«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Карягина Юлия Александровна

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karyagina_yu.a._pro_monitoring.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга».
(из опыта работы учителя Карягиной Ю.А).

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей с ограничениями возможностей здоровья является мониторинг. Он служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в дистанционной школе, является основой для принятия эффективных решений, создание корректной  индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, для развития творческих, коммуникативных способностей, умению мыслить, анализировать, делать выводы, оценивать полученные результаты. Формировать у обучающихся умения самоконтроля и самооценки, рефлексии,  самовоспитания и саморазвития.

Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Только знание того, идём мы вперёд или стоим на месте, даёт возможность грамотно проводить работу по коррекции образовательного процесса.

Мониторинг качества знаний учащихся, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в т.ч. педагогическая) не может считаться таковой, если отсутствует простой и чёткий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Объектом мониторинга может быть не только качество знаний, но и всё что угодно, например: здоровье, речевое развитие, список прочитанной литературы, количество пропущенных часов по болезни и пр. Можно выделить две основные
особенности объектов мониторинга. 

Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга находятся в постоянном изменении, развитии (и качество знаний учащихся не исключение!).

Вторая особенность – это наличие или возможность опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга.

Таким образом, задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Чтобы осуществлять мониторинг качества знаний, необходимо иметь конкретные данные об этом «качестве». Получить их можно, с помощью различных систем контроля и учёта знаний. Мониторинг должен быть  как постоянное наблюдение с целью предотвращения нежелательных последствий и своевременного корректирования учебного процесса. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников с ОВЗ, развитие их познавательных способностей и самостоятельности.

Как известно, под педагогическим контролем понимают систему научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Более узкое определение гласит, что педагогический контроль - это выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Различают текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль.

Я представляю систему работы по проведению мониторинга на уроках в школе дистанционного обучения детей-инвалидов.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Поставлены следующие задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого предмета;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предметам.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга  помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений учащихся.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование индивидуального учебного тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе мы используем  мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности ученика.

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов. (График динамики речевого развития)

Чтобы получить ожидаемый результат,  после входящей контрольной работы определяется уровень ЗУН, планируется коррекционная работа индивидуально с каждым учащимся.

А в этом помогает уже тематический мониторинг.

На каждого ученика  составляется индивидуальная карточка. В данной карточке указываются виды нарушений и их коррекция. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика.  Индивидуализация планирования связана: со спецификой заболевания (быстрая утомляемость; узкий словарный запас (неточное понимание значения новых терминов, слов); особенности внимания; низкий темп деятельности); со спецификой работы на уроке; необходимостью устранения пробелов в знаниях. Увеличение количества часов связано с: возрастными особенностями ребёнка (младший школьный возраст); необходимостью устранения пробелов в использовании компьютера; низким темпом деятельности; низкой техникой чтения / письма; началом занятий не с 1 сентября (с конца октября например); невысокой продуктивностью работы ученика на дистанционных уроках. В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течении учебного года возможно перераспределение  часов, корректировка тем.

Особенности и корректировка индивидуального учебного тематического планирования для обучающихся с ОВЗ.

Вариативность обучения обусловлена возможностью освещения отдельных тем в более полном объёме. Для повышения мотивации и общего развития ученика  индивидуальное учебное тематическое планирование может незначительно корректироваться, перераспределяться в течении учебного года. Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и т.п.). В зависимости от динамики и качества освоения учебного материала может быть произведено перераспределение тем. И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь обучающимся дистанционно.
Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предметам;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

 В  ресурсном центре дистанционного обучения детей-инвалидов Мурманской области на базе ГОБОУ Минькинская КШИ на платформе Государственного бюджетного образовательного учреждении города Москвы Центра образования «Технологии обучения» распространены такие методы диагностики учебных достижений учащихся, как письменный и устный опрос, контрольные работы, рефераты, тестирование, самостоятельная работа, «вопросы к автору» (когда младшим школьникам предлагается задание в виде интервью с автором произведения), творческие проекты.
Наилучшим и наиболее корректным из известных сегодня методов измерения знаний обучающихся с ОВЗ, на мой взгляд, является педагогический тест. С помощью тестовых заданий определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми для развития творческих, коммуникативных способностей, умению мыслить, анализировать, делать выводы, оценивать полученные результаты. Формировать у обучающихся умения самоконтроля и самооценки, рефлексии,  самовоспитания и саморазвития.  Для того, чтобы повысить качество знаний учащихся  необходима регулярная работа, т.е. мониторинг должен быть  как постоянное наблюдение с целью предотвращения нежелательных последствий и своевременного корректирования учебного процесса. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников с ОВЗ, развитие их познавательных способностей и самостоятельности –  это первостепенная задача педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

   В статье  говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,а  скорее просто особые образовательные потребности. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой совре...

Влияние воспитательно – коррекционных воздействий на формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В настоящее время уделяется большее внимание социализации и формированию жизненных компетенций у детей СС различными отклонениями в развитии. Для них создана сеть учреждений...

Коррекционная работа при нарушениях письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал содержит описание нарушений, таких как дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания - это акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза...