Инновации при дистанционном обучении
статья

Истомина Ирина Геннадьевна

статья посвящена дистанционному обучению. В материале рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения.Элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся. Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрутВ статье даются технологии и описываются инновации при дистанционном обучении.

Ключевые слова:дистанционное обучение, инновации, технологии.

 

INNOVATIONS IN DISTANCE LEARNING

Abstract: the article is devoted to distance learning. The article discusses the pros and cons of distance learning. Elements of distance learning can also be successfully applied to innovative forms of education focused on the development of students ' creative abilities. New technologies, environments, and methods allow students to choose their own individual educational route the article provides technologies and describes innovations in distance learning.

Keywords: distance learning, innovation, technology.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsii_pri_distantsionnom_obuchenii.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Истомина Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

МОУ Рахмановская СОШ имени Е.Ф.Кошенкова

Аннотация: статья посвящена дистанционному обучению. В материале рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения.Элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся. Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрутВ статье даются технологии и описываются инновации при дистанционном обучении.

Ключевые слова:дистанционное обучение, инновации, технологии.

INNOVATIONS IN DISTANCE LEARNING

Istomina Irina Gennadievna

Abstract: the article is devoted to distance learning. The article discusses the pros and cons of distance learning. Elements of distance learning can also be successfully applied to innovative forms of education focused on the development of students ' creative abilities. New technologies, environments, and methods allow students to choose their own individual educational route the article provides technologies and describes innovations in distance learning.

Keywords: distance learning, innovation, technology.

Не для кого не секрет, что инновации это новшество, т.е. обновление. Требует ли российское образование обновления и внедрения инноваций? Система образования частично устарела. В школах не развивают компетенции, даже те которые относятся к базовым. Пора учить все школы не просто передавать и закреплять знания, а искать их. И не просто искать, а при этом соблюдать компетенции и инновационные подходы.

        За последнее время в нашу жизнь ворвался Интернет. Причем не только в бытовую, но и школьную. Интернет стал самым значительным изменением в области педагогических технологий и инноваций за последние 300 лет. В Юнеско признали дистанционное обучение как главное направление основных образовательных программ. Об дистанционном обучении пишут много «за» и «против», ведутся споры на семинарах и активно внедряют в школу. Дистанционное обучение считается новой технологией для обучения, оценки успехов и результатов обучающихся. Дистанционное обучение значительно поменяло отношения учителя-ученика. Дистанционное обучение незаменимо для удаленных городов и сёл, ведь бывает что для них другой возможности получить хорошее образование просто нет. Для такого обучения не нужно покидать свой дом или свое место пребывания. Дистанционное обучение ведется по определенным индивидуальным образовательным учебным планам. У детей при дистанционном обучении развивается навык самостоятельного поиска информации. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. [1, с.83]. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся. Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

        Характерные особенности дистанционного обучения: одной из основных особенностью является гибкость, это когда каждый ученик может учиться в своем индивидуальном темпе, в удобном месте. Второй особенностью является, адаптивность. При дистанционном обучении учитель может организовать учебный процесс для учеников с разными возможностями. Интерактивность так же является особенностью дистанционного обучения, в ходе которого осуществляют постоянное систематическое взаимодействие всех участников с учителем. Четвертой особенностью является массовость и открытость, где предусматривается неограниченное количество учащихся использующих ресурсы дистанционного обучения. И последнее, это доступность.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон: Основа обучения – самостоятельное усвоение знаний. Не все учащиеся владеют навыками самообразования, что требует дополнительного контроля со стороны образовательного учреждения. Неумения правильно организовать свою учебную работу, распределит учебное время и изучаемый материал. Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме. Для учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем исключение «живого» контакта с преподавателями является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственная связь с внешним миром. Дорогостоящее оборудование, для организации дистанционного обучения (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.), которое не все себе могут позволить приобрести.

Опыт проведения дистанционного обучения крайне важен для Российской системы образования и при достаточной проработке вопроса, некоторые элементы можно применять на практике, а само дистанционное обучение следует активно внедрять, параллельно с традиционным очным обучением.

