«Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России» 4 класс
(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 4 класс 1 часть стр.83-92)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 25.11. 2024
Время: 9.00 – 9.45
Место: МАОУ «Привольненская СОШ»
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста рассказа А.П. Чехова «Мальчики».
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения обучать размышлять о характере и поступке героя, давать характеристику героев, определять тему, выразительно читать.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, понимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обогащать словарный запас.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к своей стране, добру, справедливости; воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе, воспитанию вдумчивого грамотного чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к чтению, к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование активного участия в учебно-познавательной деятельности класса; формирование самоанализа и самоконтроля результата.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1) базовые логические: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; находить закономерности и противоречия в процессе анализа содержания, сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета).
2) базовые исследовательские: оценивать достоверность информации, самостоятельно формулируют обобщения и владеют инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдение над текстом; составлять вопросы для одноклассников как исследовательский инструмент познания;
3) работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить и анализировать текстовую информацию в соответствие с учебной задачей.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
1) говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; использовать диалогическую и монологическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию; анализировать текст, определять литературных героев, их характер;
2) чтение: читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста; выразительно читать рассказ.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, доска.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
Будем работать, отвечать,
Наши знания пополнять.
У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?
О.: Для того, чтобы узнать что-то новое.
У.: Какую роль играет книга в жизни человека?
О.: ответы обучающихся
У.: На всех ваших уроках никак не обойтись без книг. Конечно, особенно на уроках литературного чтения.
У.: Ребята, поднимите руку, если вы готовы к уроку литературного чтения.
О.: поднимают руки
II. Актуализация знаний и умений обучающихся.
Фронтальная беседа
У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
О: Мы изучали биографию А.П. Чехова.
У: Хорошо. Вашим домашним заданием было подготовить пересказ биографии А.П. Чехова.
Фонетическая разминка.
Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку. (Произносим с похлопыванием.)
От топота копыт пыль по полю летит.
Конкурс чтецов.
Деятельность обучающихся: пересказ 3-х обучающихся.
У.: Внимательно слушаем пересказ своих одноклассников и определяем лучшего.
О.: Ответы обучающихся.
У.: Обоснуйте свой ответ.
Критерии выразительного чтения наизусть
Отметка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Отметка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка «2» – не может передать содержание прочитанного.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Ребята, каких поэтов вы знаете?
О.: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой.
У.: Класс, посмотрите на доску и скажите, чей это портрет.
О.: Это портрет Антона Павловича Чехова.
У.: Сегодня мы с вами вспомним биографию А.П. Чехова и познакомимся с его произведением, а для того, чтобы узнать название, Вам необходимо выполнить задание.
У.: Сейчас мы проверим хорошо ли вы помните содержание произведений, с которыми мы знакомились? Проверим. Сейчас мы вместе выполним задание.
У.: Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты
1. Кто окутал теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами девочку Настеньку?________________ (Морозко)
Обведите первую букву во вставленном слове
2. Тут её тоска взяла, и царица умерла.
Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили (свадьбу)
Обведите третью букву во вставленном слове
3… «__________ пора! Очей очарованье!» (унылая)
Обведите четвертую букву во вставленном слове
4. «Свет мой, ____________, скажи
Да всю правду доложи…» (Зеркальце)
Обведите шестую букву во вставленном слове
5. Последняя ____________рассеянной бури! (туча)
Одна ты несёшься по ясной лазури…
Обведите третью букву во вставленном слове
6. «Подруга дней _________ суровых,
Голубка дряхлая моя!» (моих)
Обведите третью букву во вставленном слове
7. И жених сыскался ей,
______________Елисей. (королевич)
Обведите первую букву во вставленном слове
8. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза…
Обведите пятую букву во вставленном слове (земли)
У.: Соедините обведённые буквы в слово и запишите его.
__________________________________________ (мальчики)
У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Чехова «Мальчики».
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока.
- вспомним, что знаем об А.П. Чехов и его произведениях
- узнаем что-то новое из его биографии и его новое произведение.
- продолжим знакомиться с произведениями поэта.
(Читают сами обучающиеся и отвечают)
IV. Открытие новых умений, знаний.
У.: Сейчас мы с вами повторим биографические сведения А.П. Чехова.
У.: Вспомните, что вы уже знаете об А.П. Чехове.
О.: ответы обучающихся
У.: Сейчас я расскажу вам сведения из биографии А.П. Чехове. Слушайте внимательно, потому что после моего рассказа вы будете отвечать на вопросы.
1) Краткие биографические сведения об авторе.
Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Чехов учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.
У.: Сейчас я узнаю, как внимательно вы меня слушали. Отвечаем на вопросы.
У.: Назовите год рождения А.П. Чехова.
О.: 1860 год.
У.: Где учился Чехов?
О.: В гимназии.
У.: В каком возрасте он поступил на медицинский факультет Московского университета?
О.: В 19 лет.
2) Словарная работа.
У.: Кто помнит, что такое рассказ?
О.: Рассказ – это литературный жанр, в котором автор от своего имени или от имени героев передаёт информацию и хронологическом порядке и передаёт основную идею.
