Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. Общество не может существовать без моральных устоев, принципов, так как это ведет к утрате культурных ценностей, исторического прошлого. Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работу по формированию духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
на уроках литературного чтения
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. Общество не может существовать без моральных устоев, принципов, так как это ведет к утрате культурных ценностей, исторического прошлого. Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работу по формированию духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей личности. Ребенок стремится познать себя, своих сверстников, начинает управлять своим поведением, осознанно контролировать себя, может оценить поступки других. У детей младшего школьного возраста происходит формирование нравственных качеств, этический норм, правил поведения.
Роль учителя в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему от элементарных навыков и правил поведения перейти к более высокому уровню, на котором ребенок сможет сам принимать решения и делать нравственный выбор.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет, и не может быть главных и неглавных предметов. Важно помнить о том, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.
Содержание учебников и учебных пособий УМК «Школа России», по которым я работаю, позволяют в полной мере решать задачи воспитания и развития младших школьников, если учитель подойдет к решению этой проблемы инициативно, творчески.
В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. Они подобраны авторами в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Невольно вспоминаются слова К.Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства». Они говорят о том, насколько огромно значение чтения, так как литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе.
На уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, работе в парах, в группах, где обучающиеся учатся сопоставлять свои знания с знаниями других ребят, учатся слушать, думают над серьезными нравственными проблемами, отстаивают свою точку зрения, помогают друг другу и принимают, если нужно, необходимую помощь, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
На уроках литературного чтения, использую такие приемы и методы работы, чтобы они активизировали, мотивировали детей к познанию чего-то нового, включали в деятельность, вызывали эмоции, чувства, сопереживание. Стараюсь так организовать работу над произведением, чтобы «проникнуть» в душу ребенка, создать условия для личностного восприятия и принятия им того или иного произведения.
В процессе чтения и работы над содержанием литературных текстов, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, честь, смелость, совесть и совестливость, добро, сердечность, добродушие, ответственность, справедливость и др.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
1.Русские сказки.
Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе со мной многократно возвращаются к тексту сказки.
Народные сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, послушными, вежливыми, старательными, находчивыми, умеющими справляться с чувством страха, преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, вырабатывают стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию.
В сказках высмеиваются такие недостатки, как трусость, жадность, хитрость, безделье, желание легко получить жизненные блага. Трудолюбие же вознаграждается, поощряется забота о близких, восхваляется мудрость. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает в борьбе со злом, благодаря таким качествам как мужество, стойкость, преданность.
Несмотря на то, что на помощь героям сказок приходят волшебные предметы, они становятся для детей примером для подражания, потому что добиваются успеха, преодолевая трудности, препятствия благодаря личным качествам – силе духа, смекалке, находчивости, сообразительности, изобретательности и т.д.
Сказки имеют огромную воспитательную ценность, формируют навыки межличностных отношений, способствует развитию эстетических чувств.
2. Художественные произведения, рассказы нравственного содержания.
В учебнике «Литературное чтение есть немало произведений по духовно – нравственному воспитанию.
Десятки детских рассказов, написанных Л. Н.Толстым, вобрали в себя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений автора. В своих произведениях Л.Н.Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
В рассказе «Акула» дети знакомятся с поступком сильного духом человека, мужественного артиллериста. Переживают за героев, осуждают их поведение, следят за опасностью, делают выводы. Герои Толстого - сильные, решительные люди. В их характере – смелость, умение действовать и не теряться.
В рассказе «Лев и собачка» Л.Н. Толстой изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату. Какие важные общечеловеческие ценности он нам открывает: добро, любовь, дружбу.
Считаю, что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья».
Примером крепкой семьи, добрых теплых отношений является произведение А.Платонова «Еще мама». Автор затрагивает проблему взаимоотношений матери и сына. С такой же любовью и нежностью он относится и к своей первой учительнице, которая для него становится «второй мамой».
Работая над произведением К. Паустовского «Стальное колечко», на основе анализа характера героев, их поступков обучающиеся делают вывод: необходимо любить и беречь своих близких. Семья - это наше достояние. Наше счастье.
Сложные вопросы семейных отношений волнуют рано взрослеющих детей. Жизнь которых дома часто далеко не безоблачна. На эти вопросы им поможет ответить умная книга и учитель. «Голубая чаша» А.П.Гайдара, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского дают возможность задуматься над тем, как должны строиться отношения между членами семьи, чтобы детство было счастливым и радостным.
Ребята должны понять, что основа семьи - любовь и дружба. Взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге, что велика и их роль в создании в доме атмосферы уюта и душевного тепла.
В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это главная опора в жизни человека, семья – это достояние, семья – это счастье, семья – это гордость.
