Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: К. Паустовский «Бескорыстие».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Руднева Светлана Валерьевна

Этот урок литературного чтения в 3 классе посвящен знакомству с рассказом Константина Паустовского «Бескорыстие». Главная цель занятия – научить детей не просто читать текст, но и понимать его глубинный смысл, выделять главную мысль, анализировать поступки героев и делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: К. Паустовский «Бескорыстие».

Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.  

Задачи урока.

  1. Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
  2. Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
  3. Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.

Планируемый результат.

Познавательные УУД:

 - умение находить ответы на вопросы в тексте;

 - умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё предложение;

- умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД:

- ориентироваться в нравственном содержании произведения;

- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.

Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

1. Мотивация

Пожелаем друг другу удачи.  Помните! С малой удачи начинается большой успех.

Девизом урока чтения будут слова К. Паустовского «Читайте, читайте и читайте.  Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...».

- Почему я вам предлагаю именно такой девиз нашего сегодняшнего урока.

2. Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию произведения.

- Внимание на экран (показ картин природы, в завершении – карта России.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить и читать сегодня на уроке? (О природе, о России. Назовите слово, которое обобщит эти слова - Родина).

- Я показывала слайды на фоне музыки. Кому эта музыка показалась знакомой?

- Для вас звучала только музыка – сложно узнать. Я вам ещё раз включу (песня 1 куплет). Слушайте внимательно («С чего начинается Родина?»)

- Какой вопрос вы услышали в этой песне?  Этот вопрос задаёт автор этого стихотворения поэт Михаил Матусовский, а музыку к этим замечательным словам написал композитор Вениамин Баснер и получилась прекрасная песня «С чего начинается Родина». Слушали мы песню в исполнении Марка Бернеса.  

- Как бы вы ответили на этот вопрос? С чего начинается Родина?

(ответы словами из песни и свое мнение)

- Автор тоже дает разные ответы на этот вопрос. Почему?

(у каждого своя Родина, каждый относится к ней и видит ее по-разному)

- Перед вами на парте лежит «Маршрутный лист». Найдите 1 задание.

- Предлагаю прочитать отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето».

После чтения вы должны сказать, какой вопрос автор задает своим читателям?

(Где она Родина?  Где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?)

- А теперь я прочитаю вам. Следим.

           Где она Родина?  Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя!  – той земли ты урожденный.        

           Огромна наша равнина…  А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…

- Какой вопрос автор задаёт своим читателям?

- Как автор отвечает на эти вопросы? (1 абзац)

- Как вы понимаете эти слова? (Тяжело. Трудный текст, я уточню.)

Та земля, что готов защищать без опыта… - Как понимаете?

лишь с одной верой - она моя!....  – Как понимаете?

той земли ты урожденный. - Как понимаете?

- Прочитайте последний абзац текста. Какие чувства будоражат автора, когда он отвечает на вопрос «Где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?»

(Чувства любви, гордости, любования, восторга). Те места, которые мы видели в начале урока.

3. Работа с текстом до чтения.

Словарная работа.

Работа с текстом

Заполнение кластера.

Итог урока

Рефлексия

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним авторским произведением. Положите перед собой Приложение № 1.

Кто автор произведения?

- Какие произведения К. Паустовского вы знаете?

(«Барсучий нос», «Подарок»)

-В чем особенность произведений Паустовского? (Он пишет о природе)

- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

- Можно ли по названию прогнозировать содержание текста?

Почему?

- Исходя из названия, как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? (затруднение)

- Почему не можете ответить? (Не знаем значения слова).

- Как нам быть? (Толковый словарь)

(Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, корысти.

- Как можно связать это слово с тем, о чем мы говорили на уроке?  (Любовь к Родине должна быть без выгоды – бескорыстной) 

- Следовательно, о чем это произведение? Вы уверены?

- Какие цели поставим перед собой?

ЦЕЛИ:

Первичное ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Еще раз прочитаем произведение, по ходу чтения проведем «Диалог с автором». На что нужно обратить внимание, чтобы диалог был понятным и ярким?

-После чтения постарайтесь ответить на вопрос:

Как автор пишет о бескорыстной любви к Родине в своем произведении?  (2  абзац). Подтвердите  словами из текста.

В ходе беседы заполним кластер.

- О каком крае рассказал К. Паустовский?

В самом центре России, на стыке трех областей: Московской, Рязанской и Владимирской, раскинулась Мещерская низменность, пожалуй, последний нетронутый уголок дикой природы. Это прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк «Мещера».

- В чем автор хотел признаться читателям? (любовь к Родине,  к родной земле)

-Давайте поработаем с 3 абзацем.

- Какими словами выражена любовь Паустовского к  Мещёрскому краю?  Ответьте словами из текста (выборочное чтение) (Любовь до боли в сердце, любовь, которая не забудется никогда, готов встать на защиту в любую минуту)

 

- За что он любит этот край, чему он его научил? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

 (Край, научивший видеть и понимать прекрасное).

- Что необычного увидел К. Паустовский в обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

 (богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край)

        

        

        

        

- Прочитайте еще строки К. Паустовского о своем родном крае.

 -Обратимся к «Маршрутному листу» задание №2

            В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. В нем заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

- Чем обладает родной край по мнению Паустовского? Найдите в тексте.

- Как вы понимаете эти слова?

Творческая работа.

- А у вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, чувства? (Тула, Россия) Это и есть ваша малая родина.

- Составьте синквейн о своем родном крае. («Маршрутный лист», задание № 3).

- Какие чувства у вас разбудил сегодняшний урок?

 - У кого из вас сегодня на уроке зажегся новый огонёк в сердце и в душе?

- Чтобы вам хотелось сделать после этого урока?

Закончим урок словами К. Паустовского.

«Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса,  ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».

                                                                            К. Паустовский

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Константин Паустовский

БЕСКОРЫСТИЕ

        Можно ещё много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния!

        Не только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

          На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

Маршрутный лист.

ЗАДАНИЕ №1         Артур  Беляев «Зрелое лето» (отрывок)

        Где она Родина?  Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя!  – той земли ты урожденный.        

        Огромна наша равнина…  А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…

ЗАДАНИЕ №2                

        В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. В нем заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

        

ЗАДАНИЕ №3  Составить синквейн.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания, актуальна выраженна...

Урок литературного чтения 3 класс Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Цели урока создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и  понимания поступко...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...