«Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Акопян Нарине Гайковна

Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 4 класс

(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 4 класс 1 часть стр.83-92)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 25.11. 2024

Время: 9.00 – 9.45

Место: МАОУ «Привольненская СОШ»

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения обучать размышлять о характере и поступке героя, давать характеристику героев, определять тему, выразительно читать.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, понимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обогащать словарный запас.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к своей стране, добру, справедливости; воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе, воспитанию вдумчивого грамотного чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к чтению, к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование активного участия в учебно-познавательной деятельности класса; формирование самоанализа и самоконтроля результата.

Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий:

1) базовые логические: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; находить закономерности и противоречия в процессе анализа содержания, сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета).

2) базовые исследовательские: оценивать достоверность информации, самостоятельно формулируют обобщения и владеют инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдение над текстом; составлять вопросы для одноклассников как исследовательский инструмент познания;

3) работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить и анализировать текстовую информацию в соответствие с учебной задачей.

      Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

1)  общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат.

     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: 

1)  самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные: 

1) говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; использовать диалогическую и монологическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию; анализировать текст, определять литературных героев, их характер;

2) чтение: читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста; выразительно читать рассказ.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, доска.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
     1) Приветствие
      У.: Здравствуйте! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку
      У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

      - Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
     
3) Мотивация к учебной деятельности
     У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

Будем работать, отвечать,

Наши знания пополнять.

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Для того, чтобы узнать что-то новое.

У.: Какую роль играет книга в жизни человека?

О.: ответы обучающихся

У.: На всех ваших уроках никак не обойтись без книг. Конечно, особенно на уроках литературного чтения.

У.: Ребята, поднимите руку, если вы готовы к уроку литературного чтения.

О.: поднимают руки

II. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Фронтальная беседа

У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

О: Мы изучали биографию А.П. Чехова.

У: Хорошо. Вашим домашним заданием было подготовить пересказ биографии А.П. Чехова.

Фонетическая разминка.

Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку. (Произносим с похлопыванием.)

От топота копыт пыль по полю летит.

Конкурс чтецов.

Деятельность обучающихся: пересказ 3-х обучающихся.

У.: Внимательно слушаем пересказ своих одноклассников и определяем лучшего.

О.: Ответы обучающихся.

У.: Обоснуйте свой ответ.

Критерии выразительного чтения наизусть

Отметка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Отметка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Отметка «2» – не может передать содержание прочитанного.

     III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Ребята, каких поэтов вы знаете?

О.: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой.

У.: Класс, посмотрите на доску и скажите, чей это портрет.

О.: Это портрет Антона Павловича Чехова.

У.: Сегодня мы с вами вспомним биографию А.П. Чехова и познакомимся с его произведением, а для того, чтобы узнать название, Вам необходимо выполнить задание.

У.: Сейчас мы проверим хорошо ли вы помните содержание произведений, с которыми мы знакомились? Проверим. Сейчас мы вместе выполним задание.

У.: Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты

1. Кто окутал теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами девочку Настеньку?________________                                                       (Морозко)

Обведите первую букву во вставленном слове

2.    Тут её тоска взяла, и царица умерла.

       Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили         (свадьбу)

Обведите третью букву во вставленном слове

3…  «__________ пора! Очей очарованье!»                                                 (унылая)

Обведите четвертую букву во вставленном слове

4.    «Свет мой, ____________, скажи

         Да всю правду доложи…»                                     (Зеркальце)

Обведите шестую букву во вставленном слове

5.    Последняя ____________рассеянной бури!                           (туча)

       Одна ты несёшься по ясной лазури…

Обведите третью букву во вставленном слове

6. «Подруга дней _________ суровых,

     Голубка дряхлая моя!»                                               (моих)

Обведите третью букву во вставленном слове

7.     И жених сыскался ей,

        ______________Елисей.                                                      (королевич)

Обведите первую букву во вставленном слове

8. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза…

Обведите пятую букву во вставленном слове        (земли)

У.: Соедините обведённые буквы в слово и запишите его.

__________________________________________                   (мальчики)

У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Чехова «Мальчики».

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока.

- вспомним, что знаем об А.П. Чехов  и его произведениях

- узнаем что-то новое из его биографии и его новое произведение.

- продолжим знакомиться с произведениями поэта.

(Читают сами обучающиеся и отвечают)

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Сейчас мы с вами повторим биографические сведения А.П. Чехова.

У.: Вспомните, что вы уже знаете об А.П. Чехове.

О.: ответы обучающихся 

У.: Сейчас я расскажу вам сведения из биографии А.П. Чехове. Слушайте внимательно, потому что после моего рассказа вы будете отвечать на вопросы.
     1) Краткие биографические сведения об авторе.

Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Чехов учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача.  Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

У.: Сейчас я узнаю, как внимательно вы меня слушали. Отвечаем на вопросы.

У.: Назовите год рождения А.П. Чехова.

О.: 1860 год.

У.: Где учился Чехов?

О.: В гимназии.

У.: В каком возрасте он поступил на медицинский факультет Московского университета?

О.: В 19 лет.

2) Словарная работа.

У.: Кто помнит, что такое рассказ?

