Дистанционное обучение. Задания для 4 класса по музыке.
методическая разработка (4 класс)

Осипенко Светлана Александровна

В методической разработке по музыке для 4-класса представлены примеры домашних заданий для учащихся. 4 четверть.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Русские сезоны» в Париже.

" Балет И. Стравинского Петрушка "

 (Слайд 1, портрет И.Ф.Стравинского)

И́горь Фёдорович Страви́нский - русский композиторГражданин Франции и США.

Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — оперный певец, солист Мариинского театра. Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская  была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский.

(1882-1971)

У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже.

Сегодня мы узнаем, что такое «Русские сезоны», почему они были популярны в начале XX века и познакомимся с самым ярким балетом И. Стравинского «Петрушка», который впервые был исполнен в «Русских сезонах».

В начале XX века у художника Александра Бенуа родилась идея показать русский балет за рубежом. Он познакомил талантливого хореографа Михаила Фокина с Сергеем Дягилевым

(слайд 2, портреты Фокина и Дягилева)

Дягилев и взялся организовать выступление русских артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы (репетиций, написания декораций, поиска денег) в Парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов»

(слайд 3, афиша «Русских сезонов»)

Так выглядела афиша «Русских сезонов»

Что такое «Русские сезоны»?

 «Русские сезоны» – это гастроли русского балета в Париже.

(слайд 4, определение «Русских сезонов»)

Великие создатели «Сезонов».

  • Композиторы: Н.А. Римский-Корсаков
    (слайд 5, портрет)
  • С.В. Рахманинов
    (слайд 6, портрет)
  • И.Ф. Стравинский
    (слайд 7, портрет)
  • Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин
    (слайд 8, портреты)
  • Выдающиеся танцоры:  Вацлав Нижинский
    (слайд 9, портрет)
  • Тамара Карсавина
    (слайд 10, портрет)
  • Анна Павлова
    (слайд 11, портрет)

Самая известная балерина, с которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов»

(слайд 12, афиша выступления А. Павловой)

Так выглядела афиша из выступлений Анны Павловой в Париже в 1909 году. Самое знаменитое выступление в карьере Павловой – «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса. Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя», – сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры.

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (слайд 13, название балета).

Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым (слайд 14, портреты Бенуа и Дягилева).

Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе (слайд 15, декорация А.Бенуа к балету), (слайд 16, герои балета).

Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма 

Что значит драматическое произведение, драматический характер? (слайд 17, определение драматического произведения)

Драматическое произведение – это произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.

(слайд 18, герои балета)

Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. На масленичном гулянье появляется приезжий фокусник, который оживляет своих кукол: Петрушку, балерину и Арапа. В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

Балет написан в четырёх картинах.

Слушаем отрывок «Гуляния на Масленой…»

В ней композитор нарисовал народное гулянье.

«Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс».

Композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Н.А.Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, чтобы показать всю красоту русского национального фольклора.

Картине Кустодиева «Масленица».

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (слайд 19, картина Кустодиева «Масленица»)

В картине присутствует контраст. На фоне белого снега выделяется тёмная, разноцветная толпа.

Сходство картины и музыкального фрагмента проявляется в характере.

И в картине, и в отрывке из балета мы слышим весёлое, раздольное праздничное гулянье.

Правильно, а давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны -страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность.

 Слушаем отрывок «У Петрушки»

Фрагмент из балета. ( или самим посмотреть в ютубе по ссылке) https://www.youtube.com/watch?v=AjkmX21VYeU)

Викторина с вопросами по этой теме:

  1. Музыку, какого композитора вы слушали? (……)
  2. Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? (……)
  3. Кто был организатором «Русских сезонов»? (…….)
  4. Назовите известную балерину начала XX века и её самый знаменитый номер?(……)
  5. Какой художник рисовал декорации к балету «Петрушка»?(……)
  6. Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которыми вы познакомились? (……)

               Спасибо за внимание  и работу!



Предварительный просмотр:

Записать в тетрадь: тему, понятие, композитора, произведение.

Тема: Прелюдия. C:\Users\Светлана\Downloads\4 класс\4 класс\Рахманинов\фото Рахманинова.jpg

1) Прелюдия как вступление.

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление) — небольшая инструментальная пьеса.

2) Прелюдия как самостоятельное произведение

 С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

  - Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

Эту пьесу композитор сочинил в 19 лет.  Эту музыку называют  «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой». А сыграть её может только опытный пианист.

