«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»
методическая разработка по чтению (3 класс)
«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»
Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Рожкова Людмила Петровна, учитель начальных классов Кыштовской школы №1.
Тема моего выступления «Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе».
Свое выступление я бы хотела начать со слов А.С. Пушкина «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство». СЛАД2.
И действительно, сейчас в современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого, ни секрет, что дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
И зачастую в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста.СЛАЙД 3. В результате не успевает по всем предметам. Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая. СЛАЙДЫ 4,5,6.
В своей работе по формированиючитательской грамотности у младших школьников я использую определенные приемы и техники, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.
Отработка технической стороны чтения
1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут
3. «Чтение вслух;
4. «Чтение про себя»
5. «Хоровое чтение»
6. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.
7.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.
Отработка смысловой стороны чтения
1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урокатекст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. СЛАЙД 7,8.
Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А: АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
3.В каждой строчке найди 5 слов:
ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявап
роапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафым
ячвапроклюшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадио
льтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдяте
лнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокцитвстреча
ииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
В каждой строчке найди 5 слов
- Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
- фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
Задание.
Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помогите - вновь из букв его сложите:
- оядлеолушкягазмлнеякиафрноаьсзтекроапиодмор
- сзаккауебинчкпдосонулхкхнуя
Задание. СЛАЙД 10
Прочитай слова, вернув буквы А на место
слтсткнзвтрккрнбннсрфнквдрт
ткньпрдбрбнмскрдфлгхлткрмнкрндш
3. «Потерянные буквы».СЛАЙД 12-13. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте:
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S
N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y ГQ W P E Z U B L G A R t S E J UT
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
UFTQWERБLVENJДSZAhYHtZOLARWQЛJSЮYFДh
NИRПLVOtЛWYЬQЗGУSFЮZRTJCUWЯS
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Данный прием также можно использовать и на уроках русского языка, зашифровав например словарные слова, или части речи.!!!!
6. Прочитай поговорку правильно. СЛАЙД 14-18(сосредоточься на смысле поговорки):
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
- По печи узнают человека.
- Терпенье и прут всё перетрут.
- Здоровому - грач не нужен.
- Торопливый человек дважды одно тело делает.
Данные задания можно применять при изучении раздела «Устное народное творчество».
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё предмет,
на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий
мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами.
Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа,
которые плавно переходят из одного в другой: 1 этап - подготовительный (до
начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываютсяновые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, асте-
роид)
2. Использование загадок по теме текста(детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опя-
та, лисички, мухомор)
3. Составление пазлов(детям в парах раздаются разрезные картинки,чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат
разрезанные на части картинки с изображением животных)
5. Анонс предстоящей работы( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-
плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в
Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называютВеликим?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
1. Словарная работа(по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работасо справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний сновым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор,
меридианы, параллели, масштаб)
2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросытеста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью
Чёрного моря? ___________________________________________________
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________
Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы состатьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используяпрочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)
Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте РоссииУральские горы. Допиши предложение:
“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _______________________________
равнина”.
2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________
5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы»
находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -
животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения иэкологическим проблемам природной зоны.)
6. Чтение с остановками. (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
1. Работа с пословицами.(детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл спозиции полученной из текста информации)
Пример: 1 класс Тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раз-
дели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сторублей, а имей 100 друзей»)
3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети налисточках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
4. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составитьвопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что?Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
Пример: 4 класс, по темам исторического блока.
5. Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
Работа с текстом так же ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие
преимущества:
∙ учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
∙ увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного,
Информационно-насыщенного текста;
∙ вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
∙ обостряется любознательность, наблюдательность;
∙ развивает активное слушание;
∙ повышается самооценка.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и техник
у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...

Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школы с использованием платформы УЧИ.РУ
Дополнительный материал к уроку...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"
Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе»...

Приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач ...