Урок по литературному чтению Х.К.Андерсен «Нравственные уроки в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)
Добро побеждает, но путь к нему тернист и требует огромной силы духа, самоотверженности и веры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.45 КБ | |
| 614.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель Кремнёва Наталья Анатольевна
Тип урока: урок-обобщение с применением ИКТ
УМК: «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока
тема | «Нравственные уроки в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» |
цель | 1)обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”, осмысление представлений русского народа о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; 2)осмысление проблемы вины и прощения; 3)нравственный закон любви как основа счастья и благополучия в жизни человека. |
задачи | Образовательные: 1)Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром. 2)Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. 3)Работать над содержанием сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», способствовать лучшему пониманию темы и идеи произведения, разобрать основные проблемные вопросы сказки, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли. Развивающие: 1)Развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал. 2)Развивать творческое мышление, речь, воображение 3)Развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видами чтения. Развивать навыки самооценки и самоконтроля. Способствовать формированию личностного отношения к прочитанному. 4)Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус. Воспитательные: 1)Воспитывать нравственные качества характера: доброту, человеколюбие, чувство добра, любви, долга по отношению к своим близким. 2)Воспитывать любовь к Родине, близким людям. 3)Прививать любовь к чтению художественной литературы. |
планируемые результаты урока | Формирование УУД: 1)личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным. 2)регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным; 3)познавательные действия: познавательные действия: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить аналогии, определять основную мысль прочитанного. 4) коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, формировать навыки диалогического общения. |
основные понятия | Экспозиция, завязка, сюжет, кульминация, развязка, эпилог, прощение, любовь к близким, самопожертвование, терпение, |
используемые технологии | Личностного ориентирования, ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения |
методы изучения | Проблемный метод, ролевая игра, проектирование, беседа, работа с учебником, наглядные методы; Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. |
межпредметные связи | Основы православной веры, окружающий мир |
ресурсы | компьютер , проектор презентация «Нравственные уроки в сказке Андерсена «Дикие лебеди» литературное чтение, учебник для 4 класса начальной школы /Л.А.Ефросинина- М, :Вентана Граф, 2020 литературное чтение, рабочая тетрадь для учащихся 4 класса / Л.А.Ефросинина- М, :Вентана Граф, 2020 |
организация пространства | Учебный кабинет, проектор, экран |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды презентации |
I. Организационный момент (самоопределение к деятельности) | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | СЛАЙД 1 Ханс Кристиан Андерсен «Дикие лебеди» |
II. Актуализация знаний и формулирование темы урока. Мотивация. Цель : актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта, выделение проблемы в предложенной ситуации, мотивировать работу учащихся. | Притча Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили они всей семьей и всем селом. Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: чистота кругом, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист, долго писал, видать не был селен в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, с трудом разобрал каракули и удивился. На листе были начертаны всего три слова. Как вы думаете, какие? | Ответы детей: любовь, терпение, доброта, поддержка, прощение | СЛАЙД 2 Любовь Прощение Терпение |
III. Создание проблемной ситуации. | - Зачем я прочитала вам эту притчу? Андерсен оставил нам изумительные сказки, чтобы мы учились доброте, мудрости, Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, любит сказки. А за что? Значит, цель сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок, чему-то научить. – Какие недостатки людей осуждаются в сказках?
