Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н. Носов. Живая шляпа" с использованием технологии формирующего оценивания.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Орлова Анна Владимировна

Технология формирующего оценивания.

Предмет: литературное чтение.

УМК: Школа России

Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Часть 2. Страницы 38-41.

Класс: 2

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_anna_chtenie_zhivaya_shlyapa_wecompress.com_.docx325.71 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Орлова Анна

учитель начальных классов

МКОУ Березовской СОШ

Технология формирующего оценивания.

Предмет: литературное чтение.

УМК: Школа России

Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Часть 2. Страницы 38-41.

Класс: 2

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель урока: Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа».

Планируемые результаты.

Предметные: Умение характеризовать героев произведения; умение понимать эмоции героев; умение читать с интонацией; умение формулировать главную мысль произведения.

Метапредметные:

Личностные: умение выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»; умение оценивать поступки и характер героев; умение доказывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение формулировать цель урока; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение выявлять критерии для оценки выполненных заданий; умение сравнивать свои результаты с предыдущими; умение оценивать результат выполнения своих заданий; умение оценивать результат выполнения заданий другими.

Коммуникативные: умение формулировать и высказывать свои мысли; умение слушать других; умение работать в группе.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить ответ на поставленный вопрос.

Оборудование: экран, карточка 1, карточка 2; карточка 3; зеленая ручка у каждого ученика; учебник.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

Ученики: Когда мы чего-то боимся, оно кажется намного страшнее и опаснее, чем есть на самом деле.

II. Актуализация знаний

Учитель: Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ученики: Рассказ «Затейники».

Учитель: Кто его автор?

Ученики: Николай Николаевич Носов.

III. Постановка темы, цели урока

Учитель: Сегодня мы продолжим изучать произведения этого писателя. Посмотрите на экран.

Учитель: Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович – актёр эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница, тонкая, чуткая натура. Они воспитали четырех детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

      Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии.

           О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки… Играл в шахматы. Да как играл!   Так что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».  

      Писать детские рассказы Николай Николаевич стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете.

    А потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих книг для детей.

(Учитель раздает карточки)

Учитель: Вы прослушали информацию о жизни Николая Николаевича Носова. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы в карточках синей ручкой.

1.        Кем был отец Николая? (актер эстрады, певец)

2.        Сколько было братьев и сестер у Николая? (3)

3.        В каком городе родился Николай? (Киев)

4.        В каком журнале был опубликован первый рассказ? (Мурзилка)

5.        Как звали сына Николая Николаевича? (Петя)

Карточка 1

Учитель: Посмотрите на экран и соотнесите свои ответы с ответами на экране. Если есть неверные ответы или вы не смогли ответить на какой-то вопрос, впишите верный ответ ручкой зеленого цвета.

Учитель: Для того, чтобы узнать название рассказа, который мы будем изучать сегодня, предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на экран. Кто разгадает данный ребус, поднимите руку.

Учитель: Лена, какие слова здесь зашифрованы?

Лена: Живая шляпа.

Учитель: Кто согласен с Леной, поднимите руку.

Учитель: Какая тема нашего урока?

Ученики: Рассказ Носова Николая Николаевича «Живая шляпа».

Учитель: Какую цель мы поставим?

Ученики: Познакомиться с рассказом живая шляпа.

IV. Работа по теме урока 

Учитель: Откройте учебник на странице 38. Маша, прочитай первый абзац. Остальные следят.

Учитель: Петя, о чем прочитала Маша?

(Петя пересказывает)

Учитель: Вспомните название рассказа и соотнесите его с данным абзацем. Как вы думаете, что будет дальше?

Ученики: Кот в шляпе будет шипеть… Кот в шляпе будет бегать… Кот в шляпе будет прыгать… Кот в шляпе будет кусаться…

Учитель: Мне нравятся ваши предположения. Давайте прочитаем, что было дальше. Костя читай.

Учитель: Как вы думаете, почему Володя закричал?

Ученики: Кот укусил Володю… Кот побежал в шляпе…

Учитель: А теперь давайте прочитаем по ролям. Гена читает слова автора. Кирилл читает за Вадима, а Данил за Володю.

(Дети читают по ролям.)

Учитель: Как вы считаете, правильно ли вы показали эмоции героев при чтении?

Данил: Я считаю, что я правильно прочитал. Володя говорил с испугом и заикался из-за этого. Я постарался это передать.

Кирилл: Сначала я читал так, как будто Вадим не верит Володе, а потом как будто тоже испугался. Я считаю, что я справился.

(Ученики продолжают читать по очереди и по ролям, аргументируя, почему они читали с определенной интонацией и объясняя настроение героев)

Учитель: Кто является героями данного произведения?

