Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н. Носов. Живая шляпа" с использованием технологии формирующего оценивания.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технология формирующего оценивания.
Предмет: литературное чтение.
УМК: Школа России
Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Часть 2. Страницы 38-41.
Класс: 2
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 325.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила: Орлова Анна
учитель начальных классов
МКОУ Березовской СОШ
Технология формирующего оценивания.
Предмет: литературное чтение.
УМК: Школа России
Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Часть 2. Страницы 38-41.
Класс: 2
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель урока: Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа».
Планируемые результаты.
Предметные: Умение характеризовать героев произведения; умение понимать эмоции героев; умение читать с интонацией; умение формулировать главную мысль произведения.
Метапредметные:
Личностные: умение выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»; умение оценивать поступки и характер героев; умение доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: умение формулировать цель урока; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение выявлять критерии для оценки выполненных заданий; умение сравнивать свои результаты с предыдущими; умение оценивать результат выполнения своих заданий; умение оценивать результат выполнения заданий другими.
Коммуникативные: умение формулировать и высказывать свои мысли; умение слушать других; умение работать в группе.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить ответ на поставленный вопрос.
Оборудование: экран, карточка 1, карточка 2; карточка 3; зеленая ручка у каждого ученика; учебник.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | ||||||||||||||||
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»? Ученики: Когда мы чего-то боимся, оно кажется намного страшнее и опаснее, чем есть на самом деле. | ||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | ||||||||||||||||
Учитель: Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? Ученики: Рассказ «Затейники». Учитель: Кто его автор? Ученики: Николай Николаевич Носов. | ||||||||||||||||
III. Постановка темы, цели урока | ||||||||||||||||
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать произведения этого писателя. Посмотрите на экран. Учитель: Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович – актёр эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница, тонкая, чуткая натура. Они воспитали четырех детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису. Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии. О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки… Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением». Писать детские рассказы Николай Николаевич стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. А потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих книг для детей. (Учитель раздает карточки) Учитель: Вы прослушали информацию о жизни Николая Николаевича Носова. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы в карточках синей ручкой.
Учитель: Посмотрите на экран и соотнесите свои ответы с ответами на экране. Если есть неверные ответы или вы не смогли ответить на какой-то вопрос, впишите верный ответ ручкой зеленого цвета. Учитель: Для того, чтобы узнать название рассказа, который мы будем изучать сегодня, предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на экран. Кто разгадает данный ребус, поднимите руку. Учитель: Лена, какие слова здесь зашифрованы? Лена: Живая шляпа. Учитель: Кто согласен с Леной, поднимите руку. Учитель: Какая тема нашего урока? Ученики: Рассказ Носова Николая Николаевича «Живая шляпа». Учитель: Какую цель мы поставим? Ученики: Познакомиться с рассказом живая шляпа. | ||||||||||||||||
IV. Работа по теме урока | ||||||||||||||||
