Актуальность использования компьютера в обучении детей
статья

Первые концепции обучения с использованием компьютерной техники предложили английский кибернетик Г. Паск и американские психологи Н. Краудер и Б. Скиннер.

Еще в конце семидесятых годов С.Пейперт продемонстрировал, что компьютер – эффективный инструмент обучения, открывающий двери для новой педагогической практики (конструктивизм). Становилось ясно, что «традиционные» составляющие реформы школы, направленные на экстенсивный рост системы образования (увеличение продолжительности школьного обучения, введение новых учебных предметов, снижение наполняемости классов и т.п.), с неизбежностью придется дополнять факторами, направленными на «интенсификацию учебного процесса», качественными преобразованиями, способствующими повышению эффективности образования. Предложение использовать компьютеры для повышения эффективности педагогического труда («техническое перевооружение отрасли») воспринималось так же естественно, как предложение механизировать и автоматизировать производственные процессы в машиностроении.

Появление персональных компьютеров (ПК), обладающих качественно новыми возможностями, более полно отвечающими понятию «идеального» ПК, привело к переоценке целей разработки программных обучающих средств.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_ispolzovaniya_kompyuterov_pri_obuchenii_detey.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность использования компьютера в обучении детей

 

Первые концепции обучения с использованием компьютерной техники предложили английский кибернетик Г. Паск и американские психологи Н. Краудер и Б. Скиннер.

Еще в конце семидесятых годов С.Пейперт продемонстрировал, что компьютер – эффективный инструмент обучения, открывающий двери для новой педагогической практики (конструктивизм). Становилось ясно, что «традиционные» составляющие реформы школы, направленные на экстенсивный рост системы образования (увеличение продолжительности школьного обучения, введение новых учебных предметов, снижение наполняемости классов и т.п.), с неизбежностью придется дополнять факторами, направленными на «интенсификацию учебного процесса», качественными преобразованиями, способствующими повышению эффективности образования. Предложение использовать компьютеры для повышения эффективности педагогического труда («техническое перевооружение отрасли») воспринималось так же естественно, как предложение механизировать и автоматизировать производственные процессы в машиностроении.

Появление персональных компьютеров (ПК), обладающих качественно новыми возможностями, более полно отвечающими понятию «идеального» ПК, привело к переоценке целей разработки программных обучающих средств.

Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий: Б.С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Э.Г. Малиночка, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко и др. Опыт практического применения информационных и компьютерных технологий в сфере образования в нашей стране был описан в работах Ю.С. Брановского, В.В. Вержбицкого, А.Д. Иванникова, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова и др.

Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам использования современных компьютерных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды А.Г.Асмолова, Ю.Н.Афанасьева, Д.А.Богдановой, Ю.С.Брановского, А.М.Бурлакова, Я.А.Ваграменко, Т.П.Ворониной, И.Е.Вострокнутова, Ж.Н.Зайцевой, С.О.Крамарова, Ю.К.Кузнецова, С.Л.Лобачева, Е.И.Машбица, В.П.Меркулова, В.М.Монахова, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.П.Тихомирова, В.А.Садовничего, В.И.Солдаткина и др.

Возможности и перспективы использования в различных областях образования электронных учебников, обучающих программ, средств мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых систем посвящены работы многих авторов: А.И. Архиповой, И.Г. Левитиной, А.И. Тихонова, Ю.М. Тараскина и др.

На сегодняшний день обучающие программы поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:

- предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);

- предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достичь заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;

- предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений, или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);

- выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы.

А.В. Овчаров указывает на особые свойства компьютеров, которые можно использовать для подкрепления процессов обучения по целому ряду параметров:

1. Визуализация. Усиливая механизмы имитации, используя программы с графическим изображением, можно оказать поддержку обучаемым в визуальном представлении исключительно абстрактных процессов и процедур.

2. Диагностика. Прослеживая работу обучаемых по различным этапам, родственным задачам, можно определить способность понимания ключевых концепций или овладения основными навыками.

3. Исправление недостатков и восполнение пробелов. Проводя повторение по слабо усвоенным навыкам, можно сконцентрировать работу на тех областях, которые обучаемый, обучающий или программа диагностировали как требующие внимания.