-Так что же какое сказка? На какие группы мы можем разделить все сказки? - Определите, к какой группе относится сказка «Дикие лебеди»? | -Мы будем говорить о любви и прощении героев сказки. - Будем рассуждать о том, чему учит сказка. -В сказке всегда добро побеждает зло. - Их интересно и увлекательно читать. - Сказка учит, как поступать в жизни. Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему -Фантастический поучительный рассказ - Авторские и народные - волшебные, бытовые и о животных Авторская, волшебная сказка | СЛАЙД 3 Сказка-фантастический поучительный рассказ |
IV. Постановка темы урока и проблемы исследования. | Какова же тема урока? Действительно, сегодня мы поговорим о нравственных уроках сказки Андерсена «Дикие лебеди» - Какие факты из биографии Андерсена повлияли на то, что автор стал писать такие трогательные сказки? Да, действительно, любовь к Богу была привита еще с младенчества. Даже в своей автобиографии сказочник пишет: «История моей жизни поведует миру то, что она говорит мне: «Господь милостив и всё творит к лучшему», - так начинается автобиография Андерсена. -Да, Андерсен с большим уважением пишет о Пушкине: «Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина и Пушкина, и вплоть до новейшего времени» (Х.-К.Андерсен) -Какие чувства вызывает сказка? -Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых чувствуется все та же светлая грусть? -Как вы думаете, почему Андерсен озаглавил свою сказку «Дикие лебеди»? Какие ассоциации возникли у вас со словом лебедь? На какие две группы можно разделить всех героев? Назовите положительных героев. Отрицательных. | Нравственные уроки в сказке «Дикие лебеди» - Семья была очень бедная, но родители очень старались для сына. -Несмотря на бедность, у Андерсена было много игрушек. -Он очень любил вырезать из бумаги разные фигурки. -Мама мальчика была очень набожная. -Отец очень много рассказывал мальчику сказок. И в этом судьба Андерсена очень похожа на судьбу Пушкина. -Чувства грусти и переживания за Элизу и братьев. -Чувства досады, что отец не мог защитить своих детей. -Чувство радости, что Элиза смогла помочь своим братьям. «Стойкий оловянный солдатик» «Русалочка» «Дюймовочка» «Гадкий утенок» -Лебедь- символ чистоты, любви и верности. -Дикий – неприрученный, неодомашненный. -Положительные и отрицательные. -Элиза, фея, братья, королевич -Мачеха, епископ | СЛАЙД 4 «История моей жизни поведует миру то, что она говорит мне: «Господь милостив и всё творит к лучшему», - так начинается автобиография Андерсена. СЛАЙД 5 «Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина и Пушкина, и вплоть до новейшего времени» (Х.-К.Андерсен) |
V. Составление плана исследования. | - Что мы можем сказать о детях в семье, об атмосфере дома в начале сказки? -Да, в первых же фразах сказки мотив радостный, светлый. Как называется в литературе такое вступление? -Что следует после экспозиции? -Как дальше меняется мотив сказки? Найдите предложение, в котором мотив сказки становится всё мрачнее и мрачнее. Как изменилась чудесная жизнь детей? | - Уважение, доброе отношение друг к другу, атмосфера дружбы, согласия, любви. -Экспозиция - Завязка, начало событий. -Да, хорошо жилось детям, но недолго. | |
VI. Интерпретация полученных данных. | -Какой автор показывает нам мачеху? (злой, с холодным сердцем, зло внутри ее в виде низких чувств и мыслей) Почему мачеха возненавидела детей? Почему она пошла на грех? Можно ли ее простить? Почему принцы не превратились в черных воронов, как хотела злая мачеха, а превратились в белых лебедей? Как вы считаете, мама каким-то образом могла помочь своим сыновьям? | Душа светлая, добрая, они превратились в лебедей, благодаря их душевному богатству. | СЛАЙД 6 Люди никогда не меняются к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Мы меняемся к лучшему через прощение, любовь и веру. (старец Илий Ноздрин) |
VII. Вывод по результатам исследовательской деятельности | -Посмотрите, у меня на доске есть два слова: бесхарактерность и безволие. Как вы их понимаете? -Про какого героя так можно сказать? Почему? -Как вы думаете, любил ли отец своих детей? -Так почему же он позволил выгнать их из дома? | Человек, который легко поддается чужому влиянию, не имеет своей точки зрения. Про отца Элизы и принцев. Оставил своих детей, послушал мачеху. Любил, но был подвержен влиянию мачехи. | СЛАЙД 7 бесхарактерность безволие |
VIII. Подведение итогов урока | -Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули ее братья? РАБОТА В ГРУППЕ Испытания Элизы. Перед вами рисунок розы. Острые шипы – испытания Элизы. Запишите их. Что помогло преодолеть эти трудности? На лепестках розы запишите эти качества. Почему на Элизу не подействовало колдовство? Обратите внимание, Андерсен не просто так дает героине имя Элиза. В переводе с древнееврейского Элиза - «почитающая Бога» Кто в сказке помогает девушке? Как вы думаете, почему? Найдите в сказке эпизоды, показывающие доброту Элизы. | Приговорена к казни, одинока, немая, терпит боль, отвергнута Любовь, решительность, вера в Бога, терпение, трудолюбие, стойкость | Слайд 8 (изображение розы) СЛАЙД 9 «…нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1ИН 4:18) СЛАЙД 10 «Всякий раз, разделяя с человеком свое время или внимание , отдавая ему свою кровь или свою жизнь, мы являем подлинную любовь. Потому что любовь всегда связана с жертвой» (Патриарх Кирилл) СЛАЙД 11 Элиза – с древнееврейского – «почитающая Бога» СЛАЙД 12 «В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта – откроет врата рая… Смирение – введёт туда… А любовь – покажет Бога» (старец Гавриил Ургебадзе) |