О.: Рассказ – это литературный жанр, в котором автор от своего имени или от имени героев передаёт информацию и хронологическом порядке и передаёт основную идею.

У.: Целью рассказа является то, чего хотел добиться автор для читателей.

У.: Ребята, прочитайте слова на доске про себя.
У.: Прочитайте вслух каждое слово с ударением и назовите его значение.

ро́звальни – низкие и широкие сани.
бизо́н – дикий североамериканский бык.
пампа́сы – южноамериканские степи.
моски́т – мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.

терми́т – насекомое жарких стран, вредитель древесины.

У.: Молодцы ребята!

V. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Первичное чтение рассказа А.П. Чехова «Мальчики». Анализ первичного восприятия.

У.: Откройте, пожалуйста, стр. 83. Начинаем читать.

После прочтения отвечаем на вопросы.

У.: Подумайте, какими изображает поэт мальчиков?

О.: Поэт показывает мальчиков как весёлых детей, которые мечтают о свободе и приключениях.
У.: Какие чувства у вас вызвало этот рассказ?
О.:
Ответы обучающихся.
VII.  Вторичное чтения рассказа «Мальчики». Анализ содержания.
У.: Класс, сейчас мы будем работать над содержанием рассказа.

У.: Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»?

О.: Потому что мальчики — это главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана.

У.: Что можно сказать о семье Королевых?

О.: Семья Королевых многодетная семья, в семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

У.: Как сёстры относились к Володе?

О.: Сестры очень любили Володю.

У.: Что заметили сестры в поведении Володи?

О.: Сестры заметили, что их брат обычно весёлый и разговорчивый, но на этот раз говорил мало, совсем не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.

У.: Куда собирались сбежать мальчики?

О.: Мальчики решил бежать в Африку.

У.: Удалось ли им сбежать?

О.: Нет, мальчикам не удалось сбежать.  

У.: Вспомните, как описывает автор мальчиков?  Найдите в рассказе.

О.: Володя – белолицый, пухлый, общительный, энергичный. Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые.

У.: А что вы можете сказать о характере мальчиков?

О.: Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.

У.: О чем мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли себе жизнь в Америке?

О.: Они мечтали о приключениях и богатстве. Они хотели купить себе плантации и называли себя индейцами.

У.: В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

О.: Встречи мальчиков с семьей образом отличаются, так как в начале рассказа семья Королевых радостно встречали мальчиков и очень обрадовались их приезду. А в конце произведения, когда мальчики нашлись, семья была взволнована и расстроена, и рассержена.

У.: Создавая свое произведение автор само выражается, он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами и эмоциями.

У.: Как вы думаете, мечтал ли Антон Павлович Чехов, когда был маленьким о таком путешествии? Почему?

О.: Да, потому что Чехов был ребёнком из маленького городка, поэтому любое путешествие было бы для него чем-то интересным и новым.

Самостоятельная работа в группах:

У.: Организовываем 3 группы по рядам. Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ. Перед началом вспомним правила работы в группе.

О.: Нужно слушать всех внимательно, уважать друг друга, не перебивать.

У.: учитель раздаёт конверты с заданиями

Задание №1. Восстановить порядок событий рассказа «Мальчики» - Что у вас получилось?

О.: Обучающиеся выходят к доске по очереди и пишут цифру.

Задание №2. Разгадать ребусы.

У.: Пока вы будете работать в группах Назар, Роберт и Алина выполнят индивидуальное задание.

Индивидуальная работа (разноуровневые задания: работа по перфокартам, индив. карточкам).

Низкий уровень: собери слово из букв.

Средний уровень: викторина (ответить на вопросы).

Высокий уровень: разгадать кроссворд.

У.: Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения заданий. Оценивание работы групп.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока  

- вспомнили, что знаем об А.П. Чехове и его произведениях

- узнали новое из его биографии и его новое произведение.

- продолжили знакомиться с произведениями поэта.

У.: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

У.: Ребята, на доске вы видите солнышко, но оно не может светить нам ярко, потому что разбросало свои лучики на ваши парты.

Давайте, вернем солнышку лучики, чтобы оно стало светить ярче и нам стало теплее, если вы работали с удовольствием, вам было интересно и всё понятно, то возвращаем лучик. Если вам не было интересно, и вы работали не активно, то повесьте на доску тучку.

Молодцы, мы вернули лучики нашему солнышку. Оно стало теплее и ярче, у нас на доске нет ни одной тучки.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Подготовить пересказ рассказа А.П. Чехова «Мальчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по рассказу А.П.Чехова "Мальчики"

Презентация, в которой дан тест с одним правильным вариантом ответа в заданиях...

Тест по рассказу А.П. Чехова "Мальчики"

Тест по рассказу А.П. Чехова "Мальчики"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...

кроссворд к рассказу А.П.Чехова "Мальчики"

Кроссворд на знание произведения....

Тест по литературному чтению . А.П.Чехова "Мальчики" .Рассказ

Тест можно использовать на  уроках литературного чтения ,чтобы проверить как понимают прочитаное учащиеся...

Урок литературного чтения по рассказу А. Чехова "Мальчики"

Этот урок проводили 2 учителя: учитель литературы 5 класса и учитель начальной школы. Наставничество, преемственность - были в этом уроке в центре внимания. Презентация , к сожалению, по ссылке h...