«Технология проблемного обучения в начальной школе»
консультация

Асеева Евгения Ивановна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

 Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.

Задачи:

•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;

•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;

•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами

Ход мастер – класса.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.

-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?

-А теперь посмотрите на картинки. Вы таким представляли чудовище?

- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?

Это простой пример создания проблемной ситуации.

- Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему не проблема!»

Сегодня общество предъявляет современной школе новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей необходима личность человека, способного творчески мыслить, обладающего гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Вот почему технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе занимает лидирующее положение и является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики.

Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: во-первых, учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, а во-вторых, дети общительны, а речь развита плохо. 

Технологию проблемно-диалогического обучения я применяю вот уже на протяжении многих лет и хочется отметить, что технология “открытия” новых знаний учениками для всех и каждому, что для учителя — это ключ к успеху и творчеству как универсальная педагогическая технология развивающего обучения, а для учеников — интересный и понятный урок.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

     

  Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н.Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

         Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

      По мнению учёных   на сегодняшний день проблемно - диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения:

более качественное усвоение знаний,

мощное развитие интеллекта и творческих способностей,

воспитание активной личности.

      Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно - диалогическую технологию.

               Таким образом, цель моего мастер-класса: представить   апробированную мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогической технологии обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.

 - Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь.

-  Каждому  учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации)

             Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков

         Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

-   Рассмотрим модель  традиционного урока.

- Она  такова: Сообщение темы урока, объяснение нового,   закрепление, сам.  работа.

- Представляя  модель урока по проблемно- диалогической технологии обучения, выделяются этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа.

       -   Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.

     - Проблемно диалогическое    обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.

        Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.

       С чего начинается  любой проблемный урок? Конечно же,  с проблемной ситуации.

       Сергей Леонидович Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

         Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.  

Проблемная ситуация  создана.  Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение.   Следующий этап- постановка учебной проблемы.

Постановку проблемы и поиск решения выполняется учениками с помощью специально организованного учителем диалога.  

        Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.  

  По определению автора технологии Елены Леонидовны Мельниковой

 1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.  

 2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;  

-  Что происходит на традиционном уроке?

       Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.

      Поиск решения  - сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.  

    Я убедилась: то, что « открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

       Установлены взаимосвязи проблемно-_диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

    Традиционный урок всегда фронтален.

Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.  

         Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

         Я читаю текст, но не называю жанр,  предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: что они могут предположить? (ответы)

 - Это сказка о животных!

-   Это басня!   

Возникла Проблема!  Ее нужно решать.  

Рассмотрим этап поиска решения.

 Решать будем вместе, вас, коллеги, прошу помочь. Получилось 2 гипотезы.

1 группа: проверяет гипотезу - сказка.

2 группа: проверяет гипотезу -  басня.

- -Как мы  будем узнавать?

  Составляем план действий (слайд презентации)

Вспомни: признаки сказки (басни)

Назови опорные слова

Проверь характерны ли данные признаки для произведения.

Сделай вывод.

Проверим гипотезы.

Выступление.

Проверим 1 гипотезу

Назовите признаки сказок о животных  (по ходу появляются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба)

Побуждение к контраргументу

 Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  (контраргументы)

- Значит,  нельзя считать произведение сказкой о животных.

Проверим 2 гипотезу

-У нас есть еще одна гипотеза-басня.

 Какие черты характерны для басни? (опорные слова - Волшебство, иносказание и мораль)

 -Значит, какая гипотеза верна? (о басне)

- Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса.

- Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания) 

   Итог.  Новое знание открыто.

Можно приступать к следующему этапу урока    

Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом предмете.

Например:
Урок русского языка.
Рассмотрим фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик

Ученики выписывают слова.

перепрыгнул через овражек». Найдите,

пожалуйста, в этом предложении

существительные и выпишите их.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик суффикс -ик,

а в слове овражек суффикс –

- Вы уже знаете, что это уменьшительно-

ек.

ласкательные суффиксы, но что же

- В одном слове пишется

интересного вы заметили?

суффикс – ик, в другом - -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в существительных

пишется суффикс –ек , а

- Так какая сегодня тема урока?

когда –ик?

-

Гласные  в  суффиксах

имён

существительных  –ек,

-ик.


                                           

Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
Не все ребята знают о полярной ночи.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос на новый материал

Побуждение к осознанию.

Побуждение к проблеме

Тема

Найдите на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что вы можете рассказать по карте об этой зоне?

Арктика… От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

- А, как вы думаете, если в этой зоне такие суровые условия, то могут ли здесь обитать какие нибудь живые организмы?

Вопрос один, а мнений сколько?

Так, какой возникает вопрос?

Фиксируем вопрос на доске.

Ответы учеников.

Да. Нет. Не знаем.

Несколько.

Есть ли живые организмы в зоне арктических пустынь и если есть, то, как они приспособились к суровым условиям.

Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника:
«…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
                                         
Урок математики.  
Тема урока «Скобки». На доске запись:
9-3+4=10
9-3+4=2
- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
- В каком примере нарушили порядок действий?

     Итак, я на собственном опыте убедилась, что   проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.

      Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы, которые у вас на столе,  сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе  

  1 группа (слайд презентации)

  Вставьте в предложения подходящие слова:

1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь   на … (уроке).

2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит , обретают творческие способности на … (уроке).

 Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

3) Вывод:

2 группа: (слайд презентации)

Вставьте в предложения подходящие слова

1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на …

(уроке).

2) Главным на современном уроке  должен стать … (монолог или диалог?)

 Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

3) Вывод:

 Выступление мое.

 Учитывая ваши мнения, мнения ученых,  я могу твердо сказать.

     Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

Дж. Дьюи утверждал, что  «стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится».

  Спасибо вам за помощь

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего об...

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...

Технология проектов в начальной школе

Статья и презентация о технологии проектов в начальной школе. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать пра...

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...