Более четверти века прожил он на чужбине, в США. Его концерты в Америке имели феноменальный успех. Но жестокие законы музыкального бизнеса заставляли его вести изнурительную концертную жизнь. Первые годы эмиграции Рахманинов практически не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя...».  После длительного перерыва первое сочинение он написал лишь 10 лет спустя.

Значительную часть своих гонораров он использовал для материальной поддержки земляков за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. во время тяжёлых боёв начавшейся Великой Отечественной Войны Рахманинов направил более четырёх тысяч долларов в фонд помощи Красной Армии со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие режиссёры используют музыку С. Рахманинова в кино.

Скрипичный ключПрослушать.

Прелюдия до-диез минор С. Рахманинова.

Спасибо за работу и внимание!

Задание №2

Скрипичный ключ1.Учить  и петь песню: «Ты да я, да мы с тобой». 

Слова: М. Пляцковский
Музыка: В. Иванов

Приложение №1

1
Ты  да я, да мы с тобой...
Ты да я, да мы с тобой…
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля. (2р.)

2
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас. (2р.)

3
Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже, если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остаётся с нами навсегда.(2р.)

Тема: Ф.Шопен «Прелюдия №7».

2.Прочитать. Записать тему и понятия в тетрадь, произведение.

(выделено).

C:\Users\Светлана\Downloads\Композиторы\Ф.Шопен.jpg

  1. История развития жанра прелюдия.

1) Прелюдия как вступление

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление) — небольшая инструментальная пьеса.

2) Прелюдия как самостоятельное произведение.

- Характер музыки – лёгкий, изящный. Сочинение напоминает одновременно и песню, и танец.

Выразительные средства: танцевальный ритм, мажорный лад, певучая мелодия.

Прелюдия Шопена №7 (Ля-мажор) - миниатюрна.

МИНИАТЮРА  - небольшая муз. пьеса. Но в ней ярко проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Это - изящная, грациозная пьеса, своим танцевальным ритмом она напоминает мазурку. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтичное воспоминание о нём, воспоминания о далекой любимой Родине - Польше, на землю которой Шопену больше не суждено ступить.

Она будто навевает свет, тепло и душевный покой. Ученики Ф. Шопена в своих воспоминаниях называют ее «Польская танцовщица»: Советская пианистка М.В. Юдина называет прелюдию «Свет души».

3.Послушайте пьесу: «Прелюдия №7» (ля мажор) Ф. Шопена.

Скрипичный ключПриложение №2

Строки из письма Ф.Шопена:

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...»

 «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

4.Выполни задание.

Приложение №3

Задание

Продолжи фразы и ответь на вопросы.

  1. Кто сочинил слова к песне  «Ты да я, да мы с тобой»?
  2.  Русский композиторпианистдирижёр - …

C:\Users\Светлана\Downloads\4 класс\4 класс\Рахманинов\фото Рахманинова.jpg

  1. Прелюдия в музыке – это…
  2. Прочитай текст. О каком композиторе идёт речь?....

Значительную часть своих гонораров он использовал для материальной поддержки земляков за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. во время тяжёлых боёв начавшейся Великой Отечественной Войны направил более четырёх тысяч долларов в фонд помощи Красной Армии со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

  1.  Польский композитор и пианист –…

C:\Users\Светлана\Downloads\Композиторы\Шопен Портрет..jpg

6.Это произведение ученики Ф. Шопена в своих воспоминаниях называют «Польская танцовщица», а пианистка М.В. Юдина «Свет души».

О каком произведении Шопена идёт речь?...

7. А теперь хочу проверить вашу память!

Кого из композиторов называют  «душой фортепиано»? А?!

 Спасибо за внимание  и работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок дистанционного обучения в 1 классе

Результатом окончания курса «Новые информационные  и телекоммуникационные  технологии в образовании» в  2007 г  на базе ЛГОУ им. А.С.Пушкина стало со...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 Г КЛАСС

Презентации к дистанционным урокам (новые-внизу списка)....

Дистанционное обучение. Задания для 1 класса по музыке.

В методической разработке по музыке для 1-класса представлены примеры домашних заданий для учащихся. 4 четверть....

Дистанционное обучение. Задания для 2 класса по музыке.

В методической разработке по музыке для 2-класса представлены примеры домашних заданий для учащихся. 4 четверть....

Дистанционное обучение. Задания для 3 класса по музыке.

В методической разработке по музыке для 3-класса представлены примеры домашних заданий для учащихся. 4 четверть....