ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья (2 класс)

Степанова Изабелла Михайловна

Последние события, связанные с пандемией, оказали значительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование. В сложившихся обстоятельствах как никогда остро встал вопрос о переводе обучения на дистанционную форму, основой которой правомерно считать активное применение информационно-коммуникационных технологий как основного средства обучения. Дистанционное обучение имеет свою специфику на различных уровнях и этапах образования: не является исключением и обучение в начальной школе. Учащиеся младших классов обладают рядом психологических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании и реализации учебных дисциплин. В статье рассмотрены базовые характеристики портрета обучающегося начальной школы: недостаточно сформированные навыки самостоятельной работы, преимущественно образное восприятие информации, заинтересованность как главный аспект мотивации, ориентация на активную деятельность. Обозначенные факторы определяют выбор форм работы, способы предоставления учебного материала с использованием информационных технологий. Отражён аспект организации коммуникации между педагогом, обучающимся и его родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepanova_i.m.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

И.М.Степанова

Информационные технологии (ИТ) уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни, являясь объективной данностью: процессы в рамках всех сфер человеческой деятельности невозможно представить без использования современных достижений науки и техники. Процесс образования не является исключением: в последнее десятилетие остаётся актуальным вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий на всех этапах и уровнях образования.

В связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России, в том числе и в Республике Саха (Якутия) весной 2020 года школы вынужденно перешли на дистанционное обучение. Вопрос дистанционного обучения остро встал, как никогда.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1].

По определению Е.В. Харунжаевой, дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.

Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель, и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.

Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.

Третий тип дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте [2].

Применение ИТ в процессе обучения различным учебным дисциплинам требует от педагога начальных классов знаний как в области подготовки сценария учебного курса с учетом возможностей инструментальных средств разработки программ, так и знаний в области методики преподавания конкретной дисциплины.

Использую  компьютерные технологии по следующим направлениям:

•        Тематическое планирование уроков;

•        Накопление дидактического материала,

•        Проведение уроков или элементов уроков;

•        Разработка внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин;

•        Участие учеников в интернет-олимпиадах, тестированиях, НПК;

•        Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

В начальных классах  информационные технологии  используются на уроках для предъявления учебной информации, для контроля успешности ее усвоения.

Для учеников 1-4 классов технологии мультимедиа позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.

В учебном процессе часто использую образовательные ресурсы ИТ:  

•        образовательные программы, поурочные планы;

•        уроки с ИКТ поддержкой;

•        электронные учебники, энциклопедии и справочники,

•         тренажеры и программы тестирования

В Сетевом Городе «Образование» в электронном дневнике ежедневно выдаются домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя  отправляют номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендуют чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий.

В нашей школе мы  используем такие образовательные платформы: Учи.ру,  Яндекс.Учебник, РЭШ, ЯКласс  и другие.

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет  общедоступная федеральная  образовательная онлайн-платформа «Российская электронная школа». Здесь ученику предоставляются более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов.

Младшие школьники продолжают занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000  заданий по математике и русскому языку по ФГОС.

Учитель начальных классов может провести проверочную работу на портале «Учи.ру». Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу.

В дистанционном обучении в начальных классах хороший результат показали трансляции на YouTube. Педагог отправляет  ссылки на учебный материал. Даже ученики 1 классов  легко подключаются со своего телефона  и смотрят урок.

В нашем классе дистанционные уроки провожу через приложение Zoom. Эта программа для организации видеоконференций удобна тем, что проводятся синхронно, то есть все ученики имеют одновременный доступ к чату. Если урок проходит в режиме видео-чата онлайн, то все ученики друг друга видят и слышат. Учитель контролирует уровень знаний детей, объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам и тут же спрашивает их.

При прохождении сложных тем изучаемого материала  готовлю видео-урок, в котором  подробно объясняю ученику новую тему. В ходе урока даю задания по теме. Предлагаю гугл тесты, тренажеры для закрепления пройденного материала.  

Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Так младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах под руководством педагога.

Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыком в течение всей жизни.

Применение форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ. Классы начальной школы лидируют на сервисе «ЯКласс» в «Топе классов в школе», занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях самого разного уровня.

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/дистанционное обучение
  2. Русакова С.В. Организация и проведение дистанционного урока в начальной школе.Арзамас, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.

В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...

Статья: Использование облачных технологий в дистанционном обучении.

В статье рассказано, с помощью каких сайтов можно дистанционно работать с учащимися, и как пользоваться облачными технологиями....

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....

Доклад "Примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении"

В данном докладе отражены и приведены примеры современных информационных технологий в коррекционном обучении.В условиях инклюзивного образования информация будет полезна учителям....

Использование информационных технологий в дистанционной форме работы учителя – логопеда

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Однако форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...