Знакомство с натюрмортом
план-конспект занятия (2 класс)

Исполнение картины натюрморта учебного или творческого включает в себя умение составить композицию натюрморта из интересных вещей, при­дать особое освещение этой постановке предметов, создать в натюрморте определенное настроение и донести его до зрителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort.docx724.07 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с натюрмортом. Общая последовательность выполнения  линейно - конструктивного рисунка натюрморта


 

Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Такая последовательность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень сложного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию. 

Исполнение картины натюрморта учебного или творческого включает в себя умение составить композицию натюрморта из интересных вещей, придать особое освещение этой постановке предметов, создать в натюрморте определенное настроение и донести его до зрителя. 

 

Рассмотрим последовательность исполнения композиции натюрморта:

1. Постановка натюрморта начинается с более крупных и выразительных в тематическом отношении предметов. (В нашем примере таким предметом является кувшин.)

К главным предметам подбирают дополнительные. В одних случаях предметы могут подбираться по принципу однородности материала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других — наоборот, по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.

Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме,— они нарушат композиционный центр. Лучше всего сопоставлять предметы, различные по форме, размеру и тону.  

2. В некоторых случаях предметы могут подбираться из однородного материала (например, гипсовые, металлические, стеклянные, глиняные и т. д.), но всякая композиция предметов должна быть объединена какой-либо темой, идеей, сюжетом.

3. Натюрморты могут отражать эмоциональное настроение художника, его раздумья. Одни композиции могут передавать пьянящую радость весны с ее яркими красками, запахом цветущих яблонь и сырой земли; другие — показывать устоявшийся покой лета или поэтический образ легкой осенней грусти. В зависимости от эмоционального содержания постановки меняются краски натюрморта: где-то цветовые оттенки насыщенные, яркие, где-то приглушенные и сдержанные, то есть колорит картины всегда подчинен внутреннему состоянию образа.  

Воображение художника не просто воспроизводит только те или иные предметы, оно комбинирует их с определенной идеей. И это комбинирование подталкивает его к усложнению многообразия элементов будущей картины для достижения необходимой цели. А именно для создания живописного поэтического образа.

4. Наиболее крупные и высокие предметы располагаются на дальнем плане картины натюрморта, менее высокие предметы располагаются на среднем плане и на переднем плане кладутся предметы мелкие и особо яркие. 

Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частично видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и правдивость натюрморту, с другой — поможет рисовальщику передать пространство и воздушную среду между предметами. 

5. Большое внимание надо уделить освещению. 

Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. 

Часто при постановках натюрморта требуется ввести драпировки, которые помогают объединить предметы, создать целостную композицию. В одних случаях они служат фоном, в других — элементом композиции. 

6. Построение композиции картины предполагает ее закономерное деление на части, то есть рассечение целого на куски. Если картину мысленно разделить на четыре равные части (мысленно нарисовав крест из серединных линий по вертикали и горизонтали), то мы должны получить равновесие всех частей картины: 

 

♦ по цвету (тепло-холодности); 

 

♦ по тону (светло-темности); 

 

♦ по форме (одна часть картины не должна быть слишком перегружена формами, а в другой образовываться пустота и т. д.). 

 

 

  C:\Users\evgen\Desktop\untitled4к.png

  C:\Users\evgen\Desktop\untitled.png

 

7. Предварительный анализ постановки. Далее выбирается точка зрения. 

 

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересную, обратить внимание на эффекты освещения. 

 

Обычно формы предметов выглядят более выразительно при боковом освещении (садиться против света не рекомендуется). 

 

Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги — вертикально или горизонтально (например, если включить в композицию край стола, его угол, то композиция должна быть вертикальной).    

8. Затем определяется положение предметов относительно уровня глаз художника.  

9.  Потом прочерчивается в картине линия горизонта художественная. 

10. Необходимо в начале работы над рисунком намечать от края холста так называемые «поля». Они исполняются для того, чтобы предметы центральной композиции картины не упирались своей верхней, нижней и боковой частями в край картины. 

11. Следующим этапом работы будет нахождение центра картинной плоскости. 

 Для этого прорисовывается на листе бумаги или холста крест из серединных линий по вертикали и горизонтали или диагонали из углов данной формы холста картины. Точка пересечения серединных   линий или диагональных линий будет центром холста.

C:\Users\evgen\Desktop\untitled2.png

 

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги

  

Рисунок начинается как всегда с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места. При помощи «видоискателя» (вырезанного из плотной бумаги прямоугольного «окошка») необходимо найти оптимальный вариант.

 

  C:\Users\evgen\Desktop\untitled3.png C:\Users\evgen\Desktop\untitled4.png

 

  • Помимо размещения изображения на листе бумаги, художнику необходимо найти на картинной плоскости композиционный центр.

