Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Сердюкова Оксана Николаевна

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе учитель начальных классов – Сердюкова Оксана Николаевна

Слайд 2

«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство». А.С.Пушкин

Слайд 3

дети имеют низкую скорость чтения; не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание.

Слайд 4

Навык чтения имеет две стороны, техническую и смысловую. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого.

Слайд 5

Отработка технической стороны чтения 1. «Жужжащее чтение » 2 . « Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут 3. «Чтение вслух; 4. «Чтение про себя» 5. «Хоровое чтение» 6. Чтение «цепочкой» или по другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети . 7.Систематический замер и самозамер техники чтения . Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

Слайд 6

Отработка смысловой стороны чтения « Чтение с остановками ». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Слайд 7

Задания для 1 класса Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Слайд 8

Задания для 1 класса В каждой строчке найди 5 слов Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл Р кошка тигр ппед кенгуру нблрае петух имтоьлбттрго верблюд мнгщ фы киви вишня вапро апельсин лдсми слива пролд виноград укенгшщзл

Слайд 9

Задания для 1 класса Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: о я д лео лушкяга з млн е якиа фрноаь с з т екроа пиодмор сзакка пдосонулх

Слайд 10

Задания для 1 класса Прочитай слова, вернув буквы А на место слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш

Слайд 11

Задания для 1 класса Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка Читай только первые слоги. канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш

Слайд 12

Задания для 2 класса Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

Слайд 13

Задания для 2 класса Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S Тебе дано, а люди пользуются. Имя

Слайд 14

Задания для 2 класса Читай предложение наоборот справа налево: вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот . Прочитай поговорку правильно: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Слайд 15

Задания для 2 класса Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.

Слайд 16

Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах 1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель . 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Слайд 17

Задания чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать : но – о роме, я - о бене . нО дубет корямом , а я комлётчи .

Слайд 18

Задания Вставь подходящие по смыслу слова. Скворец В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец . Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.

Слайд 19

Окружающий мир Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа; 1 этап - подготовительный (до начала чтения ); 2 этап – основной (в процессе чтения ); 3 этап - заключительный (после чтения).

Слайд 20

1 этап ( подготовительный) Цель : пробудить познавательный интерес к предстоящей работе текстом . Приемы работы: 1. «Облако понятий» Пример : 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид ) 2. Использование загадок по теме текста Пример : 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята , лисички, мухомор)

Слайд 21

3. Составление пазлов Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных) 4. Анонс предстоящей работы Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-плотник ? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

Слайд 22

2 этап ( основной) Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми Приемы работы: 1. Словарная работа Пример : 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы , параллели, масштаб) 2. Работа с тестом Пример : 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря.” 1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________ 2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________ Какая зима в субтропической зоне? _____________________ 3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни. 4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

Слайд 23

3. Восстановление деформированного текста. Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России» Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение: - “ С запада от Уральских гор лежит ____________________________ рав - нина , к востоку от Уральских гор лежит _______________________________ равнина”. - Восточно-Европейскую равнину называют____________________ 4. Выборочное чтение. Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» - животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.) 5. Чтение с остановками .

Слайд 24

3 этап (заключительный) Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста. 1. Работа с пословицами. Пример : 1 класс Тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раз- дели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей») 3. Игра «Плюс или минус» 4 . «Ярмарка вопросов» Пример : 4 класс, по темам исторического блока. 5. Составление памяток, инструкций. Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»

Слайд 25

учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; обостряется любознательность, наблюдательность; развивает активное слушание; повышается самооценка.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.»

Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Сердюкова Оксана Николаевна, учитель начальных классов Почетской школы. Тема моего выступления «Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в  начальной школе».

Свое выступление я бы хотела начать со слов А.С. Пушкина «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство». СЛАД 2.

И действительно, сейчас в современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого, ни секрет, что  дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

И зачастую в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. СЛАЙД 3. В результате не успевает по всем предметам. Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над  формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов. 

Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя  такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая. СЛАЙДЫ 4,5,6.

В своей работе по формированию читательской грамотности  у младших школьников я использую определенные приемы и техники, с которыми хочу  вас познакомить или напомнить о них.  

Отработка технической стороны чтения

1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут

3. «Чтение вслух;

4. «Чтение про себя»

5. «Хоровое чтение»

6. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.

7.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат,  помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.

Отработка смысловой стороны  чтения

1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2.  СЛАЙД 7,8.

Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А: АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

3.В каждой строчке найди 5 слов:

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявап

роапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафым

ячвапроклюшкалджфобручывапрыййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадио

льтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдяте

лнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокцитвстреча

ииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

В каждой строчке найди 5 слов

  • Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
  •  фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ

фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

Задание.

Слово упало и разлетелось на кусочки.

Помогите - вновь из букв его сложите:

  • оядлео                лушкяга              змлнеякиа          фрноаь               сзтекроа             пиодмор
  • сзакка                уебинчк               пдосонулх         кхнуя

Задание. СЛАЙД 10

Прочитай слова, вернув буквы А на место

 слт        сткн       звтрк         крн    бнн       срфн      квдрт        

ткнь   прд       брбн      мскрд        флг  хлт        крмн     крндш      

3. «Потерянные буквы». СЛАЙД 12-13. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте:

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S

N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J UT

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h

N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

Данный прием также можно использовать и на уроках русского языка, зашифровав например словарные слова, или части речи.!!!!

6. Прочитай поговорку правильно. СЛАЙД 14-18 (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.
  • Терпенье и прут всё перетрут.
  • Здоровому - грач не нужен.
  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

Данные задания можно применять  при изучении раздела «Устное народное творчество».   

В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё предмет,

на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий

мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами.

Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа,

которые плавно переходят из одного в другой: 1 этап - подготовительный (до

начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).

1 этап (подготовительный)

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)

Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, асте-

роид)

2. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опя-

та, лисички, мухомор)

3. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат

разрезанные на части картинки с изображением животных)

5. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-

плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в

Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

2 этап ( основной)

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы работы:

1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор,

меридианы, параллели, масштаб)

2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”

1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью

Чёрного моря? ___________________________________________________

2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение:

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _______________________________

равнина”.

2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________

5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)

Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы»

находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -

животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

6. Чтение с остановками. (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)

3 этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

1. Работа с пословицами. (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)

Пример: 1 класс Тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раз-

дели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)

3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )

4. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

Пример: 4 класс, по темам исторического блока.

5. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»

Работа с текстом так же ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие

преимущества:

учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

-совместная работа способствует  лучшему пониманию трудного,

Информационно-насыщенного текста;

вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

обостряется любознательность, наблюдательность;

развивает активное слушание;

повышается самооценка.

В результате применения в своей работе описываемых приёмов и техник

у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"

Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...