Знакомство со звуками [р], [р'] и буквой р, р.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Полторыхин Павел Андреевич

знакомство со звуками [р], [р'] и буквой р, р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: ______________________________________________________________________________________________________

Класс: 1 предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
учитель: ___________________________________________________________________________________________________

Тема: знакомство со звуками [р], [р'] и буквой р, р.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование ууд:

Предметные:

Научатся выделять звуки [р], [р'] из речи, давать им характеристику (согласный, твердый/мягкий, звонкий).

Познакомятся с графическим образом букв р, р.

Научатся читать слоги и слова с новой буквой.

Метапредметные:

Познавательные ууд: развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать по предложенному плану.

Коммуникативные ууд: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные ууд: учить высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностные ууд:

Формировать познавательную мотивацию, учебную самостоятельность.

Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Ресурсы:

Учебник «азбука» 1 класс, в.г. Горецкий и др. (ч.1).

Разрезная азбука.

Картинки: ракета, рыба, ромашка, репа, гриб, куст.

Зеркальца (для работы над артикуляцией звука [р]).

Карточки с "зашифрованными" словами (р1а, 1ыба, где 1 – буква р).

Структура комбинированного урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование ууд

1. Организационный этап

Создает положительный эмоциональный настрой. «добрый день, мои юные читатели! Готовы ли вы к новым открытиям? Тогда улыбнитесь, глубоко вдохните и начнем наш урок».

Настраиваются на работу. Выполняют действия по настройке.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Использует аудиозапись с рычанием или загадку:
«хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет». (лиса – повторение, но акцент на [р'] в слове "деревне"? Нет). Лучше: "без рук, без топоренка, построена избенка". (гнездо) – не подходит. Использую: "все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит". (дятел) – звук [д]? Не то. Проще: показывает картинку ракета.
– какой первый звук в этом слове?

Слушают, пытаются выделить общий звук. Определяют первый звук [р] в слове "ракета". Формулируют тему и цель: знакомство со звуком [р] и буквой р.

Познавательные: постановка и решение проблемы.
Регулятивные: целеполагание.

3. Актуализация знаний.

Проводит игру «живые звуки» для повторения.
– выходят 3 ученика. Одному дается буква л, другому – а, третьему – у. Учитель говорит слово «лау». Дети с буквами должны встать так, чтобы получилось это слово. Повторяют с другими словами (мак, сок).

Участвуют в игре, повторяют составление слов из звуков и букв. Актуализируют знания о звуко-буквенном анализе.

Познавательные: актуализация опорных знаний.
Коммуникативные: сотрудничество.

4. Первичное усвоение новых знаний.

1. Артикуляция и характеристика звука.
– произнесите звук [р-р-р]. Что нам мешает? (язык дрожит). Дает поработать с зеркальцами. Характеристика: (согл., твердый, звонкий).
– а теперь произнесите звук в слове репа. [р']. Характеристика: (согл., мягкий, звонкий).
2. Знакомство с буквой р. Показывает р, р.
– на что похожа?

Тренируют артикуляцию. Дают характеристику звукам. Рассматривают букву. Находят ее в разрезной азбуке. Предлагают ассоциации (например, мачта с парусом). Читают слоги.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: постановка вопросов.

5. Первичная проверка понимания

Работа с учебником.
– откройте азбуку на странице с буквой р.
– какие картинки вы видите? (рак, рыбы, ракета и т.д.)
– прочитайте слоги и слова. Обратите внимание на слово "сыр". Где здесь звук [р]? (в конце). Он твердый или мягкий?

Открывают учебник. Называют картинки, определяют позицию и характер звука. Читают слоги и слова. Выполняют звуковой анализ слова "сыр" (условными значками или устно).

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение.
Регулятивные: контроль, коррекция.

6. Первичное закрепление

Игра «расшифруй слово».
На доске: р1а, 1ыба, со1, 1оза. Объясняет, что цифра 1 заменяет букву р. Нужно прочитать слова (рада, рыба, сор, роза).

Индивидуально и хором "расшифровывают" и читают слова. Объясняют значение каждого слова.

Познавательные: преобразование модели.
Коммуникативные: умение донести свою позицию до других.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дидактическое упражнение «четвертый лишний».
Показывает серии картинок:
а) ракета, ручка, куст, рыба (лишний – куст, нет [р]).
Б) репа, гриб, ромашка, река (лишний – гриб, нет [р']).

Анализируют слова-названия картинок. Находят лишний предмет, аргументируют свой выбор, опираясь на наличие/отсутствие изучаемых звуков.

Познавательные: подведение под понятие, выдвижение гипотез.
Регулятивные: контроль в форме сравнения с эталоном.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) найти и вырезать из старых журналов картинки, в названиях которых есть звук [р] или [р'], и наклеить их в тетрадь.
2) придумать и нарисовать свою "записку" для буквы р (как она выглядит).

Слушают, уточняют задание.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– с какими звуками мы познакомились?
– чему новому научились?
– оцените свою работу. У вас на парте лежат три смайлика: веселый – "я все понял", спокойный – "были небольшие трудности", грустный – "мне было трудно". Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, поднимая соответствующий смайлик.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные: оценка и самооценка.
Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство со звуками"[к], [к*] и буквой К"

Данную презентацию можно использовать на занятиях с будущими первоклассниками....

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Знакомство со звуками [в], [в\'] и буквой Вв

Знакомство со звуками [в], [в\'] и буквой Вв....

1 класс.Знакомство со звуками [к] [к’] и буквой Кк (УМК "Школа России")

Урок обучения грамоте (УМК «Школа России»)Дата: 10 октября 2016 г.Класс: 1 «Г»Предмет: Обучение грамотеПрограмма, учебник (УМК): Школа России, Горецкий В.Г. Азбука (1часть)Тема: Знакомство со звуками ...

Презентация «Ударение. Знакомство со звуком [у] и с буквами У, у".

Данную презентацию можно использовать на уроках обучения грамоте. Вместе с героями мультфильма "Фиксики" ребята знакомятся с "ударение" и  звуком [у] и с буквами У, у....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...