Конспект коррекционно-развивающего занятия "Моя семья"
план-конспект занятия (2 класс)

Латыпова Гульнара Азатовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя семья»

Цель:  формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

         Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
  • Развивающие: развивать представления детей о семье, родственных отношениях, развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать развивающий диалог о членах семьи, раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.
  • Обучающие: закреплять у детей понимание о социальной роли каждого члена семьи, дать представление о нравственном поведении между ними.

Оборудование: подобранные загадки, презентация к заданию «Семейные обязанности»; рабочие листы «Мое генеалогическое дерево» (по кол-ву детей); цветные карандаши;

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте дети.

Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семь у вас возникают?

Сегодня мы с вами должны найти ответы на следующие вопросы:

Важно ли иметь семью?

Какую семью можно считать счастливой?

Как сохранить тепло Дома?

Семья – это главное в жизни человека. С.И.Ожегов в « Словаре русского языка» так объяснил это слово: « Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

Семья – это близкие и родные люди, без которых не может быть нас.

- А что это за люди мы узнаем, если разгадаем кроссворд «Моя семья».

По горизонтали:

1. Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает.

67568679909

Кто-то   маму, кто –то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с бабой –
Вовсе думать – то не надо!
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна…   (семья.)

3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить.
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый…   (папа.)

6. Кто любит меня и братца,
Но больше любит наряжаться? –
Очень модная девчонка –
Моя любимая …   (сестрёнка.)

По вертикали:

2. Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устаёт,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая…  (мама.)

4. Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка.)

5. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш…  (дед.)

7. У мамы старшая сестра –
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: « Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? …  (тётя.)

8. Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
« Здравствуй!» — говорит мне …  (дядя.)

Конечно же, это все родные нам люди. В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, защитят, помогут.

- Важно ли иметь семью?

Ответы детей.

- Какую семью можно считать счастливой?

Ответы детей.

В хорошей семье – тёплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг.

В толковом словаре Ожегова написано: « очаг – устройство, для разведения и поддержания огня». Первобытные люди ценили очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение « родной очаг» осталось.

Дом даёт человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит от того, чем и как живёт семья, каков семейный уклад и традиции.

Какие же традиции есть в ваших семьях?

Дети рассказывают о семейных традициях.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Мы с вами попытались составить свои родословные.

Несколько учащихся рассказывают о своей семье.

Сохраните своё дерево для потомков. Пусть это будет хорошей традицией в

Как же сохранить тепло дома?

Ответы детей.

Тепло в доме бывает от отопления, от печи или ещё от чего-то?

От хорошего отношения в семье, от дружбы, любви.

А дружба в семье в чём заключается?

Это взаимопонимание, игры совместные.

Ребята, а давайте попробуем с вами построить дом, чтобы в нём всегда было тепло. Нужно взять для этого самое необходимое.

Мне нужна в семье любовь. А вам?

Дети собирают дом из карточек.

5675683252453

Вот мы и построили дом, в котором тепло! Наша задача сохранить его таким.

Но у нас, ребята, есть ещё один дом и ещё одна семья. Это наш класс. Школьный дом, как и родительский дом, в нём хорошо учиться, уютно каждому. Как в любой семье нам тоже нужны: тепло, любовь, радость… Мы тоже будем заботиться друг о друге, и помогать друг другу.

Семья играет большую роль в жизни каждого человека. Какой будет ваша семья, будет ли тёплым и уютным дом, будут ли понимать и поддерживать вас в этом доме во многом зависит от вас и ваших близких.

Берегите свою семью и свой дом!

Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: я прочту вам предложения. Найдите ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

- Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

- Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение –младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

Игра « Кто кому кто?»

– ты кто для мамы? (дочь)
– кто называет тебя сыном? (папа)
– ты кто для бабушки? (внук)
– у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Заполни пропуски.

Сестра отца – .   .   .   .
Хранительница семейного очага – .  .  .  .
Наследник рода – .  .  .
Брат мамы – .  .  .  .
Дитя родителей, но не сын – .  .  .  .
Отец мамы – .  .  .
Сын брата – .  .  .  .
Мама папы – .  .  .  
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или ...

Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

Я прошу вас по очереди свои имена.

Какие красивые имена! На какую букву начинается твоё имя?

А кто дал вам такие интересные имена?

Наши родители.

А что вы можете рассказать мне о своих родителях?

(по очереди рассказывают о том как зовут родителей, об их фамилии, кем работают и адрес, по которому живут).

Как интересно! Значит, вы живёте с папами и мамами. А кто ещё живёт с вами? (по ситуации называют бабушек и дедушек и т.д.)

А кого вы называете бабушками и дедушками?

Бабушка – это мамы мамы или папы, о дедушка – это папа мамы или папы.

А как называют маму бабушки или дедушки?

Прабабушка.

А папу бабушки или дедушки?

Прадедушка.

А кем вы приходитесь им?

Для мамы и папы я – дочь, для бабушки с дедушкой – внучка, а для прабабушки и прадедушки – правнучка.

Для мамы и папы я – сын, для бабушки с дедушкой – внук, а для прабабушки и прадедушки – правнук.

А может быть так, что в семье мама с папой и дедушка с бабушкой – все врачи или учителя, строители и агрономы, т.е. люди одной профессии. Их называют династией. Семью, где все врачи, называют династией врачей, где все учителя – династия учителей.

А среди вас есть дети из какой-нибудь династии?

(отвечают по ситуации. Можно спросить, кем хотели бы стать.)

Ваши родители очень интересные люди и очень вас любят. Называют вас ласковыми словами, гладят и целуют. А как они вас ласково называют? Как гладят?

Котёнок, моё солнышко, моя радость. Гладят по голове и спине.

А как можно узнать настроение человека?

По лицу, по тому как он себя ведёт.

А как вы узнаёте настроение своих родителей?

Если улыбаются, значит, радостное настроение. Если лицо хмурое, значит, они устали или их кто-нибудь обидел.

Давайте поиграем в игру “Что будет?”. Я буду называть случаи, которые бывают с детьми, а вы показывать лица, которые будут у ваших мам.

(Детям раздают наборы с изображениями настроений)

Какое лицо будет у мамы, если вы испачкаете чистую рубашку?

Если не уберёте за собой игрушки?

Если вы, не спросив разрешения, приведёте к себе домой друзей?

Если будете шуметь, когда мама отдыхает?

(Дети показывают таблички и объясняют, почему у родителей такие реакции).

Да, такие случаи могут испортить настроение родителям, сделать их грустными, а может даже разозлить.

А как исправить настроение мам и пап, если они пришли хмурые и усталые? Как помочь им успокоиться?

Помочь раздеться, принести тапочки. Спросить, не заболели-ли. Не шуметь, что бы не разболелась голова. Принести им чай, спросить, можно ли их поцеловать. Сказать маме, что она самая умная и добрая. Погладить ей руки, поцеловать, погладить по голове.

Да, чтобы человеку стало легче, его полезно погладить, отдать ему своё тепло. Особенно полезно гладить пальчики. Давайте и мы погладим наши пальчики.

(Пальчиковое упражнение)

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот мамочка,

Вот папочка,

Вот деточка моя,

Вот и вся моя семья.

(Дети выполняют поглаживания).

 (Звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы со своей семьёй на природе, в прекрасном месте. Тёплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй.

С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь на встречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём.

Теперь вы находитесь на вершине большого пушистого облака. Вы плывёте вместе с ним. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает спускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

(Релаксация закончена)

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

А сейчас давайте проведем небольшой опрос и выясним ваше отношение к семейной жизни.

Тест “Готов ли я к семейной жизни”?

Утверждение

Я

Он

 

Забота о детях

 

 

 

Проверка домашнего задания детей

 

 

 

Посещение родительских собраний

 

 

 

Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям

 

 

 

Организация детских торжеств в саду, в школе

 

 

 

Организация семейных праздников

 

 

 

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

 

 

 

Выполнение тяжелой физической работы по дому

 

 

 

Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности

 

 

 

Покупка продуктов

 

 

 

Уборка квартиры

 

 

 

Стирка белья

 

 

 

Текущий ремонт квартиры

 

 

 

Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)

 

 

 

Поддержка контактов с соседями

 

 

 

Планирование семейного бюджета

 

 

 

Оплата коммунальных услуг и электроэнергии

 

 

 

Покупка одежды, обуви

 

 

 

Покупка мебели, бытовой техники

 

 

 

Уход за домашними животными

 

 

Ключ к тесту

За каждый ответ “Я” вы получаете по одному баллу.

5 и менее баллов: Вы хотите получить не супруга, а домашнего работника. Вам еще много предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 баллов: У вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга.

15 и более баллов: Вы полностью готовы к семейной жизни.

 Краткое обсуждение теста

Думаю что из вас дорогие девочки, получится прекрасные хозяйки, любящие и заботливые мамы. Есть такая пословица: “Счастье - не птица, само, не прилетит”, и “Человек сам кузнец своего счастья”.

Итог урока. Рефлексия

За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?

Вот и подошла к концу наша беседа.

Здоровы будьте и удачливы без меры!

Желаю вам Любви, Удачи, Веры!

И пусть счастливая звезда

Сопровождает вас всегда!

 

Спасибо вам за интересное общение.

КРОССВОРД

67568679909

1. Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает.

Кто-то   маму, кто –то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с бабой –
Вовсе думать – то не надо!
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна…   (семья.)

3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить.
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый…   (папа.)

6. Кто любит меня и братца,
Но больше любит наряжаться? –
Очень модная девчонка –
Моя любимая …   (сестрёнка.)

По вертикали:

2. Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устаёт,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая…  (мама.)

4. Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка.)

5. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш…  (дед.)

7. У мамы старшая сестра –
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: « Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? …  (тётя.)

8. Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
« Здравствуй!» — говорит мне …  (дядя.)

А сейчас давайте проведем небольшой опрос и выясним ваше отношение к семейной жизни.

Тест “Готов ли я к семейной жизни”?

Утверждение

Я

Он

 

Забота о детях

 

 

 

Проверка домашнего задания детей

 

 

 

Посещение родительских собраний

 

 

 

Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям

 

 

 

Организация детских торжеств в саду, в школе

 

 

 

Организация семейных праздников

 

 

 

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

 

 

 

Выполнение тяжелой физической работы по дому

 

 

 

Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности

 

 

 

Покупка продуктов

 

 

 

Уборка квартиры

 

 

 

Стирка белья

 

 

 

Текущий ремонт квартиры

 

 

 

Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)

 

 

 

Поддержка контактов с соседями

 

 

 

Планирование семейного бюджета

 

 

 

Оплата коммунальных услуг и электроэнергии

 

 

 

Покупка одежды, обуви

 

 

 

Покупка мебели, бытовой техники

 

 

 

Уход за домашними животными

 

 

Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Посуда"

Данное занятие подготовлено для учащихся 3-го класса коррекционной школы (8 вида). Длительность заняти - 40 минут...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"

В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука  и буквы Ж....

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...