ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ»
рабочая программа (4 класс)

Васильева Ольга Ивановна

В данной программе используется техника мокрого и сухого валяния, в процессе которой из шерсти создаётся  рисунок, объёмные игрушки, панно, картины, декоративные элементы предметов  одежды, бижутерия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valyanie_iz_shersti.docx98.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Шалинского городского округа

«Дом творчества»

РАССМОТРЕНА

Педагогическим советом

МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

Протокол № ___ от «___» ____________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНА

Директором МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

_______________ Пономарева Н.Н.

Приказ № ____ - О от «___»____________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ»

Возраст детей:

10-15

 лет

Срок реализации:

3 года

Автор – составитель:

Васильева Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

п.г.т. Шаля,

2020


Оглавление

Паспорт программы……………………………………………………..

3

Пояснительная записка………………………………………………….

4

Учебный план 1 года обучения…………………………………………

10

Содержание программы 1 года обучения………………………………

12

Учебный план 2 года обучения…………………………………………

15

Содержание программы 2 года обучения………………………………

17

Учебный план 3 года обучения…………………………………………

20

Содержание программы 3 года обучения………………………………

22

Методическое обеспечение……………………………………………...

24

1) Материально-техническое обеспечение……………………………..

24

2) Методические материалы…………………………………………….

25

3) Оценочные материалы………………………………………………..

27

Список литературы………………………………………………………

30


Паспорт программы

Полное наименование программы

Валяние из шерсти

Руководитель ОУ

Пономарева Нэля Николаевна

Исполнитель, юридический адрес - МБУ ДО ШГО «Дом творчества», п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 56

ФИО автора

Васильева Ольга Ивановна

Должность автора

Педагог дополнительного образования

Целевые группы

Обучающиеся в возрасте 10-15 лет

Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через освоение искусства фильцевания.

Направленность

Художественная

Срок реализации программы

3 года

Уровень освоения программы

Ознакомительный, базовый

Краткое содержание программы – в данной программе используется техника мокрого и сухого валяния, в процессе которой из шерсти создаётся  рисунок, объёмные игрушки, панно, картины, декоративные элементы предметов  одежды, бижутерия. По окончании освоения программы обучающийся научится комбинировать мокрое валяние с валянием иглой. Изготавливать украшения, сувениры, а также декорировать предметы гардероба и интерьера.


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Валяние из шерсти» имеет художественную-направленность и ориентирована на формирование эстетического вкуса, художественных способностей обучающихся различными видами искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления. Данная дополнительная общеразвивающая программа  разработана с учетом:

- Федерального закона от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);

- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»);

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

- Устава МБУ ДО ШГО «Дом творчества»;

- Образовательной программы МБУ ДО ШГО «Дом творчества».

Валяние из шерсти (фелтинг или фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды, бижутерия.

Новизну программы определяет использование ИКТ технологий в декоративно-прикладном творчестве.

Данная программа является модифицированной, опирается на дополнительную образовательную программу: Камаева Г. С. «Валяние» (п. г. т. Актюбинск, 2014 г.) [5]. Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Валяние из шерсти» от программы «Валяние» является то, что в программе Камаевой Г.С. основу программы составляют два раздела - аппликация в технике валяния и объёмные и полу объёмные изделия в технике сухого валяния. Программа «Валяние из шерсти» включает мокрое и сухое валяние, содержание разделов знакомит с

изготовлением объёмных игрушек, картин, декоративных элементов предметов одежды, бижутерии.

Также отличительной особенностью данной программы является дистанционное общение и обучение обучающегося на дому, посредством интернет-технологий.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Валяние из шерсти» заключается в том, что она направлена на возрождение народного декоративно – прикладного искусства, традиций ремесла. Сегодня один из старых и очень древних материалов вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло в последнее десятилетие возрождается в современной индустрии, а МБУ ДО ШГО «Дом творчества» предоставляет материально-технические условия для реализации данного направления.

Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в очной (контактной) форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через освоение искусства фильцевания.

Обучающие задачи:

- формировать знания по технологии сухого и мокрого валяния;

- обучать основным приёмам при работе с фильцевальной иглой и технике мокрого валяния;

- обучать приёмам подбора шерсти в цветовой гамме к изделию;

- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;

- формирование навыка самостоятельного поиска информации в онлайн-платформах.