4. Осмысление. Давая обучаемым доступ к записям их прошлых работ, ответов сверстников, обучающих систем, с которыми они работали, а также предоставляя им средства для аннотации и организованной записи такой работы, можно содействовать систематическому осмыслению того, что они выучили, и своих процессов обучения.

5. Поддержка памяти. Давая учащимся широкий доступ к их прошлой работе с компьютером и обеспечивая их соответствующими механизмами поиска, можно дать обучаемым веру в собственные силы, чтобы обеспечивать большую селективность и концентрацию на том, что они попытаются запомнить в то или иное время, поддерживая, таким образом, большую познавательную экономию со стороны обучаемого.

6. Опора. Прослеживая успехи в обучении и поддерживая диалог человека или системы с обучаемым, можно динамически изменять уровень опоры, обеспечиваемой обучаемым.

7. Создание гипотетических ситуаций. Давая возможность обучаемым создавать нереальные ситуации в имитационном моделировании или нарушать законы в символических системах суждений, обучаемые получают возможность исследовать фундаментальные принципы, на которых базируются формальные научные, математические и другие модели.

8. Путешествие во времени. Способствуя «путешествию во времени» как чему-то само собой разумеющемуся в имитациях и базах данных, можно помочь обучающимся лучше понять себя, концентрируясь на основных вопросах хронологии и причинности.

9. Автономия. Принимая точку зрения обучаемого при разработке учебных программ, можно дать ему больший контроль над степенью воздействия внешних факторов на процесс обучения.

10. Ритм работы. Обеспечив «часы» на основе запланированной работы контингента обучаемых или соответствующего построения обучения, обучаемые получают возможность усилить мотивацию при последовательностях учебной деятельности на такие более длительные периоды времени, как семестры и годы.

11. Избыточность. Кодируя те же учебные материалы с использованием различных элементов среды, разнородные группы обучаемых с различными стилями восприятия знаний и предпочтениями к среде могут изучать одно и то же содержание учебного плана.

12. Мотивация. Решая вопросы внутренней и внешней мотивации обучаемого непосредственно в конфигурации учебной последовательности на основе образовательной компьютерной программы и конфигурации образовательных интерфейсов, можно усилить мотивацию такими путями, которые зависят от индивидуальных особенностей обучаемого.

13. Групповая работа. Поддерживая синхронный или асинхронный методы работы группы и за счет соответствующего выбора конфигурации для поддержки состязательной, совместной или взаимодополняющей деятельности, обучаемым предоставляется возможность работать по группам и перенимать друг у друга навыки обучения более высокого порядка.

14. Интеграция знаний. Посредством хронологического подхода к разработке учебных компьютерных программ, преднамеренно включая соответствующие элементы избыточности средств и планируя использование обучаемыми поддержки памяти, обучаемому предоставляется возможность интегрировать различные знания, приобретенные в разное время.

15. Доступ. Включая различные вспомогательные элементы в интерфейсы обучаемого и предусматривая автономию и личный ритм работы обучаемого, можно расширить доступ для обучающихся, которые не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера.

На продуктивность использования компьютера для контроля знаний различных дисциплин указывают в своих исследованиях А.И. Иванова, Л.В. Мироева, А.А. Панайотов, В.В. Пасечник, Н.А. Пугал, В.А. Смирнов, С.В. Суматохин. Ими отмечается, что компьютер позволяет оперативно проверять и корректировать знания всех учащихся на каждом уроке, повысить объективность оценки. Компьютер не только фиксирует ошибку, но и точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Использование компьютерных контролирующих программ повышает активность работы учащихся, уменьшает психологическую напряженность в межличностных отношениях «учитель – ученик». Компьютер существенно расширяет возможности представления контрольных заданий: кроме текста можно использовать графику, иллюстрации, фотографии и элементы мультипликации, что позволяет задействовать разнообразные типы учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-типических различий в обучении какому-либо предмету.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером неуклонно снижается, и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров является не единичным актом, а предоставляет собой целостный и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования. Значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности применения компьютерных технологий в обучении младших школьников внесли Е.П. Бененсон, Т.Н. Бокучава, Т.О. Волкова, А.В. Горячев, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев, А.Г. Паутова, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур и др.

