«Особенности взаимодействия классного коллектива в условиях дистанционного обучения»
статья

Чекурова Юлия Валерьевна

Классный коллектив в условиях дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чекурова Юлия Валерьевна, учитель начальных классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В ситуации пандемии коронавирусной инфекции российским педагогам удалось обеспечить непрерывность образовательного процесса. Но при переходе на дистанционную форму обучения у классных руководителей сразу возникли вопросы «Как организовать работу класса? Как сохранить то, чем класс жил? Как укрепить партнерские отношения всех участников образовательного процесса?». Ответы на них пришлось искать очень оперативно, потому что только регулярное общение учителя с учениками и их родителями в онлайн-формате помогло решить некоторые педагогические и психологические задач, которые стояли перед педагогами. Классные руководители и учтеля-предметники, идя в ногу со временем, использовали различные дистанционные формы для эффективного взаимодействия с учащимися и родителями. Эта форма работы в условиях дистанционного обучения позволила сделать труд учителей открытым, видимым для родителей, научила всех участников образовательного процесса дистанционному взаимодействия и усилила работу с родителями.

Официальный сайт школы является первым информационно-коммуникационным ресурсом такого взаимодействия – на нем оперативно размещалась информация по всем направлениям деятельности учреждения, в том числе по воспитательной работе. Кроме функции информирования с помощью сайта, очень важной составляющей взаимодействия детей и взрослых при организации эффективной воспитательной работы для классного руководителя стала обратная связь с родителями.

Практически все современные школьники имеют свой аккаунт в одной или нескольких социальных сетях, их технические возможности и смогли классные руководители использовать для дистанционного общения с учащимися – объединили странички в группы, в рамках которых педагоги наблюдали за происходящими в ней событиями и активно вмешивались в обсуждение и решение актуальных вопросов. В этом случае классные руководители легко могли просмотреть, в каких группах состоят дети, чем интересуются, какие фотографии и тексты выкладывает.

Такую возможность дали различные чаты, сообщества, форумы, группы классов, которые послужили площадкой для обсуждения возникающих вопросов жизни класса. Почти все классы на данный момент имеют свои странички в социальной сети «ВКонтакте», где публикуется разная полезная информация.

Но младшие школьники, часто не имея современных технических возможностей, в отличие от старшеклассников, не всегда могли оперативно взаимодействовать с педагогами по решению своих текущих вопросов. С ними учителя работали на платформах Zoom и Учи.ру.

Программа Zoom помогала провести любой урок с любым количеством участников (на связь всегда выходило более половины класса) с использованием любого устройства (ПК, планшет, смартфон), экономила время благодаря быстрому поиску сообщений, содержимого и ссылок, связанных с учебными заданиями, при этом обеспечивая защищенный речевой канал в формате HD.

Образовательный портал Учи.ру тоже помогает строить диалог с учеником, он учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста – скорость выполнения заданий, а также количество ошибок в работе.

В результате использования данных ресурсов повышаются образовательные результаты и интерес детей к обучению, которые учебный материал усваивают практически без пробелов.

Существенная часть работы проходила в мобильных приложениях «Viber» и «WhatsApp», их возможности позволяют обсуждать и оперативно решать вопросы по различным направлениям учебной и воспитательной работы. В этих мессенджерах стало возможным дистанционное консультирование по запросам родителей посредством обмена текстовыми, фото- и аудиофайлами.

Но процесс воспитания и социализации также должен был стать непрерывным. В условиях введения дистанционного обучения процесс развития и взаимодействия классного коллектива продолжался. Этот процесс зависел от возрастной категории школьников. Для того, чтобы максимально задействовать современные возможности для организации внутриклассного взаимодействия и осуществления общения между учениками, учителям пришлось применять средства развития взаимодействия классного коллектива, такие как интернет и мобильные приложения. Современные компьютерные технологии, используемые для связи учащихся с друзьями и учителями, сделали процесс обучения хоть и виртуальным, но не менее интересным.

На первоначальном этапе для выявления степени влияния на развитие классного коллектива современных компьютерных технологий все обучающиеся были опрошены на предмет наличия/отсутствия ПК, смартфонов и доступа в интернет. Затем были выявлены их предпочтения, касающиеся форумов и интернет-сайтов (чаще всего школьники пользуются соцсетью «ВКонтакте»).

Удалённая воспитательная работа в рамках дистанционного обучения во время пандемии коронавируса сохранила взаимодействие классного коллектива и создала условия для неформального общения подростков. Дистанционно были проведены многие воспитательные мероприятия для школьников. Изначально учителя договорились с учениками о правилах поведения на уроках и других мероприятиях, предусмотрели рефлексию, а также возможность диалогов, высказываний личного мнения всему классу.

Для младших школьников проводились дистанционные (заочные) творческие конкурсы (рисунки к 9 мая дети сканировали или фотографировали и присылали в чат), чтецов (стихи о войне, о маме дети присылали в аудиофайле), небольшие тематические викторины (вопросы к 75-летию Победы, загадки отгадывали в онлайне или присылали учителю лично). Еще одно задание, которое дети с удовольствием выполнили дистанционно – создание коллективного творческого продукта (коллаж из своих фотографий, на которых они запечатлены с текстом «Сидим дома») на листе бумаги А4.

Также в дистанционном формате проходили индивидуальные беседы, разговоры.

Очень просто было проводить информационно-ознакомительные классные часы.

При организации воспитательной работы в начальной школе пришлось учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности детей и их родителей. Очевидно, что этот уровень постепенно повышается его, разнообразятся формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес. При этом необходимо помнить о здоровье всех участников образовательного процесса и не допускать перегрузки их работой с гаджетами.

В условиях Аскизского лицея-интерната учителя начальных классов во время пандемии, когда было организовано дистанционное обучение, способствовали развитию взаимодействия членов классного коллектива с помощью информационных технологий, воспитывали чувство товарищества, организованности, взаимопомощи, дисциплинированности.

По окончании учебного года стало очевидным то, что почти в каждом классе повысился уровень взаимодействия, впоследствии (на летних каникулах) дети начали находить общие интересы, более открыто общаться друг с другом, т.е. продолжилось общение внутри классных чатов. Это убедило педагогический коллектив в том, что правильно применяемые средства развития взаимодействия классного коллектива влияют на его развитие позитивно.

Таким образом, дистанционные формы воспитательной работы очень важно и просто необходимо использовать во время вынужденной изоляции от школы. Соцсети, в которых ученики ранее общались неформально, теперь присутствуют в жизни школы и класса. Так школьники и их родители глубже знакомятся с сетевым этикетом, с помощью педагогов и самостоятельно повышают свой уровень цифровой грамотности.

Литература

1. Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html 

2. Чудова Н.В. «Особенности образа Я «жителя» интернета» //2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с.269-270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности управления педагогическим коллективом в условиях изменений

Проблемы обучения, воспитания и управления образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В условиях л...

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с переходом на очно-заочную форму обучения педагоги-психологи должны реализовать мероприятия в соответствии с перспективным планом работы на год используя информационно-коммуникативные техноло...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает само...

Особенности организации курса начальной школы в условиях дистанционного обучения.

Составление программы в условиях дистанционного обучения....