Развивающие задачи:

- мотивировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валянию;

- развивать мотивацию к особенности валяльного производства;

- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной народной культуре;

- воспитывать эстетический и художественный вкус;

- воспитывать культуру общения в сети Интернет.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 7 -11 лет и подросткового возраста 12 – 15 лет.

Дети младшего школьного возраста имеют следующие психологические особенности:

- Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явление не точно, выделяя в них случайные признаки и способности, почему – то привлекшие их внимание.

- Особенностью внимания является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изученном явлении. Долго удерживать внимания на одном и том же объекте они еще не могут.

- Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность.

- Мышление отличается наглядно–образным характером, отделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанно с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме совестного ворожения они не связанны с конкретной действительностью.

Дети подросткового школьного возраста имеют следующие психологические особенности:

- Восприятие в данном возрасте становится избирательным и целенаправленным. Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания.

- Заметно улучшаются такие параметры внимания, как устойчивость, объем и интенсивность, развивается способность к переключению и распределению внимания. Оно становится контролируемым, осознанным процессом. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей.

- Растет объем памяти, запоминание и воспроизведение информации приобретает смысловое значение. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

- Мышление становится самостоятельным, благодаря чему растут индивидуальные особенности в интеллектуальном плане, различия между детьми в той или иной области знаний становятся заметными.

Срок реализации программы. Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 432 часов, 3 года реализации.

Предполагает этапы:

1 этап: первый года бучения, 144 учебных часа, срок освоения 1 год, 9 месяцев, уровень освоения программы – ознакомительный. Количество обучающихся - 15 человек в группе, дети 10 – 11 лет.

2 этап: второй год обучения, 144 учебных часа, срок освоения 1 год, 9 месяцев, уровень освоения программы – базовый. Количество обучающихся - 12 человек в группе, дети 12 – 13 лет.

3 этап: третий год обучения, 144 учебных часа, срок освоения 1 год, 9 месяцев, уровень освоения программы – базовый. Количество обучающихся - 12 человек в группе, дети 14 – 15 лет.

Режим организации занятий

Год обучения

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятий

1

144

4

2

2 ак. ч.

2

144

4

2

2 ак. ч.

3

144

4

2

2 ак. ч.

Первые 30 минут отводится на работу в онлайн режиме, посредством платформ: WhatsApp, Google, ВKонтакте. Обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы. Остальная часть в офлайн режиме (в индивидуальной работе и онлайн консультировании).

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе «Валяние из шерсти»:

- учебные группы формируются из обучающихся одного возраста;

- заниматься дистанционно может каждый обучающийся по желанию;

- количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до 15 человек.

Формы обучения и виды занятий по программе.

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

- видео-занятия, онлайн-лекции, мастер-классы;

- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;

- сайты по творчеству данного направления;

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: Google, WhatsApp, ВКонтакте.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую в день занятия происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию, демонстрируются способы изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий и промежуточных результатов работы.

Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения, обучающиеся будут знать:

- материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия «Фелтинг»;

- устройство фильцевальной иглы;

- технологию выполнения простых изделий способами сухого и мокрого валяния;

- историю возникновения войлока;

- использовать социальные сети в образовательных целях.

Уметь:

- использовать инструменты и приспособления для сухого и мокрого валяния;

- выполнять раскладку и сваливание несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру;

- подбирать шерсть в цветовой гамме к изделию.

К концу второго года обучения, обучающиеся будут знать:

- свойства шерсти, используемой в изготовлении работ;

- способы оформления внешнего вида изделия;

- разнообразие и назначение фильцевальных игл;

- нравственно – эстетические нормы общения в сети интернета

Уметь:

- соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ;

- изготавливать самостоятельно игрушки по образцу;

- выполнять самостоятельно эскиз;

- самостоятельно находить информацию на онлайн-платформах.

К концу третьего года обучения, обучающиеся будут знать:

- технологическую последовательность изготовления изделий;

- требования к качеству готовых изделий;

- варианты подготовки эскиза для работы;

- особенности профессий валяльного производства;

- использовать платформы и серверы в образовательных целях.

