Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: К. Паустовский «Бескорыстие».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Этот урок литературного чтения в 3 классе посвящен знакомству с рассказом Константина Паустовского «Бескорыстие». Главная цель занятия – научить детей не просто читать текст, но и понимать его глубинный смысл, выделять главную мысль, анализировать поступки героев и делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: К. Паустовский «Бескорыстие».
Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.
Задачи урока.
- Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
- Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
- Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.
Планируемый результат.
Познавательные УУД:
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
- умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.
Коммуникативные УУД:
- умение аргументировать своё предложение;
- умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД:
- ориентироваться в нравственном содержании произведения;
- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.
Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание урока |
1. Мотивация | Пожелаем друг другу удачи. Помните! С малой удачи начинается большой успех. Девизом урока чтения будут слова К. Паустовского «Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...». - Почему я вам предлагаю именно такой девиз нашего сегодняшнего урока. |
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию произведения. | - Внимание на экран (показ картин природы, в завершении – карта России.) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить и читать сегодня на уроке? (О природе, о России. Назовите слово, которое обобщит эти слова - Родина). - Я показывала слайды на фоне музыки. Кому эта музыка показалась знакомой? - Для вас звучала только музыка – сложно узнать. Я вам ещё раз включу (песня 1 куплет). Слушайте внимательно («С чего начинается Родина?») - Какой вопрос вы услышали в этой песне? Этот вопрос задаёт автор этого стихотворения поэт Михаил Матусовский, а музыку к этим замечательным словам написал композитор Вениамин Баснер и получилась прекрасная песня «С чего начинается Родина». Слушали мы песню в исполнении Марка Бернеса. - Как бы вы ответили на этот вопрос? С чего начинается Родина? (ответы словами из песни и свое мнение) - Автор тоже дает разные ответы на этот вопрос. Почему? (у каждого своя Родина, каждый относится к ней и видит ее по-разному) - Перед вами на парте лежит «Маршрутный лист». Найдите 1 задание. - Предлагаю прочитать отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето». После чтения вы должны сказать, какой вопрос автор задает своим читателям? (Где она Родина? Где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?) - А теперь я прочитаю вам. Следим. Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! – той земли ты урожденный. Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь… - Какой вопрос автор задаёт своим читателям? - Как автор отвечает на эти вопросы? (1 абзац) - Как вы понимаете эти слова? (Тяжело. Трудный текст, я уточню.) Та земля, что готов защищать без опыта… - Как понимаете? лишь с одной верой - она моя!.... – Как понимаете? той земли ты урожденный. - Как понимаете? - Прочитайте последний абзац текста. Какие чувства будоражат автора, когда он отвечает на вопрос «Где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?» (Чувства любви, гордости, любования, восторга). Те места, которые мы видели в начале урока. |
3. Работа с текстом до чтения. Словарная работа. Работа с текстом Заполнение кластера. Итог урока Рефлексия | - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним авторским произведением. Положите перед собой Приложение № 1. Кто автор произведения? - Какие произведения К. Паустовского вы знаете? («Барсучий нос», «Подарок») -В чем особенность произведений Паустовского? (Он пишет о природе) - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? - Можно ли по названию прогнозировать содержание текста? Почему? - Исходя из названия, как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? (затруднение) - Почему не можете ответить? (Не знаем значения слова). - Как нам быть? (Толковый словарь) (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, корысти. - Как можно связать это слово с тем, о чем мы говорили на уроке? (Любовь к Родине должна быть без выгоды – бескорыстной) - Следовательно, о чем это произведение? Вы уверены? - Какие цели поставим перед собой? ЦЕЛИ: Первичное ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ. - Подтвердились ли ваши предположения? - Еще раз прочитаем произведение, по ходу чтения проведем «Диалог с автором». На что нужно обратить внимание, чтобы диалог был понятным и ярким? -После чтения постарайтесь ответить на вопрос: Как автор пишет о бескорыстной любви к Родине в своем произведении? (2 абзац). Подтвердите словами из текста. В ходе беседы заполним кластер. - О каком крае рассказал К. Паустовский? В самом центре России, на стыке трех областей: Московской, Рязанской и Владимирской, раскинулась Мещерская низменность, пожалуй, последний нетронутый уголок дикой природы. Это прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк «Мещера». - В чем автор хотел признаться читателям? (любовь к Родине, к родной земле) -Давайте поработаем с 3 абзацем. - Какими словами выражена любовь Паустовского к Мещёрскому краю? Ответьте словами из текста (выборочное чтение) (Любовь до боли в сердце, любовь, которая не забудется никогда, готов встать на защиту в любую минуту)
- За что он любит этот край, чему он его научил? Ответьте словами из текста (выборочное чтение). (Край, научивший видеть и понимать прекрасное). - Что необычного увидел К. Паустовский в обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение). (богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край)
- Прочитайте еще строки К. Паустовского о своем родном крае. -Обратимся к «Маршрутному листу» задание №2 В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. В нем заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. - Чем обладает родной край по мнению Паустовского? Найдите в тексте. - Как вы понимаете эти слова? Творческая работа. - А у вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, чувства? (Тула, Россия) Это и есть ваша малая родина. - Составьте синквейн о своем родном крае. («Маршрутный лист», задание № 3). - Какие чувства у вас разбудил сегодняшний урок? - У кого из вас сегодня на уроке зажегся новый огонёк в сердце и в душе? - Чтобы вам хотелось сделать после этого урока? Закончим урок словами К. Паустовского.«Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».К. Паустовский |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Константин Паустовский
БЕСКОРЫСТИЕ
Можно ещё много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Маршрутный лист.
ЗАДАНИЕ №1 Артур Беляев «Зрелое лето» (отрывок)
Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! – той земли ты урожденный.
Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…
ЗАДАНИЕ №2
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. В нем заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
ЗАДАНИЕ №3 Составить синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания, актуальна выраженна...

Урок литературного чтения 3 класс Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цели урока создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступко...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...










