ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения "Звуки [р], [р`]. Буква Р р." (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения "Звуки [р], [р`]. Буква Р р." (1 класс) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения

1 класс

Тема: Звуки [р], [р`]. Буква Р р.

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Обучение грамоте.

Класс: 1

Тема урока: Звуки [р], [р`]. Буква Р р.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: Обогатить знания детей о звуке [р], [р`] и букве Р р.

Учебные задачи

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  5. Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  6. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  7. Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
  8. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  9. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
  10. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Развитие интереса к русскому языку;
  2. Развитие познавательного интереса;
  3. Обогатить знания детей о звуке [р], [р`] и букве Р р.

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: учебник, презентация.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.

Задание для учащихся: стр. 66 – 67.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

ПУУД: подведение под понятие, выведение следствий.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с вашей первой учебной книгой. И называется эта книга …

- Что вам понравилось в Азбуке?

- А еще в этой Азбуке живут буквы. Это дом букв.

- Откройте стр. 67, внизу страницы есть удивительная звуко - буквенная лента. Скажите почему одни буквы живут в розовых домиках, а другие в голубых?

- Да, а почему буква «и» стоит в нижнем ряду?

- Прочитаем буква на нижнем ряду голубых домиков: к, т, с.

- Почему они здесь?

- На прошлом уроке вы познакомились с буквой и звуком «Р». Вспомним характеристику этого звука.

- Прочитаем слова в рамочках на стр. 66.

Рак – дайте характеристику этим звукам.

- Дайте характеристику звукам в слове НОС.

- А в слове «РУКИ» все согласные твердые?

- И у нас есть еще одно слово «КОТ». Дайте характеристику согласным в этом слове.

- Подумайте, зачем автор учебника предлагает нам эти слова? Может быть из них можно составить рассказ?

- Еще раз прочитаем эти слова. Ну как можно составить текст?

- Мы хотим составить рассказ, но мне кажется, что одно слово здесь лишнее. Какое? Почему?

- Тогда опускаем слово «руки» и составляем рассказ.

- А теперь я предлагаю вам обыграть сочиненный нами рассказ.

Учитель приглашает к доске 2 детей.

- А кому нужны руки?

- А зачем?

- Может для того, чтобы оторвать кота от рака?

- А теперь посмотрим на задание чуть ниже. Перед нами 2 рисунка, а между ними одно слово. Прочитайте это слово.

- А что это за картинки? Что они обозначают?

- Какой вывод мы можем сделать из этого?

- Как думаете, могли ли бы эти краны поговорить? А о чем?

- А наш путь ведет к следующему заданию. Кто изображен на этой картинке?

- Давайте вместе произнесем слово раки.

- А почему у них зеленый цвет?

- Составим схему к слову Раки.

- А что означают буквы рядом с картинками? А теперь уберем А и поставим У. Что получилось?

- Произнесем его все вместе (3-4 раза).

- Составим схему слова Руки.

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

- Итак, мы с вами узнали, что одно слово может иметь несколько значений. А что на этой странице делает мальчик с косой и девочка с косичкой?

Учитель читает стихотворение.

- Прочитаем хором это четверостишье. Обращаем внимание на ударения.

- Какое слово здесь повторяется? Что они обозначают?

- А чем отличаются эти косы?

- Какой вывод мы можем сделать из этого задания?

- … Азбука!

Ответы детей.

- В розовых живут гласные.

- Потому что эта буква обозначает мягкость предшествующего согласного.

С. 37

- Потому что в нижнем глухие. а в верхнем звонкие.

- Звук «Р» - согласный, звонкий, твердый.

Р – согл, зв, тв.

А – гл.

К – согл, глух, тв.

Н – согл, зв, тв.

О – гл.

С – согл, гл, тв.

- Нет. Р – тв, а К – мягк.

К – согл, гл, тв.

Т – согл, гл, тв.

Ответы детей.

Читают слова.

- Руки.

Ответы детей.

Дети составляют рассказ.