Уметь:

- использовать разные приёмы работы с шерстью;

- последовательно выполнять игрушки из войлока,

- доводить изделие до нужного качества и вида.

Оценка образовательных результатов реализации программы осуществляется в следующей форме:

Выставка работ обучающихся в офлайн режиме в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

Итоговая оценка:

Тестирование в онлайн режиме в чатах WhatsApp, ВКонтакте.


Учебный план 1 года обучения

№ п\п

Наименование разделов и темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

Онлайн встреча. Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

2.

Фелтинг.

2

2

0

Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте

3.

Цветоведение.

2

1

1

Игра в чатах

WhatsApp, ВКонтакте

4.

Игрушки из шерсти.

40

10

30

4.1.

Смайлик.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.2.

Божья коровка.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.3.

Цыплёнок.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.4.

Котёнок.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.5.

Ящерица.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.

Аксессуары.

56

14

42

5.1.

Сувенирные валенки.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.2.

Сувенирные рукавички.

8

2

6

Практическая работа.

Промежуточная оценка Выставка работ WhatsApp, ВКонтакте.

5.3.

Чехол для телефона.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.4.

Футляр.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.5.

Маска для сна.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.6.

Кошелек.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.7.

Цветок на заколку.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.

Бижутерия.

40

10

30

6.1.

Браслет.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.2.

Брелок.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.3.

Заколка.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.4.

Бусы для мамы.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.5.

Кулон.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

7.

Подведение итогов.

2

2

0

Итоговая оценка. Тестирование в чатах WhatsApp, ВКонтакте

Итого часов:

144

41

103


Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория. Онлайн встреча. Демонстрация образцов изделий по программе. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2. Фелтинг.

Теория. Сведения о технике. Исторически факты.

3. Цветоведение.

Теория. Шерсть и её свойства.

Практика. Игра «Подбери цвет»

4. Игрушки из шерсти.

4.1. Смайлик.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.

4.2. Божья коровка.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.

4.3. Цыплёнок.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.

4.4. Котёнок.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.

4.5. Ящерица.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Валяние туловища. Валяние деталей игрушки. Приваливание деталей к основе. Оформление работы.

5. Аксессуары.

5.1. Сувенирные валенки.

Теория. Техника мокрого валяния.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.2. Сувенирные рукавички.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.


5.3. Чехол для телефона.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.4. Футляр.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.5. Маска для сна.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.6. Кошелёк.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.7. Цветок на заколку.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние ручным способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

6. Бижутерия.

6.1. Браслет.

Теория. Техника сухого валяния.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для браслета. Сборка браслета. Оформление браслета.

6.2. Брелок.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для брелока. Сборка брелока. Оформление брелока.

6.3. Заколка.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для заколки. Сборка заколки. Оформление заколки.

6.4. Бусы для мамы.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для брошки. Сборка брошки. Оформление брошки.


6.5. Кулон.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы для изделия. Сборка изделия. Оформление изделия.

7. Подведение итогов.

Теория. Онлайн встреча. Тестирование.


Учебный план 2 года обучения

№ п\п

Наименование разделов и темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

Онлайн встреча. Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

2.

Фелтинг.

2

2

0

Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте

3.

Основы композиции.

2

2

1

Игра в чатах

WhatsApp, ВКонтакте

4.

Украшения.

48

12

36

4.1.

Брелок.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.2.

Украшение для косметички.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.3.

Украшение для смартфона.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.4.

Украшение для портмоне.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.5.

Украшение для сумки.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.6.

Украшение для ранца.

8

2

6

Практическая работа.

Промежуточная оценка Выставка работ WhatsApp, ВКонтакте.

5.

 Изделия для дома.

48

12

36

5.1.

Ёлочка.

8

2

6

Практическая работа

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте

5.2.

Салфетница.

8

2

6

Практическая работа

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте

5.3.

Подставка под горячее.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.4.

Шкатулка.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.5.

Цветы для штор.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.6.

Ваза.

8

2

6

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.

Шерстяная живопись.

40

8

32

6.1.

Пейзаж.

10

2

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.2.

Натюрморт.

10

2

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.3.

Животные.

10

2

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.4.

Птицы.

10

2

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

7.

Подведение итогов.

