Кот в сапогах», «Колобок», «Золушка», «Русалочка», «Каша из топора», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Лиса и Журавль», «Щелкунчик», «Царевна-Лягушка», «Мудрая дева», «Лиса и Волк»). Разделите их на 2 группы. Работайте группой.

-- На какие 2 группы разделили названия? Почему? (на авторские и народные)

-- Можно ли 1 из групп разделить еще на части? Подумайте, порассуждайте.

-- Какую группу разделили еще? Как? (по жанровому содержанию:

волшебные, бытовые, сказки о животных)

  1. Повторение композиции сказок.

-- Каждая сказка состоит из нескольких частей. Как они называются? (зачин, основная часть, концовка) В файлах лежат отрывки из сказок. Определите, где зачин, основная часть, концовка.

          Отрывки 1 группе (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка...

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

     

Отрывки 2 группе (Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»)

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.

— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:

— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

   

         Отрывки 3 группе (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Отрывки 4 группе (русская народная сказка «Лиса и Журавль»)

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь

Отрывки для 5 группы (русская народная сказка «По щучьему велению)

       Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Неохота...

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

  1. Определение особенностей сказок.

  -- Скажите, а как мы догадываемся, что перед нами именно сказка, а не другой жанр литературы? (У сказок свои особенности). Какие это особенности? (Троекратное повторение, волшебство, говорящие животные и предметы и т.д.)

  1. Физминутка

  1. Знакомство со стихотворением Г.Сапгира «Леса-чудеса»

  1. Первичное чтение.

--  Прочитайте в учебнике стихотворение Генриха Сапгира «Леса-чудеса» самостоятельно и обсудите в группе, что волшебного он увидел в лесах? (чтение на с.193)

       2. Выявление первичного восприятия

   -- Какие же чудеса есть в этих лесах? Кто из героев вам больше всего понравился?

      3. Повторное чтение вслух по смысловым частям (комментированное чтение, диалог с автором), читают дети.

В леса-чудеса
Мы поедем с тобой. (Кому поэт это предлагает? – Нам, читателям)
Там бродит у озера
Лось голубой. (Чудеса уже начались?)
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса. (Про сколько чудес уже узнали?)

В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем,(А во всех сказках Медведь обычно какой? Увалень, недотепа
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы -
Два глаза совиных,(Вот почему светло: лампы—это глаза совы)
И тут же
Диван на пружинах.

Рассядемся
Я, и ты, и Медведь (А вот уж это точно бывает только в сказках)
И будем
Песню лесную петь:

Ель, береза,
Дуб, сосна,
Солнце, звезды
И луна.

Дуб, сосна,
Береза, ель,
Солнце, дождик
И метель. (Почему эта песня лесная?—Лесным обитателям все это хорошо знакомо.—Попробуем хором спеть лесную песню, читая еще раз.)

А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву.(Как лев мог оказаться в лесу?)
Живет он под горкой
В пещере.
"ЛЕВ ДОБРЫЙ" -
Табличка на двери.(Чудеса продолжаются?)

И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
"Здр-р-раст!"
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.

А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй... (Это такая игра, когда один игрок бегает, бросая в других мячом, или, догнав, касается рукой)

Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого,
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!

Туда мы отправимся -
Ты да я,
Только с собой
Не возьмем ружья
И дома оставим
Твой старый пугач. (Это такой пистолет)
Там Первый Закон:
НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.

Висит объявленье
У самой опушки:
"Вам, пистолеты,
Рогатки и пушки,
Вход в эту сказку
Закрыт навсегда!"

Скорей собирайся,
Поедем туда!

4.Обобщающая беседа.

-- Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?

-- Чем это стихотворение отличается от других сказок? (Здесь нет борьбы добра и зла. Это добрая сказка. Зло (в виде рогаток и оружия) в сказку автор не пускает.

Расскажите о героях стихотворения. Используйте текст.

  1. Физминутка
  2.  Повторение ранее изученных сказок.

А теперь я хочу узнать, помните ли вы ранее изученные сказки.

-- Отвечайте одним словом.

Транспортное средство Бабы Яги. (Ступа)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Алёнушка)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка) 

Кто из обитателей болота стал женой царевича.(Лягушка) 

В чём нес медведь девочку вместе с пирогами? (Короб или кузовок) 

Этим подавился петушок. (Зёрнышко) 

На её кончике смерть одного сказочного героя. (Игла) 

Жилище Бабы Яги. (Избушка) 

Пресмыкающееся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)  

Мужское имя в сказках. (Иван) 

Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)

Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка) 

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому. (Колобок) 

Имя героя поймавшего щуку. (Емеля)

  1. Работа с пословицами и поговорками.

-- Сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает уважение к старшим, доброту, завещание быть смелым и достойным. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Этот жанр литературы – сказки – тесно переплетается с пословицами и поговорками. И сказки, и пословицы и поговорки похожи своими взглядами на жизнь. Они никогда не научат плохому.

-- соберите пословицы и поговорки, которые находятся у вас в файлах и объясните их смысл.

1. Кашу кушай, я сказку слушай.

2. Не дочитав сказки, не кидай указки.

3. Быль за сказкой не угонится.

4. Сказка – ложь, а песня – правда.

5. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

-- Молодцы! А теперь прочитаем пословицу на доске:

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок!

-- Как понимаете смысл этой пословицы?

VIII. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

--Вот и наш урок подошел к концу. Чем мы занимались сегодня на уроке? Что повторили? Что нового узнали? Что показалось самым интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-- Домашнее задание с.192-194 выразительно читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение"И кот ученый свои мне сказки говорил"

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение "И кот ученый свои мне сказки говорил"Обобщение

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".

Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....