Двое детей обыгрывают этот рассказ у доски.

- Человеку.

Ответы детей.

- Кран.

- Первый рисунок – это водопроводный кран. Второй – это строительный кран.

- Что в русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но обозначают разное.

Ответы детей.

- Раки.

- Раки.

- Для маскировки.

Составляют схему слова.

- Слово «руки».

Составляют схему слова.

- Что одна буква может изменить смысл слова.

Читают стихотворение хором.

- Слово «коса». Орудие труда и прическа.

- Коса Тараса – острая, коса Ларисы – русая.

- Что одно и то же слово может иметь несколько значений.

РУУД: планирование своей деятельности.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физминутка (2 мин)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться.

Выполняют физминутку.

3. Основной этап

- А теперь мы возвращаемся к нашей Азбуке. Новая страница и новые герои. Кто у нас здесь изображен?

- Это одна и та же девочка или разные?

- Что общего у девочек?

- А что разного?

- Что же нарисовали девочки? Это мы и узнаем, прочитав вверху слова, выделенные жирным шрифтом. Читаем вместе.

- Что вы знаете интересного об этих цветах?

- Лилия во Франции считалась благородным цветком. Королевский цветок.

- Астра – в переводе с греческого «звезда».

- Ирис - это одни из самых распространенных на Земле цветов.

- Ребята, а чтобы нарисовать эти цветы, что нужно иметь?

- Прочитаем хором 2 столбик.

- Что объединяет слова первого столбика?

- А второго столбика?

- Ну чтож, здесь не только рисунки, но и текст. Познакомимся с ним.

Учитель читает текст.

- А теперь прочитаем все вместе жужжащим чтением.

- Кто раскрасил ирисы?

- У кого кисти и краски?

- Придумайте предложение по схеме. Только добавим 1 слово.

- А теперь подумаем, как чувствовали бы себя эти рисунки на выставке. Как вы думаете?

- Теперь авторы учебника предлагают вам интересные схемы. Будем разбираться. Давайте прочитаем слова по схемам.

- А существуют ли еще такие слова? Какие?

- А можно ли поменять буквы в слове местами так, чтобы изменился смысл слова?

- Вернёмся к словам в столбиках. Попробуйте убрать в слове 1 букву так, чтобы изменился смысл слова. Если из одного слова убрать 1 букву, то получится культурное растение, из которого вкусную-вкусную кашу готовят.

- Три девочки.

- Разные.

- Все они держат в руках рисунки.

- У них разные прически.

- Астра, лилии, ирис.

Ответы детей.

- Краски.

- Краски, красила, раскрасила.

- В 1 столбике названия цветов.

- Это то, что нужно сделать, чтобы нарисовать цветы.

Слушают текст.

Читают текст жужжащим чтением.

- Ира.

- Неизвестно.

- Девочки раскрасили цветы.

- Они гордятся, что ими любуются. Им приятно.

- Сон, сын, сук, сок, кот, кит.

- Так, ток.

- Да. Ток – кто.

- Ирис – рис. Краски – каски.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

4. Этап рефлексии учебной деятельности

- Что интересного вы узнали о словах на нашем уроке?

- Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?

- Спасибо за урок. Вы были очень любознательными и активными. До новых встреч!

Ответы детей.

- До свидания!

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс

Урок русского языка  по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...

Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с буквой Й й"

В помощь учителю начальных классов для проведению уроков письма в первом классе, обмен опытом....

Технологическая карта урока математики«Обозначение геометрических фигур буквами»( УМК Перспектива , 3 класс)

Тема урока «Обозначение геометрических фигур буквами» Тип урока:  «открытие нового знания»Цель урока:  ознакомление детей с написанием заглавных латинских букв, ...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока Русского языка «Звук [ш]. Буква Ш ш.» (1 класс, УМК Школа России)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний обучающихся о письме о звуке [ш] и букве Ш ш.Задачи урокаДидактические:1) закрепить умение давать характеристику согласному звуку [ш]; 2) закреп...