2

2

0

Итоговая оценка. Тестирование в чатах WhatsApp, ВКонтакте

Итого часов:

144

40

104


Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория. Онлайн встреча. Демонстрация образцов изделий. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2. Фелтинг.

Теория. План на учебный год.

3. Основы композиции.

Теория. Изобразительное искусство и цвет.

Практика. Игра «Жанры живописи»

4. Украшения.

4.1. Брелок.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

4.2. Украшение для косметички.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

4.3. Украшение для смартфона.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

4.4. Украшение для портмоне.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

4.5. Украшение для сумки.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

4.6. Украшение для ранца.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Сборка деталей. Декорирование работы.

5. Изделия для дома.

5.1. Ёлочка.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.2. Салфетница.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.3. Подставка под горячее.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.4. Шкатулка.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.5. Цветы для штор.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

5.6. Ваза.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока. Декорирование изделия.

6. Шерстяная живопись.

6.1. Пейзаж.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.

6.2. Натюрморт.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.

6.3. Животные.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.

6.4. Птицы.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Расположение шерсти на основе. Изготовление деталей переднего плана. Изготовление деталей заднего плана. Выкладывание мелких деталей, оформление работы.

7. Подведение итогов.

Теория. Онлайн встреча. Тестирование.


Учебный план 3 года обучения

№ п\п

Наименование разделов и темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

Онлайн встреча. Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

2.

Валяние из шерсти.

2

2

0

Беседа в чатах WhatsApp, ВКонтакте

3.

Основы композиции в дизайне.

2

2

0

Игра в чатах

WhatsApp, ВКонтакте

4.

Аксессуары.

24

12

36

4.1.

Фенечка.

6

2

4

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.2.

Брошь.

6

2

4

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.3.

Колье.

6

2

4

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

4.4.

Подвеска.

6

2

4

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.

Гобелен в технике мокрое валяние.

48

16

32

5.1.

Пейзаж.

12

4

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.2.

Натюрморт.

12

4

8

Практическая работа.

Промежуточная оценка Выставка работ WhatsApp, ВКонтакте.

5.3.

Птицы.

12

4

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

5.4.

Животные.

12

4

8

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.

Игрушки из войлока.

64

22

42

6.1.

Домашние животные.

22

5

10

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.2.

Дикие животные.

22

5

10

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

6.3.

Животные жарких стран.

20

6

11

Практическая работа.

Консультации в чатах WhatsApp, ВКонтакте.

7.

Подведение итогов.

2

2

0

Итоговая оценка. Тестирование в чатах WhatsApp, ВКонтакте

Итого часов:

144

40

104


Содержание программы 3 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория. Онлайн встреча. Демонстрация образцов изделий. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2. Валяние из шерсти.

Теория. План на учебный год.

3. Основы композиции в дизайне.

Теория. Композиция в дизайне.

4. Аксессуары.

4.1. Фенечка.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.

4.2. Брошь

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.

4.3. Колье.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.

4.4. Подвеска.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор эскиза, подбор шерсти. Валяние основы и деталей. Декорирование работы.

5. Гобелен в технике мокрое валяние.

5.1. Пейзаж.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.

5.2. Натюрморт.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.

5.3. Птицы.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.

5.4. Животные.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор сюжета, подбор шерсти и материалов. Рисование эскиза. Выкладывание фона из шерсти. Выкладывание изображения переднего плана. Валяние мокрым способом, промывание и сушка войлока. Оформление войлока.

6.Игрушки из войлока.

6.1. Домашние животные.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.

6.2. Дикие животные.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.

6.3. Животные жарких стран.

Теория. Техника выполнения.

Практика. Выбор игрушки, подбор шерсти и материалов. Изготовление частей туловища игрушки из синтепона и марли. Сваливание головы. Сваливание частей мордочки. Приваливание частей мордочки к голове. Сваливание туловища. Сваливание передних лап. Соединение частей с туловищем. Сваливание задних лап. Соединение частей с туловищем. Оформление игрушки.

7. Подведение итогов.

Теория. Подведения итогов. Онлайн встреча. Тестирование.


