Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталья Васильевна Поповцева

Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" может быть проведен в рамках метапредметного модуля.

Цель урока: научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000ee19b-9b6f27ff.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая сила любви в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Цель урока: научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

Задачи урока:

  • Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.
  • Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства;
  • Формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедийная презентация, цветная бумага, клей.

Ход урока.

   I. Орг. момент.  

   II .Знакомство с автором. 

         На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания - маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.  Родился будущий писатель  в семье  сапожника и прачки.

          Семья была бедной и ютилась  в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак.  Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег,  оно находится  в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов  была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.    Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве. Первые сказки мальчик услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.    Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.  «Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет  он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семье еле-еле сводила концы с концами.  В 14 лет уехал в  Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар.  Андерсен  потратил его на обучение. В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки , рассказанные для детей»

 Давайте вспомним самые известные вам  сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)

 Андерсен был человеком   необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям  радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому.   Всего  Андерсен написал 170 сказок. Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.

III   Мини-сценка.

Автор:

Какое это чудо - лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра -
И вдруг: дороги, замки и овраги -
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе -
Попробуй их характер улови...
Я написал о Снежной Королеве -
Рассказ о дружбе, верности, любви...

Снежная королева:

О Снежной Королеве всем известно.
Да, это я. Я соткана изо льда.
Но жизнь людей мне мало интересна:
Вы нерациональны, господа.
Нелепы ваши бурные искусства,
Вам не понять снежинки красоты.
Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,
В вас нет холодной мудрой пустоты.
Герда:

А я с тобою вовсе не согласна,
И все, что ты сказала - ерунда!
Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,
Коль вместо сердца - лишь кусочек льда?

ВЫВОД: Вы познакомились с главными героями нашей сказки и тема нашего урока-« Великая сила любви в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

IV Беседа по содержанию текста. (начало сказки)

А) - О каком зеркале говорилось в сказке?

- Посмотрите на экран, кто держит это зеркало в руке?

- Давайте вспомним, кто такой тролль?

-Каким вы представляете тролля?

-Какие слова передают отношение Андерсена к троллю?

- Каким свойством обладало зеркало?

- Что случалось с людьми, к которым в глаз или сердце попадал осколок волшебного зеркала?

-Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?

Б) Вы прочитали сказку дома, давайте проверим, как вы запомнили её содержание. (слайды      )

В) Задание 1. 

-   Героев много, но  кто,по вашему мнению, является главными героями сказки?. (Снежная королева, Кай, Герда) (ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ)

Снежная королева .Вернемся к описанию Снежной королевы.  На что, в первую очередь, мы обращаем внимание?(ледяная , глаза)

    Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы ( история 2)

  «Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

 -    С чем ассоциируется у вас Снежная королева?  ( холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

История 7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно»

Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце..

Красота?

Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся?

- Что вы чувствуете? Приятно?

- Почему     радости не приносит?

ВЫВОД:Нет тепла – нет жизни. В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!

 

 Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.

- Что движет  Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Пройдем этот путь вместе  с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!  

В). Создание диафильма+ в тетради план.

На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. 

1 Река.  Любовь способна на  жертвы.

2. Старушка.    Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

- Кого напоминает милая старушка?

- Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)

3. Ворон и Ворона.Награда – птицы, которые ей помогают . Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и  испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе  , Герда могла повернуть домой.

-  Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (сказка 4)  стр. 153 «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!)

Главное для Герды было то, что Кай живой!

4. Принц и Принцесса.  Докажите, что это тоже своеобразное испытание

(могла остаться и спокойно жить)

Вывод:Любовь может преодолеть всё.

 5. Маленькая разбойница.

Фрагмент(первая встреча)

Фрагмент (последняя встреча)

  Почему изменилась маленькая разбойница? Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти   другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом от радости.

  Значит , любовь способна изменить человека. Преобразить его!

6 .Лапландка и финка:. На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.

На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает

Найдите по тексту ее слова   финки  (Сказка 6)

 7. Путь к чертогам Снежной Королевы-Что пришлось преодолеть девочке?(одна  на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев) 

8. У Снежной королевы

  -  Каким Герда нашла Кая? (сказка 7) . Работа с текстом.

- Как смогла возродить его к жизни? (силой любви)

В сказке очень много героев. Составьте синквейн о любом герое (работа в парах)

Зачитать фрагмент из книги

Вывод: Вернемся к нашему вопросу:

Почему же Герда   победила Снежную королеву?

Красота живого сердца победила красоту льда!

Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь. Символ этой безграничной любви – розы. Розы, которые радовали и наше сердце в течение всего урока. Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

( каждый ребенок делает из цветной бумаги розу-получается сад роз)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению по теме " Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени"

Конспект и презентация к уроку по литературного чтения по теме "Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени". Рекомендовано учителям начальных классов для подготовки к урокам литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...