Ученики: Володя, Вадик и кот Васька.

Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждый ряд отдельная группа. Я раздам вам по листу. На левой стороне листа текст, справа пустые строки. В тексте вы можете подчеркивать и обводить, а справа писать. Я дам каждой группе героя, а вы должны будете дать характеристику каждому герою, находя подтверждение в тексте и обведя его синей ручкой, а после написать напротив, какие черты характера героя это показывает, например: трусливость, смелость, решительность, игривость. 1 ряд – кот Васька, второй ряд – Володя, третий ряд – Вадик. Можете приступать.

(Ученики выполняют задание)

ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Карточка 2

Учитель: А теперь нам нужно проверить, верно ли вы дали характеристику. Как мы можем это сделать?

Ученики: Прочитать вслух… Проверить друг у друга…

Учитель: Мне нравится идея «проверить друг у друга». Как мы будем определять, правильно ли составлена характеристика?

Ученики: Будем соотносить текст с написанной характеристикой. Будем проверять, все ли эпизоды из текста выделены. Будем смотреть, не выделен ли лишний текст.

Учитель: Хорошо. Поменяйтесь листами с другой командой. Если вы с чем-то не согласны, то зачеркивайте или обводите черной ручкой.

(После к ученикам возвращается их характеристика. Они оценивают исправления. Соглашаются или не соглашаются, аргументируя свой ответ. После обсуждаются характеристики всех героев.)

Учитель: А теперь я предлагаю выполнить задание 3 на странице 41. Ксюша, как ты считаешь, какой момент самый напряженный и почему?

Ксюша: Я считаю, что самый напряженный момент в рассказе, это когда они вышли из кухни, чтобы найти шляпу.

Учитель: А как считает Сережа?

Сережа: Я считаю, что самый напряженный момент, это когда они были на диване, а шляпа побежала на них.

Учитель: Как же нам узнать, кто прав?

Ученики: Можно найти подтверждение в тексте.

Учитель: Хорошо, предлагаю каждому найти. Кто хочет ответить первым?

(Сережа поднимает руку)

Сережа: «Ребята смотрят на нее и трясутся от страха… Закричали ребята. Соскочили с дивана и бегом из комнаты.»

Учитель: А теперь я предлагаю ответить Маше.

Маша: Я согласна с Сережей. Этот момент действительно самый напряженный. Я выбрала не самый напряженный момент.  

Физминутка
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!

Учитель: Что мы всегда делаем после того, как прочтем произведение и охарактеризуем героев?

Ученики: Формулируем главную мысль произведения.

Учитель: Сформулируйте и запишите в тетради, как вы считаете, какая главная мысль произведения… А теперь давайте послушаем несколько вариантов. Кто хочет ответить, поднимите руку. (Ученики читают свою мысль, аргументируют ее, если кто-то не согласен, объясняет, почему.)

V. Закрепление

Учитель: А теперь я предлагаю пересказать данное произведение. Но как мы будем оценивать правильность данного пересказа?

Ученики: Нужно определить критерии.

Учитель: Хорошо. Давайте попробуем.

Ученики:  

  1. Указывать автора и название произведения.
  2. События должны рассказываться последовательно. Как в произведении.
  3. Рассказывать только то, что было в произведении.
  4. Передавать настроение героев.
  5. Пересказ должен быть полным.

Учитель: Как вы думаете, достаточно ли критериев для того, чтобы мы могли оценить пересказ?

Ученики: Да.

Учитель: Хорошо. Но для начала я предлагаю оценить пересказ Миши из соседней школы. Послушайте:

«Живая шляпа. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Одна муха села на шляпу, которая была на краю комода. Он прыгнул за ней и уронил шляпу на себя. В комнате были два мальчика Вадик и Володя. Они делали урока. Услышали, что что-то сзади них упало. Повернулись, а там шляпа по полу бегала. Но потом оказалось, что там котенок их был, Васька. Ой, а перед этим они еще за шляпой бегали по квартире с кочергой и лыжной палкой. И картошкой кидались, а вот когда попали, тогда Васька оттуда и вылез.»

Учитель: Что вы можете сказать о пересказе Миши?

Ученики: Он не соответствует нашим критериям.

Учитель: Объясните, каким критериям он не соответствует и почему.

Ученики:

  1. Миша забыл назвать автора.
  2. Миша сначала рассказал, что в шляпе был Васька, а потом уже то, как мальчики перед этим взяли кочергу и лыжную палку и кидались картошкой.
  3. В рассказе мальчики раскрашивали картинки, а не делали уроки.
  4. Он не рассказал, как мальчики боялись шляпы, как обрадовались Ваське.
  5. Миша не рассказал, что они думали, что кто-то за веревку дергал шляпу, что стучали кочергой по столу. Не рассказал, о чем они разговаривали.

