Использование малых жанров фольклора в обучении математике на самоподготовке
материал

Лоскутова Наталья Анатольевна

В нашей работе с детьми, испытывающими трудности при выполнении домашнего задания,положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование малых жанров фольклора в обучении математике на самоподготовке»

В нашей работе с детьми, испытывающими трудности при выполнении домашнего задания, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Так, загадка, может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Например, при объяснении числа 5 можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой (пять)

После того как найдена отгадка, работа над ней продолжается. (показать числовую карточку, назвать соседей числа, сказать как можно получить число 5 из единиц)

Данные по семантике слова, по его происхождению раскроют перед учениками историческое прошлое, сделают интереснее самоподготовку. Эти сведения из этимологии с пользой можно применить и на уроках русского языка и на литературе.

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины.

Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его?(квадрат)

Для закрепления пространственных представлений и понятий можно использовать такую загадку:

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (утюг)

На материале загадок можно формировать умение заменять число двумя слагаемыми в случаях, когда а)одно слагаемое известно, б)неизвестны оба слагаемых; находить дополнение числа до 10; увеличивать числа на несколько единиц; закреплять приемы сложения и вычитания для случаев:

а+1    а-1   а+2   а-2

а+3   а-3    а+4   а-4

прием перестановки слагаемых; прием вычитания на основе соответствующего примера на сложение. Н-р, для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице и вписать ее в клетку рядом. В результате в крайнем правом столбце получится слово – отгадка, н-р.

Стоит в поле теремок, угадай, кто в нем живет. (барсук)

5+3
8-3
8-5
6-4
6-2
4+2

436528
уркасб

Иногда для отгадывания загадки детя бывает достаточно одного признака, догадки, озарения.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика роль скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Мы детям предлагаем использовать скороговорки со словами, связанными с математикой.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала учитель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют скороговорку очень медленно по слогам и по словам, потом все убыстряя и убыстряя темп.

Учитель в этом случае выступает в роли дирижера.

Из всего многообразия устного народного творчества завидная роль у считалок.

Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Один, два, три, четыре, пять,
Шесть,семь,восемь,девять,десять.
Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.

Использование малых форм фольклора поможет ученикам в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник малых жанров фольклора

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Использование малых форм фольклора в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья поможет учителю как в интересной игровой форие проводить уроки в коррекционной школе. Какие виды работ можно провести с детьми, чтобы снять напряжение, усталость, чтобы учение стало радостным....

«Использование малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся класса «Особый ребёнок».

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования....

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...