У.: Целью рассказа является то, чего хотел добиться автор для читателей.
У.: Ребята, прочитайте слова на доске про себя.
У.: Прочитайте вслух каждое слово с ударением и назовите его значение.
ро́звальни – низкие и широкие сани.
бизо́н – дикий североамериканский бык.
пампа́сы – южноамериканские степи.
моски́т – мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
терми́т – насекомое жарких стран, вредитель древесины.
У.: Молодцы ребята!
V. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Первичное чтение рассказа А.П. Чехова «Мальчики». Анализ первичного восприятия.
У.: Откройте, пожалуйста, стр. 83. Начинаем читать.
После прочтения отвечаем на вопросы.
У.: Подумайте, какими изображает поэт мальчиков?
О.: Поэт показывает мальчиков как весёлых детей, которые мечтают о свободе и приключениях.
У.: Какие чувства у вас вызвало этот рассказ?
О.: Ответы обучающихся.
VII. Вторичное чтения рассказа «Мальчики». Анализ содержания.
У.: Класс, сейчас мы будем работать над содержанием рассказа.
У.: Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»?
О.: Потому что мальчики — это главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана.
У.: Что можно сказать о семье Королевых?
О.: Семья Королевых многодетная семья, в семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.
У.: Как сёстры относились к Володе?
О.: Сестры очень любили Володю.
У.: Что заметили сестры в поведении Володи?
О.: Сестры заметили, что их брат обычно весёлый и разговорчивый, но на этот раз говорил мало, совсем не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.
У.: Куда собирались сбежать мальчики?
О.: Мальчики решил бежать в Африку.
У.: Удалось ли им сбежать?
О.: Нет, мальчикам не удалось сбежать.
У.: Вспомните, как описывает автор мальчиков? Найдите в рассказе.
О.: Володя – белолицый, пухлый, общительный, энергичный. Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые.
У.: А что вы можете сказать о характере мальчиков?
О.: Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.
У.: О чем мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли себе жизнь в Америке?
О.: Они мечтали о приключениях и богатстве. Они хотели купить себе плантации и называли себя индейцами.
У.: В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?
О.: Встречи мальчиков с семьей образом отличаются, так как в начале рассказа семья Королевых радостно встречали мальчиков и очень обрадовались их приезду. А в конце произведения, когда мальчики нашлись, семья была взволнована и расстроена, и рассержена.
У.: Создавая свое произведение автор само выражается, он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами и эмоциями.
У.: Как вы думаете, мечтал ли Антон Павлович Чехов, когда был маленьким о таком путешествии? Почему?
О.: Да, потому что Чехов был ребёнком из маленького городка, поэтому любое путешествие было бы для него чем-то интересным и новым.
Самостоятельная работа в группах:
У.: Организовываем 3 группы по рядам. Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ. Перед началом вспомним правила работы в группе.
О.: Нужно слушать всех внимательно, уважать друг друга, не перебивать.
У.: учитель раздаёт конверты с заданиями
Задание №1. Восстановить порядок событий рассказа «Мальчики» - Что у вас получилось?
О.: Обучающиеся выходят к доске по очереди и пишут цифру.
Задание №2. Разгадать ребусы.
У.: Пока вы будете работать в группах Назар, Роберт и Алина выполнят индивидуальное задание.
Индивидуальная работа (разноуровневые задания: работа по перфокартам, индив. карточкам).
Низкий уровень: собери слово из букв.
Средний уровень: викторина (ответить на вопросы).
Высокий уровень: разгадать кроссворд.
У.: Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения заданий. Оценивание работы групп.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока
- вспомнили, что знаем об А.П. Чехове и его произведениях
- узнали новое из его биографии и его новое произведение.
- продолжили знакомиться с произведениями поэта.
У.: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
У.: Ребята, на доске вы видите солнышко, но оно не может светить нам ярко, потому что разбросало свои лучики на ваши парты.
Давайте, вернем солнышку лучики, чтобы оно стало светить ярче и нам стало теплее, если вы работали с удовольствием, вам было интересно и всё понятно, то возвращаем лучик. Если вам не было интересно, и вы работали не активно, то повесьте на доску тучку.
Молодцы, мы вернули лучики нашему солнышку. Оно стало теплее и ярче, у нас на доске нет ни одной тучки.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Подготовить пересказ рассказа А.П. Чехова «Мальчики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к рассказу А. П. Чехова "Мальчики". 4 класс УМК "Школа России"
Тест к рассказу А. П. Чехова "Мальчики"....

Тест по рассказу А.П.Чехова "Мальчики"
Презентация, в которой дан тест с одним правильным вариантом ответа в заданиях...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...
Тест по литературному чтению . А.П.Чехова "Мальчики" .Рассказ
Тест можно использовать на уроках литературного чтения ,чтобы проверить как понимают прочитаное учащиеся...

Урок литературного чтения по рассказу А. Чехова "Мальчики"
Этот урок проводили 2 учителя: учитель литературы 5 класса и учитель начальной школы. Наставничество, преемственность - были в этом уроке в центре внимания. Презентация , к сожалению, по ссылке h...