Методическое обеспечение

  1. Материально – техническое обеспечение

Учебное оборудование и приборы

№ п/п

Наименование имущества

Количество

1

Стол учительский

1

2

Стол для занятий

1

3

Шкаф

1

4

Доска аудиторная

1

5

Стул учительский

1

6

Стул ученический

20

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся

№ п/п

Наименование

Количество

Студия IP-вещания

1

Ноутбук

1

Смартфон

1

Платформы и сервисы: WhatsApp, ВKонтакте, Google

1

Учебно-практическое оборудование и инструменты

№ п/п

Наименование

Количество

Иглы для фильцевания (№ 32-90)

15 шт.

Простые карандаши

15 шт.

Швейные иглы

6 шт.

 Ёмкость для промывания изделий

6 шт.

 Пупырчатая клеёнка

15шт

Салфетка

1 п.

Ножницы

6 шт.

Полотенце

1 шт.

Мыло

1 шт.

Учебно-практические материалы

№ п/п

Наименование

Количество (шт.)

Шерсть разных цветов

8 шт.  

Бумага А 4 «Снегурочка»

1 п.

Фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек

1 кор.

Наглядный материал. Таблицы.

п/п

Название

Назначение

Выходные данные

Тематика занятий

1

Игра «Азбука цветов»

Дидактический материал

ЗАО «Мир поздравлений» г. Москва. ООО «Типография Фазан»

По всем разделам программы

  1. Методические материалы

Для педагога

п/п

Название

Сайт

1.

Академия «Просвещение» курс для педагогов  «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного  процесса».

https://prosv.ru/pages/besplatnyj-kurs-dlya-pedagogov-distancionnoe-obuchenie.html

Для обучающегося

Название

Сайт

1.

Техника сухого валяния.

https://www.youtube.com/watch?v=eZIEbTeVtWI

2.

Техника мокрого валяние

https://www.youtube.com/watch?v=qcEkO0v9yLA

3.

Основы цветоведения.

https://www.youtube.com/watch?v=sRgB7fM0SG8

4.

Обзор шерсти для валяния

https://www.youtube.com/watch?v=rd0MQwkHNZU

5.

Основы рисование шерстью, инструменты, материалы.

https://www.youtube.com/watch?v=wmf1OcB1VZs

6.

Гобелен. История рукоделия.

https://www.youtube.com/watch?v=8TtAzLJ2pPg

Первый год обучения

п/п

Название

Ссылка на ресурс

1.

Смайлик.

https://www.youtube.com/watch?v=OilyzA08dEw

2.

Божья коровка.

https://www.youtube.com/watch?v=bqpkYN-Kkpw

3.

Цыплёнок.

https://www.youtube.com/watch?v=OVluGP3m8IU

4.

Котёнок.

https://www.youtube.com/watch?v=kffSZ78TpME

5.

Ящерица.

https://www.youtube.com/watch?v=vmOBgTJdGBU 

6.

Сувенирные валенки.

https://www.youtube.com/watch?v=xFYY9LqVPlc

7.

Сувенирные рукавички.

https://www.youtube.com/watch?v=52rFsL8QtD8

8.

Чехол для телефона.

https://www.youtube.com/watch?v=-A9WJzpwlac

9.

Футляр.

https://www.youtube.com/watch?v=IpVGFR9xz9Y 

10.

Маска для сна.

https://www.youtube.com/watch?v=K7bC4ShiENk

11.

Кошелек.

https://www.youtube.com/watch?v=iZjypYRe1UM

12.

Цветок на заколку.

https://www.youtube.com/watch?v=gPSNd1cSpfE 

https://www.youtube.com/watch?v=hO9O_FrnI-c 

13.

Браслет.

https://www.youtube.com/watch?v=39EOXZM3Gu0

https://www.youtube.com/watch?v=XaZ3baQandU

https://www.youtube.com/watch?v=Eg_PaSEP8NE

14.

Брелок.

15.

Заколка.

https://www.youtube.com/watch?v=CO1SRIsdE-k 

16.

Бусы для мамы.

https://www.youtube.com/watch?v=i1kPSwjwf58

17.

Кулон.

https://www.youtube.com/watch?v=3hpSMLh_qDc

Второй год обучения

п/п

Название

Ссылка на ресурс

1.

Брелок.

https://www.youtube.com/watch?v=3v-c88KJhc4

2.

Украшение для косметички.

https://www.youtube.com/watch?v=G6kQIQjSZqg 

3.