IX. Подведение итога | Чему учит сказка?
| Без любви и молитвы спасти человека невозможно. Только любовь даёт нам силы. Когда у человека любовь истинная, он готов даже пожертвовать своей жизнью. | СЛАЙД 13 «Бог есть любовь, и прибывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1ИН 4:16) СЛАЙД 14 « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя». СЛАЙД 15 Без любви и молитвы спасти человека невозможно. Только любовь даёт нам силы. Когда у человека любовь истинная, он готов даже пожертвовать своей жизнью. |
X. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору. В творческих тетрадях 1) написать сочинение -рассуждение «Можно ли пожалеть мачеху и за что?» 2)Написать эпилог к сказке. | Слушают информацию о домашнем задании. | СЛАЙД 16 Домашнее задание по выбору: |
Рефлексия | А закончить наш урок мне хочется словами апостола Павла. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» Пусть в ваших душах всегда живет любовь к Богу, своей семье, друзьям, своему дому, своей Родине. | СЛАЙД 17 РЕФЛЕКСИЯ 1.Поступки героев навели меня на размышления, что … 2.Сказка заставила меня задуматься над … СЛАЙД 18
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ
Сказка – фантастический поучительный рассказ
« История моей жизни поведует миру то, что она говорит мне: « Господь милостив и всё творит к лучшему », - так начинается автобиография Андерсена.
« Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина и Пушкина, и вплоть до новейшего времени» (Х.-К . Андерсен )
БЕСХАРАКТЕРНОСТЬ БЕЗВОЛЬНОСТЬ
«нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх » ( 1 ИН 4:18)
Элиза - с древнееврейского- « почитающая Бога »
«В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта – откроет врата рая… Смирение – введёт туда… А любовь – покажет Бога» (старец Гавриил Ургебадзе )
«Бог есть любовь, и прибывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1ИН 4:16)
« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя».
Без любви и молитвы спасти человека невозможно. Только любовь даёт нам силы. Когда у человека любовь истинная, он готов даже пожертвовать своей жизнью.
Домашнее задание по выбору: 1.«Можно ли простить и пожалеть мачеху?» 2. Написать эпилог к сказке.
РЕФЛЕКСИЯ Поступки героев навели меня на размышления, что … Сказка заставила меня задуматься над …
«Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает …» (апостол Павел)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Х.К. Андерсен "Дикие лебеди"
Конспект урока по литературному чтению Х.К Андерсен "Дикие лебеди" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по сказке Г.А.Андерсена "Дикие лебеди"
Данный урок проводился в 3 классе. Во время проведения урока для лучшего понимания идеи произведения в презентацию были включены отрывки из мультфильма...

Тест по литературному чтению по сказке Г. Х. Андерсена "Дикие лебеди"
Тест по литературному чтению по сказке Г. Х. Андерсена "Дикие лебеди"...

Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди" Цель урока: Обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена ...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" может быть проведен в рамках метапредметного модуля.Цель урока: научить выде...

