Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
презентация к уроку

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

средствами пособий «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Читаю. Понимаю. Узнаю» 1-4 классы

Слайд 2

 Задачи российского образования  Международные исследования качества образования, в которых принимает участие Российская Федерация  Международный стандарт «Навыки XXI века»  Понятия «читательская грамотность» и «смысловое чтение»  Основные проблемы российских школьников  Серия пособий «Смысловое чтение». 1-4 классы

Слайд 3

Базовые навыки К о м петенци и Личностные качества Навыки чтения и письма М а те м а тич е с к ая грамотность Ест е ст в ен н он а у ч ная грамотность ИКТ-грамотность Финансовая грамотность Культурная и гражданская грамотность Критическое мышление / решение задач Креативность Умение общаться Умение работать в команде Любознательность Инициативность Настойчивость Способность адаптироваться Лидерские качества Социальная и культурная грам о тн о сть Решение более сложных задач Применение базовых навыков для решения повседневных задач Способность справляться с изменениями окружающей среды О буч е ние в теч е ние в с е й жизни

Слайд 4

От того, насколько хорошо учеником освоен навык чтения, зависит успешность его дальнейшего обучения

Слайд 5

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Четыре группы читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. текстов разных жанров и видов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ Г РА МОТНОСТЬ чтение понимание оценка интерпретация Художественные Информационные Учебные Тексты задач, инструкции

Слайд 6

Поиск и выявление информации, заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова или фразы; определить тему или основную идею, в случае если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. Требования PIRLS

Слайд 7

Интерпретация и обобщение информации: распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста. Анализ и оценка содержания, языка и структуры текста: оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; определять отношение автора к основной теме текста. Требования PIRLS

Слайд 8

Международные исследования PIRLS и PISA Концепция развития универсальных учебных действий Чи т а те л ьск ая грамотность е Смыс л о в о чтение Ф Г О С

Слайд 9

«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые 9 установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей». А. А. Леонтьев

Слайд 10

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) 10

Слайд 11

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) ... выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование . 11

Слайд 12

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 12

Слайд 13

Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». 13

Слайд 14

Неумение найти место конкретной запрашиваемой информации (не могут определить ту часть текста, в которой содержится ответ на вопрос); Трудности в использовании синонимического ряда Неумение вычленять две и более единицы информации в разных частях текста. Сложность с актуализацией таких умений, как самостоятельное истолкование информации, её комментирование. Формализм в выполнении заданий при заполнении нескольких полей.

Слайд 16

Смысловое чтение 1-4 классы (ФГОС НОО) Примерная основная об р а з о в а т ел ь ная программа начального общего образования М ежд у нар о дн о е исследование качества образования М ежд у нар о дн о е исследование качества образования

Слайд 17

Формирование у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения: чтение, понимание, оценка и интерпретация текстов разных жанров

Слайд 18

Тетради состоят из 4 разделов по 4 урока в каждом. Всего предусмотрено — 16 занятий (1 занятие в 2 недели в течение учебного года). Пособия включают:  Тексты разных жанров  Вопросы и задания

Слайд 19

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Н а у ч н о - позна в а тел ь н ы е тексты Пояснительные Словарные статьи Учебные Памятки и инструкции

Слайд 20

1 . Формирование эмоциональной оценки произведения Понравилось / не понравилось. Почему? Что больше всего понравилось / не понравилось. Какие чувства вызывает. Объясни Каковы настроение и общий тон рассказа 2. Анализ содержания текста Где и когда происходит действие произведение От чьего имени написано произведение Установление связи между событиями Анализ отношений между героями Определение темы или основной идеи Определение правдоподобности описанных событий Определить отношение автора к описываемым событиям и героям Составление плана, разбиение на части, озаглавливание, подготовка к пересказу Придумай своё название рассказа / стихотворения Придумай свой финал рассказа Придумай свои вопросы

Слайд 21

Методика работы с текстом 3 . Анализ языка произведения и средств художественной выразительности Какими средствами автор добивается.... ? Как описывает... ? 4. Осознание духовно-нравственного содержания произведения Твоё отношение к герою, поступку Отношение автора 5. Логические упражнения и игры

Слайд 22

Комплект пособий «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Читаю. Понимаю. Узнаю» 1-4 классы - это полноценный инструмент для формирования читательской грамотности у обучающихся в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

«Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».

В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: вед...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"

Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...

"Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы"

В данной статье подобраны материалы и упражнения для формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы....

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы

Читательская грамотность как составная часть функциональной грамотности школьника. Этапы формирования читательской грамотности и читательской самостоятельности. Игровые формы, направленные на развитие...