Анализ опыта использования компьютерных технологий в обучении младших школьников и результатов исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов позволил нам четко определить возможности использования компьютерных технологий при обучении учащихся начальных классов:

1. Компьютерные средства обучения значительно расширяют возможности предъявления содержания учебной информации. Применение мультимедийной наглядности, анимации, звука, всех современных средств видеотехники и интерактивного общения позволяет дать информацию в более полном объёме, способствует лучшему её усвоению и запоминанию.

2. Компьютер повышает мотивацию к обучению за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений природы, управления изучаемыми объектами, возможностью самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций, раскрывает практическую значимость содержания курса изучаемого предмета, предоставляет школьникам возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, предлагать любые решения проблемы.

3. Компьютерные технологии значительно расширяют учебно-познавательную деятельность учащихся за счет: моделирования, создания проектов, составления компьютерных кроссвордов и тестов, работы с мультимедийными программами и энциклопедиями, поиска информации в сети Интернет.

4. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения учащихся, реализуя возможности интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения.

5. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь.

6. Компьютерные программные средства позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебно-познавательным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую её появление.

7. Компьютерные технологии предоставляют возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга (объема памяти, внимания, аналитических способностей и др.) посредством соответствующих тренажеров и игр; возможность практической организации регулярного мониторинга индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся с целью отслеживания динамики изменений и осуществления адекватного управления обучением и воспитанием индивида.

8. С помощью компьютерных технологий возможен доступ к дополнительным (помимо учебника) информационным ресурсам; в связи с этим происходит уменьшение зависимости учащегося от преподавателя как источника информации.

В связи со столь разнообразными возможностями компьютерных технологий в образовательной сфере академик А.П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения.

1) Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение

2) Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3) Профессиональное и профориентационное - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4) Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5) Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, компьютерные игры и т. п.

6) Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7) Организационное - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8) Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, то есть, возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведёт к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведёт к овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения.

Отличительной особенностью современного этапа компьютерного обучения является повышенный интерес к его теоретическому обоснованию, а отсюда рост числа исследований психолого-педагогических проблем обучения при помощи компьютера. Эти исследования, в свою очередь, привели к пересмотру многих теоретических понятий педагогической психологии. В последние годы появились новые теории обучения, причём некоторые из них специально ориентированы на компьютер, а другие имеют более общий характер, но могут быть использованы для разработки компьютерного обучения.

Если говорить об отношении педагогической общественности к использованию компьютеров в обучении, то можно выделить три типа отношения: «критическое», «скептическое», «оптимистическое».

При первом типе внимание акцентируется на отрицательных последствиях применения компьютера.

«Скептики» хотя и приветствуют идею компьютеризации, но относятся к обучающим машинам как к ординарному техническому средству программированного обучения. Они полагают, что применение компьютера лишь улучшит процесс обучения, повлияв на процесс учения, на стиль мышления и интеллектуальный рост учащихся, но не приведёт к кардинальным изменениям в сфере образования.

«Оптимисты» смотрят на компьютер как на средство, в корне меняющее систему образования, открывающее учащимся новые возможности в рефлексии учебной деятельности, в познании самих себя, позволяющее принципиально иначе организовать учебный процесс.

В настоящее время число «критиков» среди учителей значительно уменьшилось, особенно среди тех, кто уже применял компьютер в учебном процессе.

Компьютерное обучение имеет свои особенности. В результате анализа методической литературы и педагогического опыта сформулированы проблемы компьютерного обучения в обучении:

1. Проблема соотношения объёма информации (потока информации), который может предоставить компьютер ученику и объёма сведений, которые ученик может, во-первых - мысленно охватить, во-вторых -осмыслить, а в-третьих - усвоить.

Традиционный путь учебного познания заключается в переходе от явления к сущности, от частного к общему, от простого к сложному и т.д. Такое «пошаговое» обучение позволяет ученику перейти от простого описания конкретных явлений, число которых может быть весьма ограниченным, к формированию понятий, обобщений, систематизации, классификации, а затем и к выявлению сущности разных порядков. Новый путь познания отличается большим информационным потоком, насыщенностью фактами, позволяет быстрее проходить этапы систематизации и классификации, подводить фактологию под понятия и переходить к выявлению различных сущностей. Однако, скорость таких переходов и осмысления фактов, их систематизация и классификация ограничены природными возможностями человека и довольно слабо изучены.

Ученика не приучили ориентироваться в мощном потоке учебной информации, он не может разделять её на главное и второстепенное, выделять направленность этой информации, перерабатывать её для лучшего усвоения, выявлять закономерности и т.п.

2. Проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

В результате использования обучающих программ происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, то есть в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала.

Основная задача состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом всё отведённое для работы время было у них занято. Это может быть достигнуто при сочетании различных технологий обучения, причём обучающие программы должны содержать несколько уровней сложности. В этом случае ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может просмотреть более сложные разделы темы, а также поработать над закреплением изучаемого материала. Слабый же ученик к этому моменту тот минимальный объём информации, который необходим для изучения последующего материала. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.

3. Проблема соотношения «компьютерного» и «человеческого» мышления.

Процесс внедрения компьютерной технологии в обучение школьников достаточно сложен. Применяя компьютер в школе, необходимо следить за тем, чтобы ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему алгоритму. Для решения этой проблемы необходимо наряду с компьютерными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др.

Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер позволит осуществить качественный рывок в системе образования и компьютер произведёт столь же серьёзные изменения в технологии обучения, какие в начале века произвёл конвейер в автомобилестроении. Некоторые даже сравнивают его влияние на систему образования с тем переворотом в человеческой культуре, который совершило книгопечатание [Б.С. Гершунский, с. 98].

Разумеется, компьютер не может решить все проблемы обучения, но недооценивать его возможности тоже не стоит. Ещё никогда учитель не получал столь мощного средства обучения.

Во-первых, компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, анимации, звука, всех современных средств видеотехники и интерактивного общения позволяет дать информацию в более полном объёме, способствует более лучшему её запоминанию, усвоению.

Во-вторых, компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, позитивно сказывается на мотивации учения. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.

Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютере, чтобы она не заслоняла собственно учебные цели.

В-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Один из наиболее существенных недочётов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие

учащиеся не работают в полную силу: одни, потому что им непонятно; другие, потому что им это уже известно; третьи, потому что потеряли нить рассуждения; четвёртые, потому что в этот момент просто отвлеклись, думая о чём-то своём. Хотя у опытных учителей такие случаи редки, но всё же они возможны. Установка учителя на среднего ученика приводит к тому, что самые способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже при желании не могут активно включиться в учебный процесс.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебно-познавательной деятельностью, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (скажем, демонстрация способа решения с подробными комментариями или указание на принцип решения), способ изложения учебного материала (развёрнутый или сжатый, с иллюстрациями или без них и так далее). Компьютер не только направляет действия учащихся, но и сам управляется ими, поскольку многие функции передаются им.

В-четвёртых, намного расширяются наборы применяемых учебных задач. Следует иметь в виду, что речь идёт не столько о постановке задач, сколько об управлении процессом их решения. Компьютер позволяет оценить оригинальность любого решения, в том числе и неожиданного, эффективность выбранной стратегии и может осуществлять постоянный контроль за правильностью решения. Учителю это не всегда под силу, особенно при большом числе допустимых решений.

В-пятых, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Напомним, что одной из основных бед традиционных форм обучения является невозможность для учителя проконтролировать весьма важные моменты учебной деятельности. Работая с группой (классом), педагог практически не в состоянии проверить правильность решения всех задач, выполненных каждым из обучаемых. Как известно, вовремя не исправленные ошибки закрепляют неверные представления в усваиваемой области знаний, а устранить эти представления впоследствии совсем нелегко.

Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую её появление.

В-шестых, компьютер способствует формированию у младших школьников рефлексии своей деятельности. Прежде всего, компьютер позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Существенны причины неудачного использования компьютеров в обучении, когда не учитываются ограничения, определяемые самой природой этих устройств. Например, возможность сбоев или отсутствие таких аспектов взаимодействия, как личностное общение учителя и учащегося. Необходимо помнить, что личность может воспитать только личность. При оценке роли компьютера в осуществлении реформы школы следует, прежде всего, учитывать, какие обучающие функции целесообразно ему передать, помня при этом, что компьютер является только средством, а не субъектом обучающей деятельности, что он не более чем помощник педагогу, а не его замена.