Учитель: Откройте учебник на странице 38. Маша, прочитай первый абзац. Остальные следят. Учитель: Петя, о чем прочитала Маша? (Петя пересказывает) Учитель: Вспомните название рассказа и соотнесите его с данным абзацем. Как вы думаете, что будет дальше? Ученики: Кот в шляпе будет шипеть… Кот в шляпе будет бегать… Кот в шляпе будет прыгать… Кот в шляпе будет кусаться… Учитель: Мне нравятся ваши предположения. Давайте прочитаем, что было дальше. Костя читай. Учитель: Как вы думаете, почему Володя закричал? Ученики: Кот укусил Володю… Кот побежал в шляпе… Учитель: А теперь давайте прочитаем по ролям. Гена читает слова автора. Кирилл читает за Вадима, а Данил за Володю. (Дети читают по ролям.) Учитель: Как вы считаете, правильно ли вы показали эмоции героев при чтении? Данил: Я считаю, что я правильно прочитал. Володя говорил с испугом и заикался из-за этого. Я постарался это передать. Кирилл: Сначала я читал так, как будто Вадим не верит Володе, а потом как будто тоже испугался. Я считаю, что я справился. (Ученики продолжают читать по очереди и по ролям, аргументируя, почему они читали с определенной интонацией и объясняя настроение героев) Учитель: Кто является героями данного произведения? Ученики: Володя, Вадик и кот Васька. Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждый ряд отдельная группа. Я раздам вам по листу. На левой стороне листа текст, справа пустые строки. В тексте вы можете подчеркивать и обводить, а справа писать. Я дам каждой группе героя, а вы должны будете дать характеристику каждому герою, находя подтверждение в тексте и обведя его синей ручкой, а после написать напротив, какие черты характера героя это показывает, например: трусливость, смелость, решительность, игривость. 1 ряд – кот Васька, второй ряд – Володя, третий ряд – Вадик. Можете приступать. (Ученики выполняют задание)
Учитель: А теперь нам нужно проверить, верно ли вы дали характеристику. Как мы можем это сделать? Ученики: Прочитать вслух… Проверить друг у друга… Учитель: Мне нравится идея «проверить друг у друга». Как мы будем определять, правильно ли составлена характеристика? Ученики: Будем соотносить текст с написанной характеристикой. Будем проверять, все ли эпизоды из текста выделены. Будем смотреть, не выделен ли лишний текст. Учитель: Хорошо. Поменяйтесь листами с другой командой. Если вы с чем-то не согласны, то зачеркивайте или обводите черной ручкой. (После к ученикам возвращается их характеристика. Они оценивают исправления. Соглашаются или не соглашаются, аргументируя свой ответ. После обсуждаются характеристики всех героев.) Учитель: А теперь я предлагаю выполнить задание 3 на странице 41. Ксюша, как ты считаешь, какой момент самый напряженный и почему? Ксюша: Я считаю, что самый напряженный момент в рассказе, это когда они вышли из кухни, чтобы найти шляпу. Учитель: А как считает Сережа? Сережа: Я считаю, что самый напряженный момент, это когда они были на диване, а шляпа побежала на них. Учитель: Как же нам узнать, кто прав? Ученики: Можно найти подтверждение в тексте. Учитель: Хорошо, предлагаю каждому найти. Кто хочет ответить первым? (Сережа поднимает руку) Сережа: «Ребята смотрят на нее и трясутся от страха… Закричали ребята. Соскочили с дивана и бегом из комнаты.» Учитель: А теперь я предлагаю ответить Маше. Маша: Я согласна с Сережей. Этот момент действительно самый напряженный. Я выбрала не самый напряженный момент. Физминутка Учитель: Что мы всегда делаем после того, как прочтем произведение и охарактеризуем героев? Ученики: Формулируем главную мысль произведения. Учитель: Сформулируйте и запишите в тетради, как вы считаете, какая главная мысль произведения… А теперь давайте послушаем несколько вариантов. Кто хочет ответить, поднимите руку. (Ученики читают свою мысль, аргументируют ее, если кто-то не согласен, объясняет, почему.) | ||||||||||||||||
V. Закрепление | ||||||||||||||||
Учитель: А теперь я предлагаю пересказать данное произведение. Но как мы будем оценивать правильность данного пересказа? Ученики: Нужно определить критерии. Учитель: Хорошо. Давайте попробуем. Ученики:
Учитель: Как вы думаете, достаточно ли критериев для того, чтобы мы могли оценить пересказ? Ученики: Да. Учитель: Хорошо. Но для начала я предлагаю оценить пересказ Миши из соседней школы. Послушайте: «Живая шляпа. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Одна муха села на шляпу, которая была на краю комода. Он прыгнул за ней и уронил шляпу на себя. В комнате были два мальчика Вадик и Володя. Они делали урока. Услышали, что что-то сзади них упало. Повернулись, а там шляпа по полу бегала. Но потом оказалось, что там котенок их был, Васька. Ой, а перед этим они еще за шляпой бегали по квартире с кочергой и лыжной палкой. И картошкой кидались, а вот когда попали, тогда Васька оттуда и вылез.» Учитель: Что вы можете сказать о пересказе Миши? Ученики: Он не соответствует нашим критериям. Учитель: Объясните, каким критериям он не соответствует и почему. Ученики:
