Повышение читательской компетентности младших школьников при помощи современных образовательных технологий
статья по чтению
Предварительный просмотр:
Усманова Ольга Владимировна
Учитель-дефектолог,
ГБОУ ОЦДОК г. Москва.
Повышение читательской компетентности младших школьников при помощи современных образовательных технологий
Ключевые слова: читательская компетентность, читательская компетенция, современные технологии в образовании, ТРКМ, продуктивное чтение, смысловое чтение.
Актуальность
Правительство РФ утвердило Стратегию государственной культурной политики до 2030 года, одной из ключевых стратегий является развитие библиотечного дела в Российской Федерации, включающая в себя модернизацию библиотечной системы, научное и методическое обеспечение, внедрение цифровых технологий. Президент России Владимир Путин поручил разработать и утвердить программу поддержки детского, юношеского и семейного чтения с опорой на традиционные ценности и с учетом современных технологий. Таким образом формирование у детей читательской компетенции с использованием современных технологий является приоритетным направлением в обучении на всех ступенях образования и соответствует современным требованиям государственной политики в области развития образования и культуры. Использование современных технологий на начальных этапах обучения позволяет привить обучающимся интерес к осознанному чтению и повысить культурный уровень подрастающего поколения.
Чтение — это один из ключевых инструментов в процессе становления личности. С одной стороны, чтение — это объект обучения, а с другой — инструмент обучения. Современное образование в начальной школе ставит одной из главных задач обучение ключевым компетенциям, в том числе читательской. Стоит определить, что читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. В то время как, читательская компетентность - личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами. Под читательской компетентностью понимается совокупность универсальных учебных действий, позволяющих человеку эффективно работать с информацией, представленной в знаково-буквенной форме, и успешно использовать её в личных и общественных целях. Это определение читательской компетентности соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Работа с информацией также является неотъемлемой частью учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. В связи с этим формирование читательской компетентности и самостоятельности учащихся, а также осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, является важной задачей современного учителя. В современном образовательном контексте акцент делается не столько на передачу максимального объёма знаний, сколько на обеспечение общекультурного, личностного и когнитивного развития учащихся, а также на формирование ключевого навыка — умения учиться. Это включает в себя развитие критического мышления, способности анализировать информацию, делать выводы и применять полученные знания на практике. Читательская компетентность также способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и улучшению навыков письма. В итоге, дети, обладающие читательской компетентностью, лучше адаптируются к учебной и социальной среде, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. В основе работы по формированию читательской компетентности лежат такие современные приемы как: технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения, смыслового чтения. Раскроем эти технологии подробнее: в основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Основой данной технологии является – трехфазовая структура урока:
Фаза вызова. На этом этапе учащиеся анализируют свои текущие знания по изучаемой теме. Это помогает им лучше понять, что они уже знают и какие пробелы в знаниях у них есть. Анализ текущей информации создает дополнительный стимул для постановки целей и мотивов, что мотивирует обучающегося к дальнейшей работе.
Результат фазы вызова заключается в том, что учащиеся получают мощный стимул для работы на следующем этапе. Это также делает этап получения новой информации более эффективным, так как учащиеся уже имеют определенное представление о теме и могут лучше усваивать новую информацию.
Фаза осмысления содержания. Знакомство с новой информацией происходит через изложение учителя, чтение, просмотр видео или компьютерные программы. Главная задача фазы — отслеживание понимания при работе с материалом. Постановка целей осуществляется при наложении новой информации на уже имеющиеся знания.
Фаза рефлексии. Представляет собой тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии новая информация становится присвоенной и превращается в собственное знание, становясь основной целью деятельности учащихся и учителя.
На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт, действия других учащихся и учителя, что приводит к рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности. Они целостно осмысливают и обобщают полученную информацию, формируя собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель, в свою очередь, осознаёт свои действия и действия учеников, получая новый педагогический опыт и развивая своё мастерство. Он также видит эффективность педагогического процесса.
Следующая современная образовательная технология, направленная на развитие читательской компетентности - продуктивное чтение. Продуктивное чтение — это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. Цель технологии — формирование читательской компетенции школьника. Задачи: формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения. Цель — развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию. Главная задача — вызвать у ребёнка желание и мотивацию прочитать произведение.
- Работа с текстом во время чтения. Цель — понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача — обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
- Работа с текстом после чтения. Цель — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Задача — обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Смысловое чтение— это современная технология, которая направлена на улучшение качества чтения, при которой достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Согласно требованиям ФГОС НОО, младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
- Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги.
- Поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта.
- Изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.
- Рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Для развития смыслового чтения в начальной школе можно использовать следующие приёмы:
Ассоциативный куст. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Составление вопросного плана. Приём направлен на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Развитию читательской компетентности у младших школьников также способствуют интерактивные методы обучения, проектная деятельность, использование информационных технологий. Например, использование интерактивных методов обучения позволяет сделать процесс чтения более увлекательным и интерактивным. Это может включать в себя обсуждение прочитанного, ролевые игры, создание собственных историй и т.д.
Проектная деятельность также может быть эффективным инструментом для развития читательской компетентности. Дети могут создавать проекты, связанные с прочитанными произведениями, например, создавать иллюстрации, писать отзывы, проводить исследования и т.д.
Использование информационных технологий, таких как электронные книги, аудиокниги, интерактивные приложения и игры, может сделать процесс чтения более доступным и интересным для детей.
В заключении можно сказать, что ребёнок, у которого развита читательская компетентность, получает больше знаний об окружающем мире, лучше ориентируется в отношениях между людьми, понимает их мотивы. У него формируется прочная основа для дальнейшего развития речи, памяти, мышления и внимания.
Таким образом, современные образовательные технологии могут значительно повысить эффективность развития читательской компетентности у младших школьников. Они делают процесс чтения более увлекательным, доступным и интерактивным, что способствует более глубокому пониманию прочитанного и формированию интереса к чтению.
Литература:
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс
- Никонова Е. С. Интерактивные технологии на уроках литературы при изучении сказок / Е. С. Никонова // XLV итоговая студенческая научная конференция УДГУ ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». – 2017.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2008.
- Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2018.
- Правительство России: Документы. –
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Повышение познавательных способностей младших школьников с помощью электронной образовательной платформы uchi.ru
Статья, включающая теоретическую, практическую части.а также рекомендации по использованию электронной образовательной платформы uchi.ru...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»
Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...

Повышение мотивации обучающихся младших классов, через использование современных образовательных технологий
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать.Использование современных образовательных технологий помогает:§ сделать изложение нового мат...