Нередко в качестве довода против использования компьютера приводят утверждение, что он нарушает живое общение учащихся с педагогом. Данный довод не представляется убедительным. Живое общение педагога с учащимися в условиях группового обучения имеет ряд существенных недостатков. По сути, учитель каждый раз продуктивно общается не со всем классом, а с отдельными учащимися. А остальные «выключаются»: одним это не интересно, другим и так всё ясно, а третьи просто углублены в свои проблемы, не имеющие ничего общего с теми, что рассматриваются на уроке. Перекладывая часть обучающих функций на компьютер, учитель может больше общаться с детьми индивидуально.

Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек, компьютеров оказывает большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности -игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Не во всех школах сегодня ещё есть оснащённые классы; устаревшие учебные программы и методические приёмы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространённых и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка тем равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. Вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет всё большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств, развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютерные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерным технологиям педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Всё большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретённых навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

Часть людей убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, даёт возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Ряд педагогов считают, что компьютеры предоставляют ни что иное, как ещё одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьёзной профессиональной подготовки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведёт к такому положению, когда целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьёзных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него [Д. Джонассен, с. 52].

Ещё более серьёзным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и чёткость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

Но у школы нет иного выбора, кроме как адаптация её к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что младших школьников необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе и необходимых ему.

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому. Это позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютере на основе ранее приобретённого опыта. Основные методы и подходы к решению задач, способы машинной обработки информации и социальные аспекты компьютеризации будут постепенно усложняться и решаться различными способами в течение всего цикла обучения на уроках математики, естествознания, общественных дисциплин и родного языка. В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информации между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а будет способствовать развитию у ребёнка; повышенного интереса к нему. А в том случае, когда основное внимание уделяется принципам обработки информации и решения задач, а не техническим тонкостям устройства компьютера, риск создания таких учебных курсов, которые быстро устаревают, будет значительно меньше.

По сравнению с прошлым, в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно «дружественное» по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется в легко воспринимаемой форме. Чтобы добиться от компьютера нужных действий, теперь вовсе не обязательно владеть программированием. Это одна из причин, по которым для детей и подростков компьютер сейчас - это неотъемлемая часть окружающего мира. И чтобы пользоваться им, вовсе не обязательно знать, как его отремонтировать, как он устроен и как программировать. Конечно, существуют основы, которые должны знать дети, пользующиеся компьютером. Они должны научиться работать с устройствами ввода/вывода информации, сохранять информацию, владеть необходимыми программами и так далее.

В настоящее время существует ограниченное количество компьютерных программ, рассчитанных на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но и имеющиеся программы не всегда предусматривают возможность самостоятельной, творческой работы детей. Например, программа «Визуальная анатомия», разработанная в Донецке [В.Н. Пронин, с. 105]. Данная программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она учитывает психологические особенности детей, содержит голосовое сопровождение, интересную наглядность, но, к сожалению, не предусматривает какой-либо самостоятельной работы детей.

Ещё одна обучающая программа - тренажёр «Естествознание», выпущенный компанией «ГуруСофт». Данная программа предназначена для детей от 5 до 10 лет. Её цель - познакомить ребёнка с науками о природе, проверить и закрепить его знания в данной области, расширить кругозор. В основном программа носит диагностический характер, проверяя имеющиеся у детей знания по разнообразным темам. Недостатком программы является наличие «Шпаргалки», которая позволяет ребёнку правильно выполнить задание просто переписав результаты ответов из «Шпаргалки». Кроме того, ребёнок лишён возможности вернуться к уже выполненному заданию, чтобы исправить свою ошибку, а ведь это важно для закрепления усвоенного материала, для создания мотивации успеха.

Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов.

При этом следует объективно изучать и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические возможности новых технологий, чтобы выработать ориентированную на будущее методику и практику построения учебных занятий в начальной школе.

В заключение мы хотели бы остановиться на влиянии компьютерных программ на обучение и заострить внимание на наиболее насущных задачах в этой области. Существует около 300 эмпирических исследований, которые в общем и целом показывают нам, чего не может делать компьютер в образовании. Содержащиеся в них выводы отнюдь не радуют тех, кто следит за предпринимаемыми в последние десятилетия усилиями по внедрению инноваций в школах. На начальном этапе инициативы зачастую приносят успех. Однако когда исчезает элемент новизны, школы, как правило, возвращаются к своему обычному состоянию, к повседневной рутине, которая иногда лучше, чем раньше, иногда хуже. Эмпирические исследования по использованию компьютеров в образовании, проводимые главным образом в США, отводят обучению с помощью компьютеров, так сказать, среднюю позицию. Оно может приносить удовольствие, но может и вызывать точно такую же скуку и апатию, как и многие традиционные методы обучения. Об этом редко говорится в средствах массовой информации, и даже педагогические журналы стараются быть сдержанными в своих критических высказываниях. Напротив, положительный опыт компьютерного обучения имеет гораздо больше шансов быть опубликованным. Это не только наше личное впечатление, о чем свидетельствуют упомянутые выше сравнительные исследования.