При работе со сказкой Д.Мамина - Сибирика «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» дети выясняют, что сначала заяц был смешным и глупым, потом несчастным , наконец, бесстрашным и храбрым. Что высмеивает писатель? Хвастливость и трусость. В названии заяц назван храбрым с добродушной насмешкой.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у Валентины Осеевой.
«Будь верным своему слову» - учит рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». Замечательные слова из текста, которые дети учат наизусть «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось… Здесь же уместна пословица «Не давши слова, крепись, а давши – держись!» Автор рассказа уверен, что мальчик вырастет настоящим человеком и дети согласны с автором. Их восхищает этот маленький, но очень честный герой и они хотят быть на него похожими.
В рассказах В Осеевой и Л Пантелеева сопоставляем плохие поступки с хорошими, добрыми делами, лжи противопоставляем честность. Прочитав произведения, прошу детей рассказать, какие добрые дела совершили они, за какие поступки им было стыдно.
Велик воспитательный потенциал литературных сказок русских писателей ХХ века, среди них «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Тёплый хлеб» и «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовского, «Два брата» Е.Л.Шварца, «Отшельник и роза» Б. В. Заходера.
Они помогают детям в общении со сверстниками, заставляют задумываться над своими и чужими поступками, оценить эти поступки с позиций добра и зла.
Правильная выстроенная учителем работа по рассказам В.Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Е. Скребицкого приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые, по словам М.Пришвина, надо хранить и преумножать. Анализируя произведения, надо опираться на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявляют заботу к братьям нашим меньшим, бережно относиться к природе.
3. Басня
Средством духовно-нравственного воспитания младших школьников являются басни И.А.Крылова, так как они помогают детям получить представления о нормах поведения в обществе, глубже понять мир.
В каждой басне есть мораль, т.е. урок, поэтому они были и остаются актуальными в настоящее время. Анализируя басни, определяем, что в них ироническим образом высмеиваются характерные особенности, пороки героев басен – неискренность, лживость, невежество, нежелание замечать свои недостатки и признавать ошибки и др. Кроме того посредством басен И. Крылов обогатил русский язык крылатыми, образными выражениями, которые скрывают в себе глубокий смысл.
Басни Крылова, несомненно, способствуют воспитанию духовно-нравственных черт личности.
Например, басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит детей действовать при выполнении общего дела дружно, согласованно, иначе будет очень сложно добиться результата.
Анализируя басню «Чиж и Голубь» и рассуждая над словами «Вперед чужой беде не смейся голубок», дети осознанно подходят к тому, что нельзя быть бездушным, равнодушным к беде других, а нужно прийти на помощь, тогда в трудную минуту тебе тоже протянут руку помощи.
Басни, написанные Толстым по сонетам Эзопа («Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др.) превосходным русским языком, кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о действиях, поступках ипереживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные, заставляли оценивать их поведение.
4. Устное народное творчество.
В учебниках «Литературное чтение» в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». В нем представлены как малые, так и крупные фольклорные жанры. Изучая фольклор, ребенок становится активным его участником, так как мир фольклора яркий, выразительный, разнообразный.
Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, песенками у детей формируются такие нравственные понятия, как уважение, доброта, трудолюбие, любовь к Родине, к природе
Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица возвеличивает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. При изучении пословиц и поговорок учащиеся понимают, что в человеке всегда ценились и ценятся патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались.
5. Былины
Чувство гордости за свою Родину и ее славных защитников, чувство уважения к ее историческому прошлому формируются на основе фольклорного жанра – былина. Учащиеся узнают, что все былины можно разделить на:
- богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей;
- былины о жизни героев народных сказаний.
В результате изучения былин дети выделяют те качества людей, которыми обладали только богатыри: огромная сила, мудрость, ум, бесстрашие в борьбе с врагами, воля, выносливость, способность защитить родную землю.
В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Так же как и картины, изображающие героев - богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Таким образом, мы видим, что содержание учебников «Литературное чтение» УМК «Школа России» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Одним из важных нравственных качеств является любовь к Родине. Многие писатели через свои произведения передают важные идеи о любви, преданности и ценности родной земли. Обращение к таким темам помогает нам лучше понять не только текст, но и самих себя в контексте нашего отношения к природе и родине, к месту, где ты родился. Они заставляют нас задуматься, почему писатель сравнивает любовь к родине с первой любовью? Почему так прочна любовь человека к родной земле?
Зачем же человеку дано любить? Что он от этого получает? И может ли эта любовь быть бескорыстной?
Ответы на эти вопросы мы с ребятами нашли на уроке литературного чтения, знакомясь с произведением К. Паустовского «Бескорыстие»
Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.
Задачи урока.
- Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
- Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
- Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.
Планируемый результат.
Познавательные УУД:
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
- умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.
Коммуникативные УУД:
- умение аргументировать своё предложение;
- умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД:
- ориентироваться в нравственном содержании произведения;
- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.
Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...