Учитель: Денис, сможешь ли ты пересказать нам по критериям? Денис: Да. Учитель: А все остальные тоже оценят пересказ Дениса. Денис: Николай Николаевич Носов. Живая шляпа. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Одна муха села на шляпу, которая была на краю комода. Он прыгнул за мухой, уцепился когтями за шляпу и уронил ее на себя. В это время Володя и Вадик сидели в этой комнате за столом и рисовали. Они услышали шум. Первым подошел Володя, он закричал, потому что шляпа начала двигаться. Потом подошел Вадик и тоже это увидел. Мальчики испугались и запрыгнули на диван, потом побежали на кухню и закрыли за собой дверь. Володя так испугался, что хотел уйти домой. Вадик предположил, что шляпу кто-то за веревочку дергает. Они решили сходить в комнату и проверить. Вадик взял кочергу, а Володя взял лыжную палку, чтобы ударить по шляпе, если вдруг она к ним поползет. Когда они вернулись в комнату, шляпа не двигалась. Вадик стал стучать кочергой по столу, но шляпа не шевелилась. Тогда они решили кидать в шляпу картошкой. Вадик попал картошкой в шляпу, Васька подскочил и мяукнул, а из-под шляпы появился его серый хвостик. Друзья обрадовались Ваське и стали его обнимать. Учитель: Денис, соответствует ли твой пересказ критериям. Денис: Да. Учитель: Ребята, а вы как считаете? Ученики: Соответствует. Учитель: Молодец, Денис, садись. | ||||||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | ||||||||||||||||
Учитель: У каждого из вас есть карточки с таблицами, которые мы заполняем на каждом уроке. Поставьте плюсы рядом с теми заданиями, с которыми вы справились. Сравните результаты с результатами предыдущего урока.
| ||||||||||||||||
Домашнее задание | ||||||||||||||||
Учитель: Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? Ученики: Нет. Котенок тоже испугался. Учитель: Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося. Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники, запишите домашнее задание «Придумать историю от имени котенка Васьки, оказавшегося накрытым шляпой». |
На этапе постановка темы и цели урока я использовала прием «Сравнение с образцом» после заполнения карточек с вопросами о биографии автора. Данный прием помогает соотнести свои результаты с представленными и оценить, насколько верно было выполнено задание.
На этапе «Работа по теме урока» я создала у учеников ситуацию, в которой было два мнения. Для того, чтобы прийти к верному ответу, ученики обратились к тексту произведения. Оба ученика должны были найти цитаты в тексте, которые помогут подтвердить их выбор. Так один ученик нашел подтверждение, чем доказал второму ученику свой выбор. Также я использовала прием взаимопроверки при работе в группах, для проведения которой они использовали критерии, сформулированные самостоятельно всем классом.
На этапе «Закрепление» я использовала метод критериального оценивания и самооценивания при пересказе. Дети выделили критерии для оценки пересказа, после оценили представленный им пересказ. Один из учеников также пересказал произведение, опираясь на критерии, оценил себя и был оценен одноклассниками. Данный метод способствует развитию умения оценивать результаты, находить ошибки и исправлять их.
На этапе урока «Рефлексия» я использовала метод «Таблица показателей правильного выполнения заданий», где они оценили работу, выполненную на данном уроке с работой, выполненной на предыдущих уроках. Предполагается, что данная работа проводится при изучении каждого нового текста. Таблица позволяет наглядно увидеть ученикам свой прогресс, а учителю – своевременно определить трудности обучающегося.
Данный урок соответствует следующим характеристикам технологии формирующего оценивания:
∙ оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
∙ ученик вовлекается в процесс самооценки или партнерское оценивание;
∙ обеспечивается обратная связь;
∙ укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
∙ оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс Н.Носов "Затейники"
разработка урока по литературному чтению с использованием технологии РКМ...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова; познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...
Технологическая карта , урок литературного чтения, 3 класс, Н. Носов "Мишкина каша"
Технологическая карта к уроку литературное чтение, 3 класс, Н. Носов " Мишкина каша"Тип урока: получение новых знаний цель:познакомить с содержанием рассказа " Мишкина каша", ...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".
Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов "Федина задача", УМК "Школа России"
Тип урока:ОНЗЦель урока: формирование представления о произведении Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с биографией автора2 Учить сопереживанию героям, чувст...








