Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
занимательные факты (1 класс)

Олина Валентина Петровна

Дистанционное обучение детей с ОВЗ - уникальная  и порой единственная возможность адаптироваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

по теме

«Особенности дистанционного

 обучения детей с ОВЗ»

                                                                  Подготовила и выступила:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                   Олина Валентина Петровна      

2020 год

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ

Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

        Настоящий педагог не имеет права поддаваться унынию. «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам» (Ричард Генри Данн). Так мы, учителя стали на путь освоения преподавания в дистанционной форме. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу, и мы стали разбираться с техническими вопросами, связанными с завершением учебного года и порядком проведения итогов, не выходя из дома.

        Анализируя  свой опыт в проведении дистанционных уроков, хочу  отдать должное разработчикам таких платформ, как Яндекс.Учебник, Uchi.ru, и др., которые в сжатые сроки  организовали сервисы в помощь всем: и учителям, и родителям, и, конечно же, самим обучающимся.

       Можно много говорить о том, что дистанционное обучение – это что-то для нас неизведанное, новое, непонятное, технически несовершенное как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков. Но другой альтернативы нет. Нужно искать не причины и недостатки, а возможности их преодоления! Иначе нельзя, образование детей нельзя прекращать ни на один день!

        Как учитель начальных классов, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн уроков в начальной школе.

       Прежде всего, нужно было определиться, на какой платформе проводить уроки в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализировав все имеющиеся сервисы, мой выбор пал на Яндекс.Учебник и Uchi.ru. Для начальной школы эти две платформы наиболее оптимальны.

Во-первых, большинство младших школьников знакомы с этими сервисами, так как выполняют на их базе  всевозможные олимпиады и задания по математике, русскому и английскому языкам, а недавно там появились задания по окружающему миру и программированию.

        Во-вторых, на этих двух платформах в сжатые сроки были разработаны и выложены инструкции по организации и проведении дистанционных уроков.

       В-третьих, технические характеристики для поддерживания сервиса на этих платформах более доступны как для учителей, так и для родителей.

       Но я сегодня должна говорить о дистанционном обучении не класса, а о дистанционном образовании при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – не просто одна из тенденций современного информационного общества, это уникальная и порой единственная возможность для таких детей адаптироваться.

Ситуация с неожиданным прерыванием учебного ритма, переводом учебы в дистанционный формат, да еще в условиях общей тревоги взрослых и реальной опасности, связанной с пандемией, оказалось большим испытанием для ребенка с аутистическим расстройством. Трудности сохранения эмоциональной стабильности и адаптации к новым условиям обучения и жизни были связаны со следующими особенностями таких детей:

  • дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут фиксироваться на реальной или мнимой опасности, формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением,
  • такие дети, как правило, тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий. Чем резче изменение в привычном распорядке жизни, тем более нужны ребенку с аутизмом поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в осмыслении и понимании необходимости таких изменений,
  • детям трудно включиться и осуществлять продуктивную учебную деятельность в новых условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычного стереотипа классного занятия. Родителям пришлось полностью брать на себя организацию и дозирование учебной деятельности ребенка, имеющего выраженные трудности в организации произвольного внимания и поведения, высокую утомляемость и пресыщаемость и определенные сложности в усвоении учебного материала,
  • вынужденное снижение уровня активности ребенка, часто совпадающее с его собственными установками, отмена посещения школы при отсутствии компенсирующих усилий могут иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов. Что я сейчас и наблюдаю. Очень сложно ребенка усадить и попросить выполнить какое то задание.

В сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.

Большое значение может иметь и поддержание личного контакта самого ребенка с уже значимыми для него фигурами школьной жизни – с учителем и со школьным психологом. Во-первых, аутичные дети, как правило, очень ценят «своего» учителя, нередко эмоционально привязываются к нему, поэтому регулярный контакт с ним может быть для них большой эмоциональной поддержкой, во-вторых, авторитетный взрослый может помочь близким «мобилизовать» ученика для организации домашней учебы. В зависимости от особенностей ребенка и технических возможностей такой контакт может поддерживаться с помощью обмена письменными сообщениями, звуковыми или видеорепликами или путем обычного разговора по телефону.

Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет.  Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

       При обучении детей с ОВЗ я реализовала различные дистанционные технологии  и различные формы.

Дистанционные технологии:

1. Урок, размещенный на сайте.

2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)

3. Работа в Skype.

Формы дистанционной работы с ОВЗ:

1). Работа непосредственно с ребенком + мама по необходимости.

2). Работа через родителя.

Первый случай, конечно, был не наш. Так как ребенок неречевой

В своей работе я придерживалась второй формы.

         Каждый дистанционный урок, проводился  согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно дети , требующие особое внимание, должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

        Свою работу с данной категорией учащихся  я разделяла на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых педагог должен стать собеседником и другом.
  2. Следующий этап один из важных: разработка на каждого ученика адаптированной образовательной программы реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. по дистанционной технологии.
  3. Этап подбор заданий, упражнений по выбранному родителями предмету.

Каждый дистанционный урок проводился по заранее составленному расписанию, ребенок  с помощью родителей входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных уроков.

На уроках дистанционного обучения я использовала не только электронные учебные ресурсы, но и традиционные книги, учебники, тетради и т.д.

К сожалению, дистанционный формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки. Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны.

 Родитель стал тьютором, моим незаменимым помощником, моими «руками»  по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Я благодарна Елене Николаевне за помощь и сотрудничество.

Успех реализации дистанционного образования детей ОВЗ напрямую зависит от качества взаимодействия всех  его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц. 

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  3. Подбор и подготовка игр и заданий
  4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия
  7. Домашнее задание
  8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)


Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:

  • При обучении устной речи я использую, такие задания, как «напиши звуковое письмо своему другу», «озвучь мультфильм, фильм». Учащиеся с радостью принимают участие в выполнении таких заданий, так как каждый хочет оказаться  на месте известного артиста, актера режиссера. При обучении аудированию  использую  аутентичные адаптированные тексты.
  • При обучении грамматики дистанционно я использую презентации, которые  можно демонстрировать в программе «Скайп»; так же детям очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово, грамматическую структуру; Система тестов, упражнений в электронном варианте  реально экономит время за счет отсутствия необходимости  переписывания упражнения, что даст больше времени на  отработку грамматических структур.
  • При  отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи  озвученные носителями языка.
  • На каждом уроке я использую физминутки, расслабляющие паузы (слушаем пение птиц, закрывая при этом глаза), упражнения на дыхание (дышим свежим воздухом в лесу), минутка для пальчиков (особенно используется после написания упражнения) и т.д.

Использование таких здоровьесберегающих технологий, позволяет  предотвратить перегрузки и усталости у  школьников.

Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение,  имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Мы должны перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности дистанционного обучения детей с диагнозом ДЦП

Особенности дистанционного обучения детей с диагнозом ДЦП...

Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...

«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....

Отличительные особенности дистанционного обучения.

Дистанционное обучение отличается от привычных занятий в школе. При переходе на новый формат учителя неизбежно сталкиваются с трудностями. Рассмотрим самые распространенные вопросы, которые возникают ...

Особенности дистанционного обучения в школах для детей с особыми образовательными потребностями

Последние несколько лет активно развивается сфера онлайн обучения. На просторах интернета каждый день появляются новые курсы, программы самообразования в самых различных сферах. Современные реалии обя...

«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»

laquo;Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»...