Учитель: Денис, сможешь ли ты пересказать нам по критериям?

Денис: Да.

Учитель: А все остальные тоже оценят пересказ Дениса.

Денис: Николай Николаевич Носов. Живая шляпа. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Одна муха села на шляпу, которая была на краю комода. Он прыгнул за мухой, уцепился когтями за шляпу и уронил ее на себя. В это время Володя и Вадик сидели в этой комнате за столом и рисовали. Они услышали шум. Первым подошел Володя, он закричал, потому что шляпа начала двигаться. Потом подошел Вадик и тоже это увидел. Мальчики испугались и запрыгнули на диван, потом побежали на кухню и закрыли за собой дверь. Володя так испугался, что хотел уйти домой. Вадик предположил, что шляпу кто-то за веревочку дергает. Они решили сходить в комнату и проверить. Вадик взял кочергу, а Володя взял лыжную палку, чтобы ударить по шляпе, если вдруг она к ним поползет. Когда они вернулись в комнату, шляпа не двигалась. Вадик стал стучать кочергой по столу, но шляпа не шевелилась. Тогда они решили кидать в шляпу картошкой. Вадик попал картошкой в шляпу, Васька подскочил и мяукнул, а из-под шляпы появился его серый хвостик. Друзья обрадовались Ваське и стали его обнимать.

Учитель: Денис, соответствует ли твой пересказ критериям.

Денис: Да.

Учитель: Ребята, а вы как считаете?

Ученики: Соответствует.

Учитель: Молодец, Денис, садись.

VI. Итоги урока. Рефлексия

Учитель: У каждого из вас есть карточки с таблицами, которые мы заполняем на каждом уроке. Поставьте плюсы рядом с теми заданиями, с которыми вы справились. Сравните результаты с результатами предыдущего урока.

Выделил(а) главных героев произведения

-

+

+

Смог(ла) дать характеристику героям

+

+

+

Определил(а) главную мысль произведения

+

+

+

Верно оценил(а) эмоции и настроение героев

Карточка 3

-

-

+

Домашнее задание 

Учитель: Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? 

Ученики: Нет. Котенок тоже испугался.

Учитель: Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося. Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники, запишите домашнее задание «Придумать историю от имени котенка Васьки, оказавшегося накрытым шляпой».

На этапе постановка темы и цели урока я использовала прием «Сравнение с образцом» после заполнения карточек с вопросами о биографии автора. Данный прием помогает соотнести свои результаты с представленными и оценить, насколько верно было выполнено задание.

На этапе «Работа по теме урока» я создала у учеников ситуацию, в которой было два мнения. Для того, чтобы прийти к верному ответу, ученики обратились к тексту произведения. Оба ученика должны были найти цитаты в тексте, которые помогут подтвердить их выбор. Так один ученик нашел подтверждение, чем доказал второму ученику свой выбор. Также я использовала прием взаимопроверки при работе в группах, для проведения которой они использовали критерии, сформулированные самостоятельно всем классом.

На этапе «Закрепление» я использовала метод критериального оценивания и самооценивания при пересказе. Дети выделили критерии для оценки пересказа, после оценили представленный им пересказ. Один из учеников также пересказал произведение, опираясь на критерии, оценил себя и был оценен одноклассниками. Данный метод способствует развитию умения оценивать результаты, находить ошибки и исправлять их.

На этапе урока «Рефлексия» я использовала метод «Таблица показателей правильного выполнения заданий», где они оценили работу, выполненную на данном уроке с работой, выполненной на предыдущих уроках. Предполагается, что данная работа проводится при изучении каждого нового текста. Таблица позволяет наглядно увидеть ученикам свой прогресс, а учителю – своевременно определить трудности обучающегося.

Данный урок соответствует следующим характеристикам технологии формирующего оценивания:

∙ оценивание встроено в процесс преподавания и учения;

∙ ученик вовлекается в процесс самооценки или партнерское оценивание;

 ∙ обеспечивается обратная связь;

∙ укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;

∙ оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс Н.Носов "Затейники"

разработка урока по литературному чтению с использованием технологии РКМ...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова; познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...

Технологическая карта , урок литературного чтения, 3 класс, Н. Носов "Мишкина каша"

Технологическая карта к уроку литературное чтение, 3 класс, Н. Носов " Мишкина каша"Тип урока: получение новых знаний цель:познакомить с содержанием рассказа " Мишкина каша", ...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов "Федина задача", УМК "Школа России"

Тип урока:ОНЗЦель урока: формирование представления о произведении Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с биографией автора2 Учить сопереживанию героям, чувст...