Украшение для смартфона.

https://www.youtube.com/watch?v=u-pznQNaSgE

https://www.youtube.com/watch?v=il4cgcBc3h4

4.

Украшение для портмоне.

https://www.youtube.com/watch?v=90UbCwmwIn4

5.

Украшение для сумки.

https://www.youtube.com/watch?v=y9sCbhmTgbg

6.

Украшение для ранца.

https://www.youtube.com/watch?v=b_FNiiMl7LY

7.

Ёлочка.

https://www.youtube.com/watch?v=J5n3IU-ajyE

8.

Салфетница.

https://www.youtube.com/watch?v=wS0ThYwo_Vo

9.

Подставка под горячее.

https://www.youtube.com/watch?v=PhbvI-ttuWI&t=38s

10.

Шкатулка.

https://www.youtube.com/watch?v=RsgVSKgpGmU

11.

Цветы для штор.

https://www.youtube.com/watch?v=6Y7SnGvEd2A

12.

Ваза.

https://www.youtube.com/watch?v=8RyogkwWse0

13.

Пейзаж.

https://www.youtube.com/watch?v=KuSIZX1qTfY

14.

Натюрморт.

https://www.youtube.com/watch?v=IIPHtpeHQyA

15.

Животные.

https://www.youtube.com/watch?v=6yhRJ7zCTbs

16.

Птицы.

https://www.youtube.com/watch?v=4CDNtx7wBaM

Третий год обучения

п/п

Название

Ссылка на ресурс

1.

Фенечка.

https://www.youtube.com/watch?v=ge_NWAofH1w

https://www.youtube.com/watch?v=4_q7aYBBC5k

2.

Брошь.

https://www.youtube.com/watch?v=LLPcBDoKvCo

3.

Колье.

https://www.youtube.com/watch?v=STwq_ix4W20

4.

Подвеска.

https://www.youtube.com/watch?v=eRtJK37Ca9w

5.

Пейзаж.

https://www.youtube.com/watch?v=ufPWOP1b3aM

6.

Натюрморт.

https://www.youtube.com/watch?v=CqOm6hTaNKM

7.

Птицы.

https://www.youtube.com/watch?v=rfOukeEpKW4 

8.

Животные.

https://www.youtube.com/watch?v=zC1UFiwoVX8

9.

Домашние животные.

https://www.youtube.com/watch?v=eNYQm5hNWtI

10.

Дикие животные.

https://www.youtube.com/watch?v=IKT-UNqmyws

https://www.youtube.com/watch?v=s6FqRaEJNbU

11.

Животные жарких стран.

https://www.youtube.com/watch?v=kyGxl6KAPJY


3) Оценочные материалы

«Выставка работ обучающихся на платформах и сервисах: Google, WhatsApp, ВКонтакте (Промежуточная оценка).

Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.

Инструкция для педагога.

Педагог оценивает работы обучающихся в чатах, Показатели, заполняет в оценочный лист.

Критерии оценивания фото работ:

  1. Количество работ по пройденному материалу:
  • Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)

1 год обучения – 7 поделок;

2 год обучения – 6 поделок;

3 год обучения – 6 поделок.

  • Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)

1 год обучения – 4 поделок;

2 год обучения – 3 поделок;

3 год обучения – 3 поделок.

  • Выполнено менее трёх работ (1 балл)
  1. Качество изготовления и оформление работ:
  • Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
  • Работа выполнена с замечаниями по качеству и оформлению (3 балла)
  • Работы выглядят неаккуратно, имеются торчащие пряди шерсти, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
  1. Цветовое решение работ:
  • Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
  • Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
  • Цветовая композиция нарушена (1 балл)

Оценочный лист работ обучающихся.

Ф.И. обучающегося

Количество игрушек за пройденный материал.

Качество изготовления и оформление работ.

Цветовое решение работ.

Общее

количество

баллов


Тестирование в онлайн режиме в чатах WhatsApp, ВКонтакте (Итоговая оценка)

Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы.

Инструкция для педагога.

Педагог размещает в чатах WhatsApp, ВКонтакте «Тест-опрос».

Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.