 

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Разумеется, пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате. 

Для воплощения своего творческого замысла должен найти детали или объекты, с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление, и именно они должны образовать идейно-композиционный центр, акцент на котором может быть сделан любыми выразительными средствами.

Остальные элементы, занимающие периферийное положение и создающие окружающую среду, способствуют усилению звучания главной идеи картины. Необходимо помнить, что в любом художественном произведении каждая, на первый взгляд незначительная, деталь имеет свою эстетически завершенную форму. Художник должен выбрать такую комбинацию предметов или объектов изображения, при которой была бы не только соблюдена иерархия
главных и второстепенных элементов, но и подчеркивалась бы эстетическая значимость тех и других.
 

15. Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Воспользоваться методом  обрубовки формы изображаемого предмета. 

  C:\Users\evgen\Desktop\5.png

 

16. Далее избирается модуль — единица измерения отдельно взятого изображаемого объекта.

17. Проведя серединную линию и линию основания, то есть «следочек» изображаемого предмета и общую форму, художнику следует выполнить ряд замеров каждого из предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине). Замеры выполняются с помощью карандаша. При этом используете визуальный метод измерения предметов. 

18. Определяются общие пропорции предметов. 

  C:\Users\evgen\Desktop\untitled6.png

 

19. Линии перелома форм будут местом глубокой тени

20. Затем производится уточнение пропорций приемом вспомогательных линий. 

21. Уточняется угол наклона осевых (серединных) линий формы по отношению к прямой вертикальной вспомогательной линии или горизонтальной линии, проверяется положение и угол наклона одной части формы тела по отношению к другой, если таковой угол наклона имеется (например, движение фигуры человека определяется на основе взаимного расположения ног и рук, то есть прорисовываются направления осей конечностей).

22.  Предметы, изображенные в картине, должны либо частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами, ибо это вызывает ощущение неуравновешенности и нервозности. 

23. В изображении предмета необходимо наметить легкими линиями все его плоскости, грани видимые и невидимые для проверки пропорций. (На рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.) 

Применяется метод линейно-конструктивного исполнения рисунка формы изображаемого предмета — построение перспективного расположения в пространстве форм предметов, с учетом видимых плоскостей формы предмета и его невидимых (скрытых от взора) плоскостей. 

 

Так же идет построение эллипсов на кувшине. 

 

C:\Users\evgen\Desktop\untitled7.png  

 

24. При изображении первого плана объемной формы предмета усиливается нажим на карандаш, и лишь в конце работы активным ярким цветом карандаша выделяются небольшие, особо темные акценты. 

 

25.  Развитие сюжета в картине ведется от первого плана, поэтому здесь осуществляется детальная прорисовка предметов. 

C:\Users\evgen\Desktop\untitled9.png

26. После прорисовки внутренней конструкции формы каждого предмета натюрморта и уточнения его пропорций следует переходить к работе над светотенью, выявлению освещенных и теневых мест, рефлексов, пятен натурального цвета предмета (то есть к разделам «свет», «полутень», «тень», «рефлекс»). Тонкими линиями намечаем границы света и тени, рефлексы, блики. 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s02ea42969907a9fc/image/id3e03eb97869c48c/version/1453814351/image.jpg

Как научиться рисовать фрукты- https://www.youtube.com/watch?v=Asq0KgU7UEA&feature=emb_logo

Натюрморт поэтапно для начинающих. Как нарисовать пошагово- https://handsmake.ru/natyurmort-dlya-nachinayuschih.html

Натюрморты для срисовки- https://srisovki.com/kartinki-dlya-srisovki/natyurmorty-risunki/

25 полезных видео уроков Как научиться рисовать натюрморт- https://goodvar.ru/info/video-risuem-natjurmort-dlja-nachinajushhih/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Изо 1 класс "Мир вещей.Натюрморт.Цветовое решение натюрморта"

Открытый урок ИЗО с презентацией для 1 класса УМК "Школа 2100"....

Урок ИЗО. "Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта. Фрукты на тарелочке".

Дети знакомятся с понятием натюрморт и особенностями смешивания красок основных цветов. Учатся  развивать наблюдательность; получать представление об основных и родственных цветах...

Конспект урока по математике. Тема: «Картина – натюрморт. Жанр натюрморта»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов.Планируемые ...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Картина – натюрморт. Жанр натюрморта" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  формирование представлений учащихся о жанре натюрморта и развитие практических умений изображения натюрморта.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности постро...

НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ.

Урок по изобразительному искусству в 3 классе по программе "Планета знаний"....

Презентация к уроку: Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих.

Материал можно использовать в серии уроков. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскост...

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина – натюрморт. Жанр натюрморта»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанре натюрморта и развитие практических умений изображения натюрморта.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности построения к...