Активизация познавательной деятельности ребенка с ДЦП посредством ИКТ
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова-Пляскина Светлана Алексеевна

Современные технологии ИКТ  на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности ребенка с

ДЦП посредством ИКТ

                                                                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                                            Пляскина С.А.

Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, становление и развитие личности  школьника. А одним из основных показателей становления личности школьника с ДЦП является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения.

Для детей с ДЦП характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, недоразвитие мелкой моторики. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые технологии. Тем более у наших детей идут сопровождающие заболевания (спастический тетропарез, ЗПР, УО).

Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников с ДЦП исследуется различными авторами, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительной части учащихся  наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс у многих остается на прежнем уровне или даже снижается.

Развитие познавательной деятельности ребенка  зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. 

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует коррекции познавательной сферы.

Цель и задачи использования ИКТ для развития познавательного интереса детей с ДЦП:

Цель: создать условия, способствующие максимальной активизации учебной деятельности  школьников, развитию общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

- активизировать образовательный процесс путем включения в него информационно-коммуникационных технологий;

- формировать и развивать самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся с ДЦП;

- использовать возможности учебных прграмм для создания сопровождения уроков;

- раскрыть возможности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ДЦП;

- использовать разнообразные творческие задания с помощью ИКТ, способствующие развитию учебной деятельности.

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

Формы использования ИКТ:

- Компьютерные презентации

- Работа в программах: ПервоЛого, Paintbrush, QuickTime Player

-Работа с виртуальной доской  http://piratepad.net/wEwXeCh5Ks

- Видео и аудиофрагменты

- Готовые программные продукты: учебные диски, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.

- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации)

-использование специализированной клавиатуры и мышки

-онлайн тестирование.

Свои уроки я стараюсь сделать интересными и яркими, и в этом мне помогают Информационные технологии. Для своих уроков создала в программе ПервоЛого: «Слоговые таблицы» где представлены различные упражнения по развитию речи, фонематического слуха, обогащению словаря, а так же путешествия-сказки по математике. Применяю в практике POWER POINT презентации на различных этапах работы (объяснение материала; обобщение знаний по изученной теме). Это позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.

Пользуюсь авторскими, которые дорабатываю под конкретный класс, либо создаю сама. Пользуюсь различными дидактическими материалами.

Возможности использования ИКТ на уроках:

На математике использую презентации и ПервоЛого во время устного счета, или при объяснении геометрического материала т. к. именно на этих этапах возможно более эффективное применение. Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки.

Урок чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Использование ИКТ на  уроках по  темам, где разгадываются и составляются  кроссворды, проведение викторины и другие творческие задания.
На уроках письма использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом. Так же очень удобно проводить словарную работу, орфографические, слуховые диктанты, проверочные работы. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.

Использование наглядных средств(презентаций, видеофрагментов, аудиозаписей) возможно так же на уроках рисования, развития речи, ручного труда, коррекции психомоторных процессов, обеспечения безопасной жизнедеятельности.

В моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, трудовому обучению, чтению, внеклассной работе, ИЗО.

Использование ИКТ в образовательном процессе: 
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

• Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.)

• Диагностирую развитие детей (строю диаграммы, графики)

• Обмениваюсь опытом, дидактическими материалами и пособиями с другими  учителями.

В процессе работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ДЦП

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно - развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у учащихся.

Трудности возникающие во время работы.

-недоразвитие у детей с ДЦП мелкой моторики ;

-некомпетентность родителей при работе с ПК.

г. Улан-Удэ

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности посредствам применения ИКТ.

Применение ИКТ помогает активизировать познавательную деятельность у учащихся начальной школы....

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ"

В ДАННОЙ РАБОТЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕИЯ ИКТ ОБУЧЕНИЯ...

Статья: "Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие."

Данная тема интересна для применения, как на уроках русского языка и литературы, так и при проведении различных внеклассных занятий.Коррекционно-развивающие упражнения несут практические умения, раскр...