        Способ организации обучения, который основывается на использование компьютерной и телекоммуникационной, современной информационной технологии, которое позволяет нам проводить и проходить обучение на расстоянии и без непосредственного контакта между учеником и учителем. Для дистанционного обучения используют online и offline технологии. Доступность и открытость Приonline учитель и ученик находятся на связи друг с другом с помощью компьютерной сети Интернет. Благодаря огромному количеству выбора программ и платформ, учебных площадей, мультидоступа подготовка к такому уроку проходит быстрее и интереснее. На onlineуроке используя дефференцированный подход к каждому ученику, можно выстроить индивидуальный план его образовательной траектории, а так же создание интерактивной среды для активного участия учеников и родителей в школьной жизни обучающихся. На таких уроках повышается мотивации к обучению, а так же умение решать нестандартные задачи. Если дистанционное обучение внедрить полностью в общеобразовательные учреждения, то станет проще работать с детьми-инвалидами, ведь они не всегда не могут посещать обычные уроки в силу своих возможностей. А на дистанционном обучении такие дети будут активно участвовать в жизни и работе класса, а так же социально адаптироваться. Так же упрощается работа с часто болеющими детьми, ведь для них не будет препятствий для получения полного набора знаний и умений соответствующих учебной программе, а значит и освоения ее станет проще. Сама система дистанционного обучения могла бы расшить возможность для учащихся при общении между собой не только по учебным вопросам. И стоит отметить, что при использовании дистанционного обучения у школьников формируются различные навыки работы с информационными технологиями, которые несомненно помогут им в дальнейшем.

        Можно ли использовать дистанционное обучение, как помощника очного обучения в школе? Несомненно! Во-первых можно организовать на базе школы дистанционные курсы или кружки естественнонаучного, гуманитарного или технико-технологических профилей. Создавать творческие работы, портфолио или разработать свою интернет-страницу. Создать телекоммуникационный проект, где учащиеся изначально определяют проблему и задачи исследования, выдвигают самостоятельно или с помощью учителя гипотезы и их решения, совместно со всем классом или группой, в чатах или на видео-конференциях обсуждают методы исследования, проводить сбор данных, а так же их анализ. И в конечном итоге оформляют конечные результаты, подводят итоги совместной учебно-познавательной, игровой или творческой деятельности учащихся, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. В таких проектах должны предусматриваться множественные разовые, систематические и длительные наблюдения за любым физическим, природным, и другим явлением, которые требуют сбора данных для решения поставленной ранее проблемы. Предлагается исключительно совместное творческое создание, разработка, творческая работа. В современной школе разработано много типов проектов которые имеют разные характеры, направления, разные контакты между участниками, количество участников проекта, а так же продолжительность проекта. В ходе работы над проектами могут возникать необходимости не только в обмене идеями, мнениями и мыслями, но и скором решении какой-либо проблемы, а так же поиски идей.

        При дистанционном обучении есть возможность использования индивидуального и дифференцированного обучения. Индивидуальный подход можно обеспечить только в том случае, если учитель может определить исходный уровень обученности, и при тщательном тестировании индивидуальные способности. И в дальнейшем с помощью подбора необходимых средств обучения учащийся получает знания, которые ему необходимы в соответствии с поставленными ранее задачами. В практической жизни индивидуальное обучение встречается редко, чаще всего его сочетают с дифференцированным. Как раз дифференцированное обучение при дистанционном становится более актуальным [2, с.322].Резкое увеличение активной роли учащегося в своем собственном образовании. Ученик самостоятельно ставит цели, выбирает темп, ритм, форм обучения. Дистанционное обучение отвечает целям непрерывного образования и обеспечивает возможность каждому, кто имеет достаточные способности подниматься на любой образовательный уровень. При таком обучении есть возможность оперативно передать на любые расстояния информацию любого объема и предусматривает использование педагогических технологий , которые направленны на групповую работу учащихся, работу с различными источниками информации, обучение в сотрудничестве, а так же активный образовательный процесс. Технологии дистанционного обучения дают возможность показать широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в групповой или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Данные технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Школьники и будущие студенты получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на возникшие проблемы[3, с.34].

        Почти все российские школы, имеющие доступ в Интернет. Они могут в полной мере воспользоваться богатыми информационными телекоммуникационными возможностями глобальной сети. Участники образовательного процесса в нашей стране осваивают педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности. Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий может привести к получению качественного нового образовательного результата благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования. А значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой активности в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.

Дистанционное обучение является инновацией для общеобразовательных учреждений, вызывает повышенный интерес в изучении данного вопроса. Дистанционное обучение, как инновация в образовании, заставляет действовать, искать, принимать и изучать опыт коллег из других школ страны, знакомиться с опытом работы по данной проблеме в зарубежных странах.

Список литературы

1.        Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.

2.        Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

3. Гаврилов Н.А. «Моделирование деятельности образовательного учреждения с применением дистанционных форм обучения» Гаврилов Н.А.,НаймушинаА.А.Сборник научно –практических материалов « Креативный менеджмент в сфере образовательных телекоммуникаций» г. Пермь 2004 г. стр 8-33. ИПК «ПОНИЦАА»

4. Электронная онлайн библиотека. https://banauka.ru/2467.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая...

МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены особенности организации отечественной образовательной деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Было установлено, что, несмотря на определённые трудности, Ро...