Вопросы первого года обучения:

Теоретические вопросы:

  1. Что такое Валяние;
  2. Перечислите материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия в техниках сухое валяние;
  3. Перечислите материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия в техниках мокрое валяние;
  4. Назовите технику безопасности при сухом валянии;
  5. Назовите технику безопасности при мокром валянии.

Практические вопросы:

  1. Чем можно заменить белую шерсть;
  2. Назовите свойства шерсти;
  3. Чем отличается игла для валяния от иглы для шитья;
  4. В чём заключается технология выполнения изделий способами сухого валяния;
  5. В чём заключается технология выполнения  изделий способами мокрого валяния.

Вопросы второго года обучения:

Теоретические вопросы:

  1. Откуда берётся шерсть?
  2. Перечислите виды шерсти.
  3. Что такое Фелтинг?
  4. Расскажите легенду возникновения войлока.
  5. Перечислите свойства натуральной шерсти.

Практические вопросы:

  1. Расскажите, зачем на иглах для валяния имеются насечки (зазубренки)?
  2. Что можно использовать для приготовления мыльного раствора?
  3. В чем отличие плёнки применяемой в технике мокрое валяния?
  4. При какой температуре надо сушить изделия в технике мокрое валяние?
  5. Где хранить иглы после окончания работы?

Вопросы третьего года обучения:

Теоретические вопросы

  1. Что вы знаете о технике «Нуновойлок».
  2. Перечислите названия сечения для фильцевальных игл.
  3. Перечислите варианты подготовки эскиза для работы.
  4. Назовите требования к качеству готовых изделий.
  5. Назовите профессий валяльного производства.

Практические вопросы:

  1. Расскажите последовательность изготовления гобеленов.
  2. Назовите материалы для основы игрушки из войлока.
  3. С помощью чего можно ускорить процесс сухого валяния?
  4. Перечислите приёмы работы с шерстью.
  5. Как определить готовность войлока.

Итоговая таблица

Ф.И. обучающихся

Уровень

теоретической подготовки

Уровень

практической

подготовки

Уровень развития общеучебных

умении и навыков

Общ кол.

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень


Список литературы

Для педагога:

  1. Вильчко, Ю. Модные аксессуары из войлока. / Ю. Вильчко, - М. АРТ – РОДНИК, 2014 – 31 с. Гуревич, П.С. Психология и педагогика./ П.С.Гуревич.  – М.: Издательство Юнити – Дана, 2012 – 320 с.
  2. Джеки, Х. ИГРУШКИ – ВАЛЯШКИ: Озорные проекты в технике «игольный фелтинг». / Х. Джеки. – М.: «Контэнт», 2014 – 111 с.
  3. Зуевская, Е. ФЕЛЬТИНГ: Курс для начинающих: Идеи и проекты. / Е. Зуевская. - М.: «Контэнт», 2015 – 128 с.
  4. Карстен, З. Войлочный зоопарк. / З. Карстен. - М. АРТ – РОДНИК, 2014 – 77 с.
  5. Камаева, Г. С. «Валяние». Образовательная программа для детей 10 – 18лет/ Г.С. Камаева. п.г.т. Актюбинск. 2014- 22с.
  6. Мишанова, О.А. Живопись шерстью. / О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 62 с.
  7. Мишанова, О.А. Картины из шерсти. / О.А. Мишанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 63 с.
  8. Маккей, М. Цветочные картины из шерсти и войлока: Пейзажи и натюрморты. / М. Маккей. - М.: «Контэнт», 2015 – 128 с.
  9. Ольбрих, А. Декоративные фигурки из шерсти: Проекты в технике фелтинг. / А. Ольбрих.  – М.: «Контэнт», 2014 – 48 с.

10. Соколова, О. Фелтинг Экзотические поделки из шерсти. /О. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 61 с.

Для обучающихся:

  1. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц. / Л. Люцкевич М., Эксмо, 2008 – 60 с.

2.        Люцкевич, Л. Модные украшения в технике фильц. / Л. Люцкевич М., Эксмо, 2009 – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Обучающиеся научатся шить плоских игрушки, в виде шариков, увеличенные объёмные игрушки, предметы быта и интерьера....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СЕМИЦВЕТИК»

Программа построена на  коррекционной работе взаимодействия с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. На занятиях обучающиеся осваивают различные техники (поделки из бумаги, сув...