И, тем не менее, определенный успех налицо. Разработчики программ и педагоги в большинстве случаев отмечают повышение интереса учителей и учащихся к обучению при внедрении компьютеров. Если это так, то почему же часто мы не получаем желаемого эффекта? Пока что, исходя из фактов, приходится признать: позитивное воздействие компьютеров, как правило, непродолжительно. Но такое положение отнюдь не вечно: если разработчики программ и учителя будут более компетентны в обращении с этим новым учебным средством, то оно будет использоваться более разнообразно и оригинально.

Из сложившейся на данном этапе ситуации не следует делать однозначных выводов. Сторонники обучения с применением компьютеров, в общем-то, справедливо отмечают, что развитие этой области только началось и поэтому, в сущности, нельзя ничего определенного сказать о продолжительности их воздействия, т. е. действительно ли это кратковременные успехи, хорошо знакомые по другим новшествам, или же они окажутся стабильными в течение длительного времени. Последняя возможность выглядит вполне реальной, если за точку отсчета взять современный уровень знаний и развития. Но и у критиков сильная позиция. Они всегда могут заметить, что учебные достижения, которые мы требуем от детей,- качественная, а не количественная проблема.

Точно так же и в разработке компьютерных учебных программ главный фактор не количество, а качество. В настоящее время высококачественных программ недостаточно, хотя их выбор расширяется. Более 90% имеющегося на мировом рынке программного обеспечения все еще составляют простые тренировочные программы. Только увеличив производство программ других типов, например имитационно-моделирующих или экспертных систем, можно рассчитывать на общий качественный сдвиг. На ближайшее будущее необходимы организационные структуры разработки программных средств, учитывающие опыт последних полутора десятилетий. Следует, однако, обеспечить использование этого опыта не только в странах, где исследованиями в области компьютерного обучения занимаются уже более десяти лет. Хотелось бы также надеяться, что получат свое практическое воплощение рекомендации симпозиума ЮНЕСКО, состоявшегося в 1986 г. в Стэнфорде (США), которые, в частности, предусматривают международный обмен технологией производства, лучшими образцами программ и опытом.

В целом, подытоживая, можно отметить, что применение компьютерных технологий позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого учебного материала за счет применения мультимедийной наглядности, значительно расширить возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения. Работа с компьютером предоставляет уникальные возможности для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Методический анализ проблемы использования компьютерных технологий в образовании показал, что данной проблемой занимались многие ученые по разным направлениям: практическое применение компьютерных технологий в сфере образования; вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий; психолого-педагогические основы, состояние и перспективы использования современных компьютерных технологий в учебном процессе, влияние их на процесс повышения качества образования; возможность и перспектива использования в различных областях образования, электронных учебников, обучающих программ, средств мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых систем; продуктивность использования компьютера для контроля знаний дисциплин и др.

Список литературы:

  1. Артемьева, В.В. Дидактические условия обучения младших школьников естествознанию средствами компьютерных технологий [Текст]: дис. … канд. пед. наук./ В.В.Артемьева. - Екатеринбург –2007. – 196 с.
  2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
  3. Джонассен, Д. Компьютеры как инструмент познания [Текст] / Д. Джонассен// ИнфО. – 1996. - № 4. – С. 47-53.
  4. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст]./ С. Пейперт; пер. с англ. Н.А. Осьмакова. - М.: Педагогика, 1989. - 220 с.
  5. Пронин, В.Н. Информационное пространство и современные технологии обучения [Текст]/ В.Н. Пронин // ИНФО. - 1996. - № 4. - С.105-110.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Статья "Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике"

С давних времен до наших дней музыкальное, бесспорно, признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится с музык...

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения....

Использование фольклора в обучении детей с ОВЗ.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно использовать фольклор, т. к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов и легко входить в окружающи...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...