Использование фольклора в обучении детей с ОВЗ.
статья по русскому языку (1 класс)

 Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно использовать фольклор, т. к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов и легко входить в окружающий мир. Фольклор дает возможность быть с ребенком на одном уровне и познакомить его с обычаями и традициями своего народа. В статье представлены игры и упражнения  с использованием фольклора для обучения детей с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в обучении детей с ОВЗ.

«Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала…» М. Горький.

 Школа, для детей-это длинная дорога в мир познания, в мир чудес. Фундамент, для дальнейшего обучения, закладывается в младших классах. Задача учителя не только научить ребенка как правильно держать ручку, писать, но и научить умению общаться, дружить, думать, творить.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно использовать фольклор, т. к. он помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов и легко входить в окружающий мир.

Фольклор дает возможность быть с ребенком на одном уровне и познакомить его с обычаями и традициями своего народа. «Фольклор, имеет не мало важное значение в развитии ребенка с ОВЗ, как в воспитательном, так и в коррекционно-образовательном процессе».

На уроках, мы используем фольклорный материал, затрагивающий интересы и потребности детского возраста. 

«Что за прелесть эти сказки! В каждой есть поэма» А.С.Пушкин. Мир детства невозможно представить себе без сказки. Сказочный герой, на уроке, придает обучению яркие эмоции и приводит к успешному усвоению материала. Где сказка, там всегда праздник, хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка учит детей логически мыслить. На уроках математики можно использовать знакомые русские народные сказки, которые дети неоднократно слышали. Герои сказки «Теремок» помогут уяснить порядковый и количественный счет (первой подошла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.). Ребенок легко усвоит, как именно увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по одному (прискакал зайка – и стало их трое; прибежала лисица – стало четверо). Хорошо, когда есть наглядные иллюстрации, по которым ученик смог сосчитать жителей теремка. А также можно инсценировать сказку при помощи игрушек или фланелеграфа. Сказки «Репка» и «Колобок» очень хорошо подойдут для освоения порядкового счета. При изучении ориентирования в пространстве можно использовать следующее задание. - Кто стоит слева? Кто справа?

Очень хорошо применять в течении дня потешки. Потешки– игры взрослых с детьми - где стихи соединяются с сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.).    Особенно эффективно можно использовать потешки в период адаптации ребёнка. Если ребенок начинает капризничать, не хочет выполнять какие-либо действия, мы можем переключить его внимание на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: « Петушок, Петушок, золотой гребешок…», « Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…»,или «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка…». С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, приёму пищи, одеванию. «Водичка, водичка, умой Кирюше личико…», «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли! Не ворчите вы, кастрюли, не ворчите, не шипите, кашку сладкую варите, кашку сладкую сварили и Ванюшу накормили!», «Тушки-тутушки, где твои ушки? Ушки в шапке, не достанут лапки.».

Еще одна из малых форм фольклора – скороговорка. Скороговорки для детей с ОВЗ это прежде всего игра, а не обучение. Они развивают речевой аппарат ребенка, речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. А какое это развлечение! Ведь это так забавно и полезно заучивать скороговорки.

Загадки – это кладовая народной мудрости и творчества. Открывая поэтическую сторону обычных вещей, предметов и явлений можно заметить и то, что загадки развивают остроту ума, догадливость, смекалку. Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным». Загадка - это стишки или яркие выражения, описывающие предмет, не называя его самого. У детей с ОВЗ загадки развивают познавательный интерес и активность, снимают усталость, позволяет удерживать внимание, развивают словарный запас ребенка.

Применение малых форм фольклора на уроках оказывает положительное влияние на развитие двигательного и эмоционального мышления, внимания, умения слушать других. Здесь же формируются навыки общения, происходит необходимая детям психологическая разгрузка.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна детям. Музыка воздействует на человека, воспитывает его вкус, обогащает эмоциональный мир. Как показывают исследования, эмоции детей с ОВЗ более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Поэтому эти дети поддаются коррекции в условиях специального обучения и развития. В системе коррекционной работы с учащимися необходимо открыть через фольклор перспективы развития: умственных способностей (память, внимание, мышление), двигательной активности и эмоционально-волевой сферы.

Фольклор с детства органично входит в повседневную жизнь ребенка: это колыбельные песни, потешки, прибаутки, шутки, считалки и.т.д.  Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Тексты понятны и доступны, в них много повторений, что способствует быстрому запоминанию. Так же они вызывают эмоциональный отклик у детей. Ритм легко воспроизвести хлопками или различными шумовыми инструментами: бубнами, трещетками, ложками, погремушками, свистульками (« Чики, чики, чикалочки. Едет Коля на палочке. Сашенька в тележке, щелкает орешки. »)

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. Таким образом, использование музыкального фольклора на уроках музыки учащихся с ОВЗ способствует развитию творческих способностей, обеспечивает подъем мышечного тонуса, развивает чувство ритма, вовлекает неговорящих детей в процесс пения через подражание, способствует коммуникации.

Леонид Владимирович Занков любил повторять слова детской песенки: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Вот и мы придерживаемся этого мнения. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья надо решать задачи, как сделать учение радостным. Побудив интерес учащихся различными приемами, учитель добивается саморазвития и самореализации ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Статья "Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике"

С давних времен до наших дней музыкальное, бесспорно, признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится с музык...

Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

Актуальность использования компьютера в обучении детей

Первые концепции обучения с использованием компьютерной техники предложили английский кибернетик Г. Паск и американские психологи Н. Краудер и Б. Скиннер.Еще в конце семидесятых годов С.Пейперт продем...

Использование малых жанров фольклора в обучении математике на самоподготовке

В нашей работе с детьми, испытывающими трудности при выполнении домашнего задания,положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Воспитатель, владеющий фольклорным мат...